«Формула профессии»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Филатова Марина Андреевна

 

1. Познакомиться с понятием профессия.

 2. Расширить наши знания о видах и типах профессий.

 3. Формировать интерес к профессиям. 

 4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_professii_2.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формула профессии»

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог

На доске слайды с большим количеством профессий.

Ребята, а как вы думаете почему я поместила на доску такие фотографии?

Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? ( о профессиях)

Тема: «Формула профессий»

Тема нашего занятия: Формула профессий.

Цель нашего занятия  -  знакомство с миром профессий.

 Главными задачами для нас на сегодня будет: (на доске)

1. Познакомиться с понятием профессия. (Ребята, как вы думаете, что такое профессия?)

 2. Расширить наши знания о видах и типах профессий. (В мире насчитывается 50 т. профессий. Давайте подумаем, есть ли у них что-то общее?  Т.е. некоторые профессии можно разделить на группы (объединённые каким-либо признаком.) )

 3. Формировать интерес к профессиям.

 4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых. (Ребята, наверно каждый знает такую пословицу «Все профессии важны, все профессии важны» (  Как вы думаете действительно это так?)

Все профессии на свете являются нужными и необходимыми. Нельзя обойтись, как без директора, так и без уборщицы. Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной.

3. Работа над темой.

Ребята, мы с вами так много говорим слово «профессия», а давайте попробуем выяснить, что оно обозначает. Когда нам нужно узнать определения какого-либо слова, что нам может помочь? (Словарь).

Каждая команда читает свои определения.

В мире огромное количество разнообразных профессий. Существует несколько классификаций. Общепризнанной и наиболее используемой является классификация профессий, предложенная профессором  Е. А. Климовым. В её основе разделение профессий по предмету труда.

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Все предметы труда можно разделить на пять групп.(Техника, художественный образ, знаковая система, природа, человек)

 Схема. (Техника, художественный образ, знаковая система, природа, человек). Как вы думаете, какие профессии относятся к каждой группе?

И соответственно группам выделяем 5 типов профессий:

Типы профессий(на слайд): человек – человек (врачи, учителя), человек – техника (водитель, конструктор), человек – знаковая система (программист, кассир), человек – художественный образ (артист, художник), человек – природа (эколог, садовод)

1. "Человек – живая природа" (П)

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. "Человек – техника" (и неживая природа) (Т)

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

Тип "Человек – техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. "Человек – человек" (Ч)

К профессиям типа "Человек – человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек – знаковая система" (3)

Тип "Человек – знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5. "Человек – художественный образ" (X)

К типу "Человек – художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу:

4.Закрепление нового материала.

А теперь я предлагаю каждой группе выполнить следующие задание, по каждому типу профессий вам необходимо сделать визитку, которая поможет вам и вашим одноклассникам получить представление о имеющихся профессиях.

Вы знаете, что визитку делает не один человек, а целая команда. Команды у нас уже есть, а теперь определимся, люди каких профессий необходимы нам для создания нашего проекта.

Редактор – отбирает необходимую информацию текста (выделяет ее карандашом и вырезает).

Фотограф – выбирает фото, которые соответствует выбранной профессии и приклеивает на визитку.

Дизайнер – определяет и намечает, где будет находиться выбранная информация  (текс),  помещает на визитку.

Ответственный, который представляет проект.

Каждой группе предложено 3 профессии, когда работа с первой профессией закончена, вы переходите к следующей при этом меняясь ролями. И так пока каждый из вас не побывает в роли редактора, фотографа и дизайнера.

Правила работы в группе.

Ребята, давайте распределим роли. Фотографы поднимите руки и.т.д. Дизайнеры, Редакторы…(Прикрепите таблички)

На столах:

Шаблон визитки, который разделён на сектора.

Конверт, на котором находится название типа профессий с которым вы будите работать.

Текс. (3 профессии )

Фото (4 фотографии на каждую профессию).

Начинаем работу над нашими визитками.

 (Розовый сектор) Название типа профессии.

Зелёный сектор (работаем по предложенному плану с текстом).

Под зелёным сектором фотограф наклеивает фотографии, которые относятся к выбранной профессии.

Ребята, на каждую профессию отводится по 5 мин.

Когда работа с первой профессией закончена, вы переходите к следующей при этом меняясь ролями. И так пока каждый из вас не побывает в роли редактора, фотографа и дизайнера.

После того как работа будет закончена, командир вашей команды знакомит нас с вашей визиткой.

План на доску.

5.Подведение итогов.

Выступление групп. Ответы на вопросы.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с миром профессий. Давайте вернёмся к задачам, которые мы поставили в начале нашего занятия.

1) Познакомились с понятиями «профессия» (ребята зачитывают записанное определение)

2) Расширить наши знания о видах и типах профессий.

   Узнали, что профессии можно классифицировать по предмету труда (Человек-человек, Человек-живая природа, Человек-техника, Человек-знаковая система, Человек – художественный образ)

3) Формировать интерес к профессиям.

Ребята, а были ли те профессии, которые вас заинтересовали?

4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.

  Все профессии на свете являются нужными и необходимыми. Важной профессией является воспитатель в садике, учитель в школе и преподаватель в университете.

Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной. Любой труд будет по достоинству оценен, если вкладывать в него душу и стараться выполнять его качественно

Рефлексия. (раздать карточки и спросить о результатах)

Самооценка.

Уважаемые коллеги!

Сегодня я показала занятие, которое основано на методе «Ватрушка» (метод Салавина), который направлен на развитие умений работать в группе разного уровня.

Цель моего занятия  -  знакомство с миром профессий.

 Задачи, которые я ставила перед собой:

1. Познакомить с понятием профессия.  (в начале занятия проведена работа со словарем)

 2. Расширить знания о видах и типах профессий. (Ребята познакомились с классификацией профессий, предложенной профессором Е. А. Климовым   )

3. Формировать интерес к профессиям. (Как мы увидели, ребята захотели подробно узнать о предложенных профессиях)

 4. Проникнуться чувством уважения к труду взрослых.  «Все профессии важны, все профессии важны

Организация обучения в группах (по методу Салавина), предусматривает работу в  группе учащихся, состоящую из трех- четырёх человек (мальчики и девочки разного уровня подготовленности).

Занятия по методу предполагает поэтапную деятельность:

1)Объяснение нового материала.

2)Закрепление (отработка в группах). Группе дается задание и необходимые опоры. Причём задание выполняется по вертушке (каждое последующие задание выполняется следующим учеником). Выполнение любого задания объясняется и контролируется всей группой.

3)Общее обсуждение работы.

4)Рефлексия.

Почему я выбрала этот метод?

    Об эффективности применения рассмотренного метода, прежде всего, свидетельствует:

- рост качества знаний по предмету,

- становление активной позиции в учебной деятельности, т. е. сама организация занятия способствует включенности всех без исключения учеников в работу, не дает возможности «отсидеться»;

- освоение учебного материала каждым учеником (групповая работа дает возможность каждому не только проговаривать изучаемый материал, задавать вопросы, но и подвергает пооперационному контролю со стороны товарищей);

- возникновение устойчивого интереса к процессу обучения (удовлетворенность результатом деятельности порождает удовлетворенность самим процессом «Ситуация успеха»);

Развитие коммуникативных умений в процессе общения, чувства товарищества, личностной рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»

Тема:  Лучшая профессия – это….  «Все профессии важны, все профессии нужны»...

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...

Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"

Занимательное знакомство с различными профессиями....

Тема: «Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника» 3 класс ( по учебнику Л.ГПетерсон )

     Данный  конспект создан на основе сценарии уроков для начальной школы по программе «Учусь учиться», что  способствует повышению интереса к уроку и каче...

Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»

 Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...

Урок математики в 3 классе по теме " Формулы. Решение задач с помощью формул"

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач с помощью формул" по учебнику Л.Г. Петерсон...

Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"

Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...