Урок окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Малкина Любовь Николаевна

Учащиеся познакомятся с опасностями, которые подстерегают их дома; научатся правильно себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_malkina_l.n.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Малкина Любовь Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Нововоронеж»

Предмет: Окружающий мир

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Что вокруг нас может быть опасным?»

Класс: 1

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока: урок с использованием ТРКМ

Цели урока:

  • учить детей видеть потенциальную опасность окружающих предметов, соблюдать осторожность при обращении с ними; повторить правила перехода улицы; углубить и расширить знания детей по данной проблеме;
  • способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, формировать коммуникативные навыки работы в группе;
  • воспитывать ответственность за собственное здоровье, умение слушать учителя и товарищей, уважать чужое мнение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь  выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода, характеризовать их опасность и соблюдать осторожность при обращении с ними;
  • знать номера телефонов экстренных служб.

Метапредметные:

  • определять и формулировать задачу урока с помощью учителя;
  • добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию учителя;
  • выработка умения быть внимательным и осторожным,
  • слушать и понимать речь других,
  • умение работать в группе;

Личностные:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности в быту и на улице;
  • способность к самооценке своих знаний и своего жизненного опыта;
  • толерантное отношение к другому человеку.

Межпредметные связи: Окружающий мир, Литературное чтение, ОБЖ.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 1 класса, часть 1; Рабочая тетрадь. Часть 1; компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация; задания для работы в группах; карточки с номерами телефонов экстренных служб; сигналы: красный, жёлтый, зелёный; картинки Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи; фуражка и жезл милиционера; раздаточный материал: «Дорожка знаний», задания для групп.

Ход урока:

I. Этап мотивации к учебной деятельности. (1 мин)

Учитель: - Ребята, прежде чем мы начнём урок, давайте улыбнёмся, подарим друг другу хорошее настроение. Садитесь.

II. Актуализация знаний. (2 мин)

Приём «Мозговая атака»

Учитель: - Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке. Отгадайте загадку:

Что за друг такой? Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен...

Дети: Компьютер.

Учитель: - Правильно. А из каких частей состоит компьютер?

(Учитель загадывает загадки. Дети их отгадывают. Один ученик выступает в роли учителя, он показывает части компьютера на слайде.)

На столе он перед нами,

На него направлен взор,

Подчиняется программе,

Носит имя... (монитор).

Нет, она – не пианино,

Только клавиш в ней – не счесть!

Алфавита там картина,

Знаки, цифры тоже есть.

Очень тонкая натура.

Имя ей ... (клавиатура).

По ковру зверёк бежит,

То замрёт, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышка)

Чудо-юдо чемодан:

Лампа, кнопка да карман.

Он окутан проводами,

Словно город Амстердам. (системный блок)

Если что-то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет спеть. (колонки)

III. Стадия Вызова. (Самоопределение к деятельности.)

Приём «Мозговая атака» (2 мин)

Учитель: - Молодцы! А теперь давайте попробуем отгадать, о чём мы будем сегодня говорить на уроке. Муравьишка и Мудрая Черепаха приготовили для вас кроссворд. Отгадав его, вы узнаете тему урока.

(Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи. Дети разгадывают кроссворд.)

1) Столица нашей Родины. (Москва)

2) Яблоко – это… (Плод)

3) Место, где содержат животных, чтобы люди могли за ними наблюдать и больше о них узнать. (Зоопарк)

4) Животные, у которых шесть ног. (Насекомые)

5) Очень прочен и упруг,

    Строителям надёжный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит)

6) Огромный пылающий шар. (Солнце)

7) Страна, в которой ты живёшь. (Россия)

8) Что такое хвоинки? (Листья)

9) Наш помощник на уроке. (Муравьишка)

Учитель: - Мы отгадали слово опасность. А что оно означает?

(Ответы детей.)

Учитель: - В толковом словаре Ожегова слово опасность определяется как угроза чего-нибудь плохого, какого-нибудь несчастья. А где же мы будем сегодня рассматривать опасности? Отгадайте!

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров родимый, тёплый …

Дети: - Дом.

Учитель: - Правильно. Давайте поговорим о жилище человека. Все наши мысли мы будем складывать вот в эту «Корзину идей».

Приём «Корзина идей» (2 мин)

Человек построил для себя дом. Для чего?

Дети: - Для того чтобы в нём жить, чтобы укрыться от непогоды, чтобы спрятаться от врагов.

Учитель: - Значит, дом – это безопасное место.

(В «Корзину идей» по щелчку мыши опускается первая идея: безопасность.)

Учитель: - Но всегда ли дом безопасен?

Дети: - Не всегда: в доме может случиться пожар. В доме есть водопровод - может случиться затопление.

Учитель: - Значит, дом – это и опасное место.

(В «Корзину идей» по щелчку мыши опускается вторая идея: опасность.)

Учитель: - О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Дети: - О доме; об опасностях, которые подстерегают нас дома; о том, как себя надо правильно вести, чтоб не случилась беда; и что надо делать, если вдруг возникнет опасность.

(В «Корзину идей» по щелчку мыши опускаются следующие три идеи.)

Приём «Кластер» (1 мин)

Учитель: - Мы привыкли считать, что опасность нас может подстерегать на улице, в лесу, на воде. Но ведь дом – это не только крыша и двери. Дом – это машина для жилья. Человек для своих удобств изобрёл вещи, которые требуют внимательности и осторожности. Что же это за вещи, и какую опасность они несут? Нам предстоит это выяснить сегодня на уроке.

Но сначала я хочу попросить вас оценить свои знания. У вас на столах лежит «Дорожка знаний». Поставьте маленькую букву «я» в том месте, которое соответствует вашим знаниям и вашему опыту по данной теме.

Работа с «Дорожкой знаний». (1 мин)

(Дети пишут букву на дорожке знаний.)

Учитель: - Работать на уроке будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Дети: - Работать вместе, дружно. Работать надо тихо. Уважать мнение других. Когда один говорит, другие слушают.

IV. Стадия осмысления материала. (Работа по теме урока.)

Работа в группах. (3 мин)

(Каждая группа получает лист с заданиями и конверт с картинками.)

Выступления групп. Обсуждение проблемы.

1 группа «Хозяюшка». (4 мин)

1) Чем опасна газовая плита?

2) Какую опасность могут нести предметы, изображённые на картинках?

(чайник, кастрюля, сковорода)

3) Обведите карандашом номера телефонов, по которым можно обратиться за помощью в случае беды?        01        02        03        04

(Ответы детей.)

Учитель: - При пользовании горячим чайником, кастрюлей или сковородой можно получить ожог. Запомни: ручку сковороды всегда поворачивай в сторону, чтобы случайно не задеть её. Крышку на горячей посуде снимай от себя, чтобы не обжечь руку паром.

Учитель: - С газом нужно быть очень осторожным. Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки идёт – это очень опасно! Скопившись на кухне, газ может взорваться, им можно отравиться. Газ увидеть нельзя, его можно почувствовать. Если вы почувствовали запах газа, то ни в коем случае нельзя зажигать спички и включать электроприборы. Это приведёт к взрыву газа. Нужно сразу же открыть окна и проветрить квартиру, закрыть все краны на плите и немедленно позвонить от соседей по телефону 04.

(Учитель прикрепляет на доску карточку с номером 04.)

Приём «Кластер»

Учитель: - О какой опасности мы сейчас говорили?

Дети: - О газе.

(По щелчку мыши начинаем заполнять кластер.)

2 группа «Скорая помощь». (3 мин)

1) Вспомните, чем лечил Малыш Карлсона?

2) Разделите картинки на 2 группы. Чем опасны эти предметы?

(лекарства и бытовая химия)

3) Обведите карандашом номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае беды?        01        02        03        04

(Ответы детей.)

Учитель: - Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Они нужны, когда их выписывает врач. Здоровому организму они могут навредить. Опасными могут быть и витамины, если съесть их в большом количестве. На лице и руках может появиться сыпь, да и отравиться недолго!

- Никогда не открывайте никаких упаковок с бытовой химией! В случае несчастного случая надо звонить по телефону: 03.

(Учитель прикрепляет на доску карточку с номером 03.)

Приём «Кластер»

Учитель: - Следующая опасность в доме – это лекарства и бытовая химия.

(По щелчку мыши продолжаем заполнять кластер.)

Физкультминутка. (2 мин)

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

3 группа «Пожарники». (3 мин)

1) Вспомните, почему у Кошки загорелся дом?

2) Чем опасны предметы, которые вы видите на картинке?

(пылесос, утюг, чайник, микроволновая печь, настольная лампа, электрическая плита)

3) Обведите карандашом номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае беды?        01        02        03        04

(Ответы детей.)

Учитель: - С электрическими приборами нужно правильно обращаться. Они могут стать причиной пожара. Никогда не бери и не трогай провода и электроприборы мокрыми руками. Уходя из дома и из комнаты, не забывай выключать свет и электроприборы. Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них. Ни в коем случае не пробуй чинить электроприборы – может ударить током. В случае пожара надо звонить по номеру 01.

(Учитель прикрепляет на доску карточку с номером 01.)

Приём «Кластер»

Учитель: - Назовите следующую опасность в доме.

Дети: - Электроприборы.

(По щелчку мыши продолжаем заполнять кластер.)

4 группа «Спящая красавица». (3 мин)

1) Вспомните, от чего уснула Спящая красавица?

2) Чем опасны предметы, которые вы видите на картинке?

(вилка, нож, ножницы, спицы для вязания)

3) Обведите карандашом номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае беды?        01        02        03        04

(Ответы детей.)

Учитель: - Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Это важно для личной безопасности. Если случилась беда, нужно обращаться в скорую помощь по номеру 03.

Приём «Кластер»

Учитель: - Следующая опасность в доме: острые колющие и режущие предметы.
(По щелчку мыши продолжаем заполнять кластер.)
5 группа «Весёлые ребята». (3 мин)
1) Вспомните:

- Почему загорелось море в сказке К.И. Чуковского?
- Почему Карлсону можно стоять на подоконнике и ходить по крыше, а вам нельзя?
2) Чем опасны предметы, которые вы видите на картинке?
(гвозди, спички, роликовые коньки, окно, балкон)
3) Обведите карандашом номера телефонов, по которым можно обратиться за помощью в случае беды?        01        02        03        04
(Ответы детей.)
 Учитель: - Пожар может возникнуть не только от электрических приборов и газовой плиты, но и от спичек, если ими баловаться. Помните: спички – это не игрушка!
Если всё же возник пожар в квартире, а взрослых рядом нет – не пытайтесь тушить его самостоятельно. Необходимо позвонить в пожарную службу и внятно сообщить адрес, фамилию, объяснить что горит. Дверь в квартиру нужно прикрыть и немедленно покинуть помещение.
Нельзя становиться на подоконник, свешиваться из окна, перегибаться через перила балкона. Это опасно для твоего здоровья.
 Приём «Кластер»
Учитель: - Какие опасные места есть в доме?
Дети: - Окно и балкон.
(По щелчку мыши завершаем заполнение кластера.)
Работа по учебнику, с. 46. (2 мин)
Учитель: - Почему у Мудрой Черепахи перевязана лапка?
Дети: - Неправильно пользовалась ножницами.
Учитель: - Посмотрите на картинку. О каких предметах мы ещё не говорили?
Дети: - О компьютере и роликовых коньках.
Учитель: - Чем они опасны?
Дети: - Если неосторожно кататься на коньках, можно получить травму.
- Если долго сидеть за компьютером, то можно испортить зрение.
Самостоятельная работа в рабочей тетради: с. 32, задание 1, с последующей проверкой. (1 мин)
Учитель: - Рассмотрите рисунки. Какой предмет лишний в каждой группе? Объясните, почему так думаете.
(Ответы детей.)
Работа по учебнику, с. 47. (2 мин)
Учитель: - Сформулируйте правила перехода улицы.
Дети: - Переходить улицу можно по пешеходному переходу. Переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора.
 Учитель: - А видели ли вы на улице такой знак?
(Ответы детей.)
Учитель: - Этот знак называется «Пешеходный переход». А кто знает, где его устанавливают?
(Ответы детей.)
Работа в рабочей тетради: с. 32, задание 2. (3 мин)
Учитель: - Рассмотрите рисунки. Чем отличаются эти светофоры?
(Ответы детей. Раскрашивание рисунков.)
Игра «Красный, жёлтый, зелёный». (1 мин)
Учитель: - А теперь отгадайте загадку:
Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
Кто это?
Дети: - Милиционер, регулировщик.
Учитель:
- В качестве регулировщика сегодня буду я. (Учитель надевает фуражку милиционера, берёт в руки жезл.) Давайте поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный». Если я покажу красный сигнал, вы должны присесть, если жёлтый, хлопайте в ладоши, ну, а если зелёный - шагайте на месте. Будьте внимательны!
(Учитель показывает сигналы, а дети выполняют соответствующие движения.)
V. Стадия рефлексии. (2 мин)
Учитель: - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? О чём расскажете дома своим родителям?
(Ответы детей.)
Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
(Ответы детей.)
Приём «От обратного»
Учитель: - Что было бы, если в доме исчезли все предметы, о которых мы сегодня говорили: электроприборы, посуда, газовая плита, лекарства, бытовая химия?
(Ответы детей.)
Учитель: - О чём надо всегда помнить, находясь дома?
Дети: - Обычные для нас вещи могут быть опасными.
 Работа с «Дорожкой знаний». (1 мин)
Учитель: - Давайте вновь вернёмся к «Дорожке знаний». Пополнились ли у вас знания?
(Ответы детей.)
Учитель: - Оцените себя.
(Дети ставят большую букву «Я» в том месте, которое теперь соответствует их знаниям.)
 Приём «Синквейн». Составление синквейна. (2 мин)
Учитель: - Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, и в заключение урока я предлагаю составить синквейн со словом опасность.
Опасность
Домашняя, лесная
Подстерегает, поджидает, встречается
Опасность подстерегает человека в доме.
Внимание!
 Учитель: - Молодцы! Будьте внимательны и осторожны! Берегите себя!
VI. Рекомендации для занятий дома. (1 мин)
Учитель: - Дома вы можете вырезать заготовку из рабочей тетради и склеить модель светофора. А по рисунку учебника, с. 47, придумайте сказку о том, как муравьишки учились переходить улицу.

Использованная литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по УМК «Школа России». Тема. «Что вокруг нас может быть опасным?»

Данный урок учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей, которые окружают нас в повседневной жизни. Направляет детей на соблюдение осторожности при обращении с ними, воспитывает ...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 1 класс по теме «Что вокруг нас может быть опасным»

Предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииКласс: 1 классТип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода).Конспект представлен в виде технологической карты...

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Что вокруг нас может быть опасным?»

Урок «Что вокруг нас может быть опасным?» построен в форме обучения сказочного героя домовенка Кузи. Ребята и домовенок Кузя знакомятся с теми опасностями, которые могут их окружать дома (газ; электри...

План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении  с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....

Презентация к уроку окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?" 1 класс

Презентация разработана для 1 класса. Автор учебника  "Мир вокруг нас. 1 класс." Плешаков А.А. Презентация может быть использована на этапе актуализации знаний и мотивации, открытии нового знания...

Урок по окружающему миру "Что вокруг нас может быть опасным" 1 класс

Дети, путешествуя по комнатам квартиры, выявляют опасные предметы, сформулируют правила пользования опасных предметов. Используется групповые и коллективные формы работы....

Презентация к уроку окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Что вокруг нас может быть опасным?"  1 класс...