План - конспект урока.1 класс .Окружающий мир. "Где живут слоны?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Алифанова Любовь Геннадьевна

План - конспект урока по окружающему миру предназначен в помощь учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Где живут слоны?»

Задачи урока: познакомить детей с жаркими районами планеты и их обитателями, с новыми понятиями “Саванна”, Тропики”.

Цели:

        Образовательные:

  • Формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах. Учить находить данные районы на глобусе, называть отличительные признаки  растительности и животных.
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно-образного мышления.
  • Прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, глобус, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход урока:

I .Организация класса.

Психологический настрой.

Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!

II. Актуализация знаний.

  • О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке?(Северный и Южный)
  • Чем они похожи? (Там холодно)
  • Где живут белые медведи? (На Северном полюсе)
  • Где живут пингвины? (На Южном полюсе, в Антарктиде)
  • Почему белые медведи не охотятся на пингвинов? (Они живут на разных полюсах)
  • Назовите животных  Северного полюса. (Белый медведь, тюлени, моржи, поморник)
  • Назовите животных  Южного полюса. (Пингвины, морской леопард, альбатрос)

III. Изучение нового материала.

1) Постановка учебной задачи.

- Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением).

- Кто из вас самый догадливый?  (Холодный – жаркий)

-Куда мы попадем? (Попадаем в Жаркие страны). 

- А какие жаркие страны вы знаете?

-  Правильно. А страны эти: Африка и Индия. ( показываю на карте полушарий на слайде)

- Речь у нас с вами пойдет о… Интересно, о ком же… Помогите мне, пожалуйста. Мы узнаем о ком речь, если разгадаем загадки и запишем буквы, с которых начинается отгадка:

  • Любят очень есть бананы, это точно… (обезьяны)

  • Птица большая, большая трусиха
       Голову прячет в песок …(
    страусиха)

  • На носу зверь носит рог и зовётся…(носорог)

  • Какая миленькая киска!
       Подходят дети к клетке близко.
       К ней тянут руки осмелев,
       Но осторожно – это …(
    лев)

О С Н Л

Ничего не понимаю! Нет такого слова! Может быть вы мне снова поможете! Переставьте буквы местами. Какое слово получилось?  СЛОН

Верно, ребята! Сегодня мы обязательно встретимся со слоном. Как вы думаете какая тема нашего урока?

Давайте откроем учебники на странице 14 и прочитаем тему урока.

 - Отправляемся в путешествие. А поможет нам наш  друг - глобус.

- А что такое глобус? ( Модель Земли)

- Давайте найдем на глобусе  Африку и Индию. (я показываю )

2) Практическая работа:

- Посмотрите внимательно на глобус и найдите воображаемую линию, которая делит Земной шар на 2 половины.   Как называется эта воображаемая  линия?

- Эта линия называется экватор.

- Кто выйдет и покажет экватор? ( выходит 1 ребенок и показывает)

- По обе стороны экватора располагаются жаркие районы планеты. Это Саванны и Тропические леса.( их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы.

 - Новые слова я для вас выписала, чтобы вы их запомнили:

саванна, тропические леса.( на доске)

- А теперь давайте скажем их хором….

 

- Но путешествие наше не простое, а научное. Мы отправимся в научную экспедицию. Для этого мы разбились на две группы и каждая получит своё исследовательское задание.

3) Исследовательская работа.

- Обе группы будут  изучать Саванну и Тропический лес. Одна группа будет называться «Саванна», рассмотрит рисунок на с. 14. Вторая группа «Тропические леса» будет работать по рисунку на с. 15. Работаем по плану (на доске):

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?

- Рассмотрите свои иллюстрации.  Сейчас мы узнаем о Саванне. А подготовил для Вас сообщение о Саванне………..….Внимательно слушаем.

-  Саванна – это открытое пространство, где много  травянистых растений , очень мало кустарников и деревьев. Травы растут те, которые не боятся засухи, так как дожди бывают очень редко.

Здесь водятся крупные и мелкие птицы. Спрятаться негде. Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают.

- А теперь мы узнаем о Тропических лесах. Свое сообщение нам подготовил……….… Внимательно слушаем.

  В Тропических лесах всегда жарко, дожди идут круглый год. Много деревьев : и высоких и низких. Здесь много зверей и птиц. Зацепившись за ветки, раскачиваются обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи.

- Внимание! А сейчас каждая группа расскажет о своем путешествии по плану. Смотрим в учебник на иллюстрации.

- Итак,  первая группа, в каком районе вы побывали? ( в Саванне)

- Вторая группа, где побывали вы? ( в Тропических лесах)

- Первая группа какая у вас была погода?( Солнечная, теплая)

- Вторая группа, какая погода у вас? ( теплая)

- Какие растения у вас на иллюстрации? Первая группа….

- Какие растения у вас? Вторая  группа….

- Каких животных вы видите на иллюстрации? Первая группа….

- Каких животных вы видите? Вторая  группа….

- Сейчас ребята познакомят нас с некоторыми животными из этих районов.

 Страусы – самые крупные птицы в мире. Их высота достигает до двух с половиной метров, а вес – 50 килограммов. Живут страусы в Африке и в Австралии. У страусов длинная шея, маленькая голова, красивое серое оперенье, а крылья и хвост – белоснежные. Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги. Бегают они так же быстро, как и лошади. Рядом со страусом всегда пасутся антилопы и зебры. Увидев опасность, страусы падают сигнал и животные убегают. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков. Гнездо для потомства устраивает страус – отец. Высиживают яйца оба родителя. Люди обучают их возить тележки с поклажей и человеком.

Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты. Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Слоны живут семьями. Питаются слоны травой, ветками и плодами. Слоны живут вблизи водоемов. Они любят купаться, отлично плавают. Спят слоны мало, стоя. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.

- Давайте подробнее изучим слонов.
-Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши. Они сильные, умные и добрые животные. Существуют два вида слонов: африканские и индийские. Они немного отличаются друг от друга:

(выходят к экрану 2 ученика и рассказывают)

1.Уши африканского слона большие.

Уши Индийского слона меньше.

2.Бивни у африканских слонов имеют как самцы, так и самки.

У индийских слонов бивни бывают только у самцов.

3.У африканских слонов множество морщин на коже.

Зато у индийских слонов на коже есть небольшой волосяной покров.

4. Африканские слоны - коричневато-серые.

Индийский слон темно – серый

- Ребята, внимательно рассмотрите слона. Ответьте на вопрос

-Что такое бивни? 

- (говорят дети)

 - (Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости, которую называют слоновой. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Люди очень ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней люди до недавнего времени охотились на слонов.)

- Ребята. Для чего слону такие большие уши? (рассматриваем слайды)

-(говорят дети)

(Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. )

- Ребята, Что такое хобот?

-(говорят дети)

(Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (рассматриваем слайды)

- Ребята, что нового вы узнали о слонах?

-

- Какие страны помогли нам изучить слонов?

4. Первичное закрепление( групповая работа).

1) Учебная диагностика.

– С какими новыми понятиями познакомились?
– Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах?

- Давайте ответим на главный вопрос урока – Где живут слоны?

( в Африке и в Индии)

2) Вывод:

- А теперь прочитайте в учебнике на с. 15 вывод.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!


VI. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок.

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

(рассматриваем слайд)

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о….

- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

Методическая разработка. Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?"

Конспект урока по окружающему миру "Как живут животные?" 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Познакомить с условиями жизни животных...

Конспект урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?" по УМК "Школа России"

Конспект и технологическая карта урока для 1 класса по окружающему миру Плешаков А.П. "Где живут белые медведи?" + раздаточный материал к уроку...

Конспект урока по окружающему миру «Где живут белые медведи?»

Конспект урока по окружающему миру в 1-ом классе «Где живут белые медведи?». Программа "Школа России" с презентацией...