«Птицы», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру на тему  «Птицы», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_12_fevralya.docx30.42 КБ
Файл ptitsy.pptx960.01 КБ

Предварительный просмотр:

тема: «Птицы»

Класс -2

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: определить разнообразие птиц, их значение  в природе и в жизни человека.

Задачи урока:

1) повторить отличительные признаки птиц;

2) рассказать о важности перьевого покрова в жизни птиц;

3) расширить знания о питании птиц;

Авторы учебника:

Результаты:

Личностные: бережное отношение к птицам, к природе. 

Регулятивные: умение видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

Познавательные: умение самостоятельно работать с источником информации и понятно излагать свои мысли, критическое мышление, интерес к исследовательской деятельности, умение овладевать основами синтеза.

Коммуникативные: умение работать в классе, отстаивать свою точку зрения.

Этапы организации учебной деятельности

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность

Приветствует обучающихся, организует внимание. Создание положительного настроя на урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные

Постановка темы и целей урока

-Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово. (Птица) 

1ц

а

п

л

я

2п

е

т

у

х

3с

н

е

г

и

р

и

4с

к

В

о

р

е

ц

5с

О

р

о

к

а

1. На болоте обитает

И лягушек поедает. (цапля)

2.Хвост с узорами

Сапоги со шпорами (петух)

3. Зимою краснеют

На голых ветвях

Весенней порою

Опять улетят

4. На шесте дворец

Во дворе певец

5. Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая

-Тема нашего урока – «Птицы». Расскажите, каких птиц вы наблюдали в лесу, в парке, у реки, в зоопарке, во дворе.

Знакомит с темой урока.

Разгадывают кроссворд. Определяют тему урока

Коммуникативные, Регулятивные

Усвоение новых знаний

-Откройте свой учебник на странице 21.

-Рассмотрите рисунок в учебнике. Как вы отличаете птиц от других животных? (Главное отличие птиц от других животных – наличие перьевого покрова тела). Поэтому их ещё называют пернатыми.

-Какова особенность внешнего строения птиц? (Наличие двух ног и пары крыльев.)

-Можно ли назвать всех летающих животных птицами? (Нельзя. Могут летать насекомые (бабочки) и звери (рыжая вечерница).)

-А плавают ли птицы? (Да. Например гусь и пингвин.)

-Бывают ли нелетающие птицы? (Да. Например, страус, пингвин, киви.) Как вы думаете, зачем птицам перья?

-Перья у птиц разные. Одни перья защищают птиц от холода, другие помогают летать. С помощью клюва птицы добывают пищу, приводят в порядок свои перья, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, подают сигналы.

-Удавалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком?

-Все ли перья у него одинаковые?

-Только ли цветом они различаются?

-Переверните страницу в учебнике

-Рассмотрите рисунок в учебнике.

-

-Перья, расположенные на туловище, крыльях и хвосте птицы, - разные. Маховые перья крыльев и рулевые перья хвоста играют важную роль при полете птицы. Перья, покрывающие все тело птицы, как чешуя тело рыбы, называют покровными. Под покровными перьями располагаются мягкие и пушистые пуховые перья. Между ними находится много воздуха, который плохо проводит тепло. Пуховые перья защищают птиц от охлаждения и перегрева.

-Расскажите, чем отличаются по внешнему виду маховые перья от рулевых, покровные перья от пуховых. Обратите внимание на размер перьев, ширину опахала птичьего пера.

-Чем питаются птицы? На какие группы по способу питания делятся птицы? (Зерноядные, насекомоядные, хищные.)

-Что помогает им добывать пищу? (клюв, когти.)

Глухарь – житель лесных чащоб. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухари кормятся ягодами. А на берегу ручьев глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.

Вальдшнеп – лесной кулик. Днем затаивается под кустами. Начнет темнеть, выберется вальдшнеп на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелится, он сразу же его ловит и глотает.

Сыч-воробей – маленький ночной хищник. Как сткмнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на нее, схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мертвых мышей – это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

  Над полем нередко можно увидеть небольшую острокрылую рыжую птицу. Не спеша летает она над посевами и то и дело словно останавливается в воздухе, трепеща крыльями и распустив веером хвост. Птица эта – пустельга. Она высматривает добычу – полевок и мышей.

  Часами носятся над полями деревенские ласточки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой. Ласточки ловят комаров и других мошек.

  На поля созревшей пшеницы вылетают полевые воробьи. У них спинка коричневая, брюшко серое, на головке светло-коричневая шапочка. По осени полевые воробьи могут причинить вред пшенице на полях. Но зато целое лето они питаются вредными насекомыми. Потому что пользы от них больше, чем вреда.

  На полях летает трясогузка желтая. Это строгая, длиннохвостая птичка, грудка у нее желтая. Когда садится, она покачивает хвостиком. Питается трясогузка только насекомыми.

Чечевица – маленькая птичка, окраска у нее яркая – у самца голова и грудка огненно - красные. У самки грудь и голова зеленовато – коричневые. Чечевица питается семенами разных трав. Тем и пользу приносит, уничтожая сорняки.

    Днем высматривают мышат, полевок зоркие глаза маленьких соколов – кобчика, пустельги, сами кормятся и детей своих кормят мышами луни, канюки. Сильные кречеты, балобаны, орлы и подорлики без промаха ловят сусликов, хомяков.

   А ночью охотятся за хомяками, мышами, полевками совы и филины. И, без числа уничтожая грызунов, великую услугу оказывают хищные птицы нам, нашим полям, огородам, садам.

   Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на нее. Но и тут птицы приносят больше пользы, чем вреда. Ягоды-то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю, а на будущий год из них вырастают молодые рябинки. И выходит, что птицы разносят семена и сажают для нас леса.

-Рассмотрите рисунки птиц, укажите стрелками, где они живут.

(рисунки птиц на слайде)

-Давайте по порядку

-Что подсказало вам, какие птицы живут у воды? (Перепонки на ногах.)

-Как вы думаете, почему страус и пингвин не умеют летать.

-Назовите домашних птиц. (Курица, гусь.)

-Назовите диких птиц, обитающих в нашем крае. (Чайка, дятел, кукушка, синица)

-О каких птицах идет речь в стихотворении? (О перелетных)

Потянулись гуси

На далекий юг.

Голоса их грустные

Ловит чуткий слух.

Пролетают мимо

Стороны лесной…

Возвращайтесь, милые!

Будем ждать весной.

Физминутка

А над морем – мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.

 Работа по хрестоматии

-Прочтите рассказ «Зачем птицам перья»?

-Почему в народе говорят «как с гуся вода»?

-Почему речь идет о гусе, а не о курице? (Гуси, как и другие водоплавающие птицы, при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водопроницаемыми, не намокают при плавании. У курицы такой смазки нет, и ее перья в воде намокают.)

-Как выглядит курица, попавшая под дождь?

-Не зря в народе говорят «мокрая курица».

-Почему хищные птицы линяют постепенно, а гуси, утки, лебеди разом сбрасывают перья с крыльев и какое-то время не могут летать? (Хищные птицы ловят свою добычу в полете, и постепенно линька помогает добывать корм в период смены перьевого покрова. А гуси и утки могут добывать пищу и без крыльев, так как всегда добывают ее в воде)

Учащиеся читают рассказ «Что едят птицы?»

-Расскажите о питании дятла.

-Как питается утка-широконоска?

-Расскажите о питании коршуна

Работа в тетради

№21 Вставить пропущенные слова: маховые, рулевые, покровные, пуховые.

№22 Рассмотри рисунок. Соедини линиями изображения этих перьев с их названиями.

№23 Распознать птиц: сова, кукушка, дятел, скворец, ласточка: отличить насекомоядных птиц. (кукушка, дятел, скворец, ласточка). Нарисуй воробья.

№24 Заполнить пропуски, вставляя слова: цаплями, воробей.

№25 Написать названия птиц родного края.

-Подчеркните названия зимующих птиц. Какие птицы прилетают к кормушке возле школы? Чем они питаются?

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо,

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

-Расскажите, как можно помочь птицам пережить зиму.

-Почему синиц можно увидеть летом в лесу, а зимой в городе.

-Понаблюдайте, как птицы стараются согреться в сильные холода.

Учитель рассказывает о жизни некоторых птиц нашей страны.

Читаю стихотворение

Аргументируют свою точку зрению, строят высказывания

Работают по учебнику

Высказывание предположений, суждений. Формулируют понятие

Просматривают картинки с птицами на экране

Просматривают слайды презентации, слушают учителя с целью усвоения материала по теме урока и расширения кругозора

Учащиеся читают рассказ «Зачем птицам перья?»

Изучают условные знаки

Выполняют работу в тетради с целью закрепления изученных условных знаков

Коммуникативные, регулятивные, личностные, познавательные

Итог урока

-Назовите признаки птиц.

-Перечислите группы птиц по способу питания.

Строят высказвания, определения. Отвечают на поставленный вопрос.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс

Слайд 2

1 2 3 4 5 Ц а п л я П е т у х С н е г и р и С к в о р е ц С о р о к а

Слайд 5

По способу питания Зерноядные Насекомоядные Хищные

Слайд 7

Кобчик Пустельга

Слайд 8

Луни Канюки

Слайд 9

Кречет Балобан Орел Подорлик

Слайд 10

Сова Филин

Слайд 11

Дрозд Свиристель

Слайд 12

В лесу У водоема В птичнике

Слайд 16

Дятел

Слайд 17

Утка - широконоска

Слайд 18

Коршун

Слайд 19

На крыльях птицы располагаются _____________ перья. А ______________ перья образуют хвост птицы и служат для смены направления движения в полёте. ____________ перья покрывают всё тело птицы. Они образуют гладкую поверхность, облегчающую полёт. Самые мелкие, мягкие перья, которые задерживают воздух и согревают птицу – это _____________ перья. маховые рулевые Покровные пуховые

Слайд 21

__________________ ________________ __________________ __________________ __________________ __________________ Сова Кукушка Дятел Скворец Ласточка Воробей

Слайд 22

Большие белые птицы. У взрослых ноги и клюв красные, а у молодых черные. Питаются эти птицы лягушками, мышами, дождевыми червями, насекомыми. Называют этих птиц _________. Маленькая коричнево-серая птичка. Живёт в деревнях, селах, городах. Клюв короткий и крепкий. Питается семенами, насекомыми, хлебными крошками. Это знакомый всем ____________. цаплями воробей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...

2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

2 класс Технология  Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.Оригами «Птица счастья»...

Проект "Кормушка для птиц",выполненный ученицей 3 класса, содержит практический этап ( материал для изготовления кормушки - это пластмассовое ведро из-под майонеза и др., подробный план работы по изготовлению кормушки для птиц).

Проект творческий, экологический.Автор: Загородняя Елизавета, ученица 3 классаНаучный руководитель: Зикеева Светлана ФёдоровнаВ проете представлен план работы по изготовлению кормушки для птиц.В прило...

Технологическая карта урока технологии «Птица счастья» Изделие Птица в технике оригами 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять изделие «Птица счастья» способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; формирование умения складывания изделий ор...