конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Широкова  Елена Владимировна

Открытый урок окружающего мира "Охрана природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx104.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Охрана природы»

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Технологии

Проектная, игровая, здоровьесберегающая.

Методы

Практический, наглядный, частично-поисковый.

Дидактическая цель

создать условия для формирования бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-интерес к учебному материалу;

-нравственно - этическая ориентация;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-стремление к более точному выражению собственного мнения;

-умение задавать вопросы;

Метапредметные:

1)1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (Регулятивные УУД)

2) 1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим  задавать вопросы. 2. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 3.Строить логическую цель рассуждений .( Познавательные УУД)

3)1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, распределять роли, договариваться друг с другом. (Коммуникативные УУД)

Предметные:

Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе; учить правильному поведению в природе.

Формы работы

Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.

Ф.И.О. учителя : Скобельцина Елена Владимировна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Количество человек: 7

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Мотивационный этап

Настраивает учащихся на работу.

Доброе утро, ребята! Доброе утро, дорогие гости!

Дети, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да)

Прозвенел уже звонок? (Да)

Уже закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Хотите учиться? (Да)

Значит, можно садится!

Подготовка класса к работе

Личностные: формирование мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2.Формулирование

темы и цели   урока. Мотивация учебной деятельности.

 Помогает определить тему и цель урока.

-Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

(Читает заранее подготовленный ученик)

Защита природы.

Люблю природу русскую.

Хочу сберечь от всех

Её творенья чудные,

Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,

Хочу я вам сказать:

«Давайте станем дружненько

Природу защищать!»

Не будем больше мусорить,

Следить за ней всегда.

И будет благодарна нам матушка-земля!

И будем мы наказывать

Вредителей таких…

Природу защищать

Учить мы будем их.

И будет она пышная

Цвести, благоухать

Природа наша русская

Век будет процветать. (Алексей Ершов)

-Итак, сегодня мы займёмся изучением вопроса «Охрана природы»

_ Сформулируем цель нашего урока.

Слушают стихотворение, высказывают предположения .

Высказывают предположения

Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности, как,«природа», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Коммуникативные: участвовать в диалогах, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные: определять цель совместной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация).

3. Проектная деятельность на уроке.

Сегодня мы с вами поработаем в парах, создавая мини-проекты. У каждой пары будет своё задание.

Пусть ваши проекты станут вкладом в большое дело охраны природы.

-Для выполнения проекта мы разделимся на 3 пары .

Формулирует задание и контролирует работу учащихся.

1 пара. Мини - проект «Будь природе другом!» Задача вашей пары – используя строчки из стихотворения, создать плакат. (приложение 1)

2 пара. Мини – проект «Правила поведения в природе в знаках». Задача вашей пары – внимательно прочитать рассказ, найти в нём ошибки. А после этого изобразить  правила с помощью знаков. (приложение 2)

3 пара. Мини - проект «Берегите природу!» (приложение 3)

-У вашей пары самый творческий проект. Вы умеете сочинять стихи? Оказывается это не так сложно, если есть тема и рифмы. Тема вашего стихотворения «Береги природу!». Так же нужно нарисовать к вашему  стихотворению рисунок.

Организует защиту проектов.

Делятся на пары.

Выполняют задания проектов.

Представление детьми итогов своей работы.

Защищают проекты.

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в работе группы, распределяя роли, договариваясь друг с другом.

Регулятивные: использовать в работе литературу, приборы, инструменты; самостоятельно определять важность различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

4.Физминутка

Показ видео физминутки

Выполняют движения.

5. Контроль усвоения знаний.

Организует проверку усвоения темы.

-Проведём игру «Экологический светофор» (приложение 4)

Поднимают карточки нужного цвета.

Осуществляется взаимопроверка и оценивание работ одноклассниками.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению);

Познавательные: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждения.

6.Информация о домашнем задании.

Осуществляется разъяснение домашнего задания. (задание на выбор)

  1. Письмо президенту об проблемах охраны природы с просьбой.
  2. Подготовить сообщения о заповедниках нашего края.
  3. Нарисовать знаки об охране природы с пояснением.

Слушают домашнее задание ,уточняют его.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

Познавательные: ориентироваться в учебнике;  определять умения, которые будут сформированы на основе изученного раздела; определять круг своего незнания.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подводит итог урока, осуществляет рефлексию.

-Какую задачу ставили в начале урока?

-Какой вывод можно сделать после всего увиденного и услышанного?

-Где можно применить новые знания?

-Что было интересного на уроке?

-За что вы похвалили бы себя и своих товарищей?

Закончить урок мне бы хотелось стихотворением М. Дудина «Берегите эту Землю, берегите!»

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю, берегите!

Личностные: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учёбу;

Приложение 1

«Будь природе другом!»

Давайте вместе Землю украшать

Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Берегите люди, прошу вас, берегите,

Матушку Природу, чистой сохраните.

Оглянитесь люди, сколько много зла,

Мусором и грязью, планета обросла.


Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл... Кирюша с палкой.

И помчится пламя по лесам, полям,

И завоет болью матушка Земля.

И бельчонок малый, не в силах убежать,

В пожаре погибая, будет кликать мать.

Вот он лес - зелёный дом,
Сто секретов скрыто в нём.
Здесь животные живут,
 Птицы радостно поют.

Растенье с корнем незачем,
Срывать – погубишь сорт,
А редкое не тронь совсем,
Пускай себе растёт.

Приложение 2

Экологический рассказ.

ВОСКРЕСЕНЬЕ  В  ЛЕСУ

               За неделю только и было разговоров о поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

               Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивали их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

 Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав:» Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то  птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

  Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром.

Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до стоящего дерева и спрятаться под ним.

  Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

  С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

ОШИБКИ,  СОВЕРШЕННЫЕ ШКОЛЬНИКАМИ: (учащиеся ищут сами).

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще  запрещается.
  4. Полиэтилен плохо разрушается  микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в  этом сложном сообществе.
  9. Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
  10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Приложение 3

Рифмы для стихотворения «Береги природу!»

«Берегите природу!»- говорю я ….(народу).

Без неё нам не ….(прожить),

С природой мы должны ….(дружить).

Ведь она даёт нам много

Воздух чистый , в речке….(воду).

Птички в небе для нас ….(поют),

Цветочки на лугу красиво…(цветут).

Нужно нам это всё…(любить),

А не рвать, ломать, пилить!

Мусор в реку не ….(бросайте),

За собой всё ….(убирайте)

И костры, друзья, не….(жгите)

Берегите природу!

Прошу,……(берегите!)

СЛОВА ДЛЯ РИФМЫ НАПИСАНЫ ОТДЕЛЬНО В НЕОПРЕДЕЛЁННОМ ПОРЯДКЕ.

Приложение 4.

Игра « Экологический светофор»

Материал: карточки с кружочками трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), иллюстрации поведенческих ситуаций (разрушающих природу, природоохраняющих, предупреждающих), стихи-ситуации.

Ход игры :

Учитель зачитывает различные ситуации, а дети оценивают их и показывают карточку с соответствующим цветом: красная – разрушающая природу, жёлтая – предупреждающая о возможной опасности, зелёная – природоохраняющая.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Игра начинается!

 Выберите правильный цвет-ответ:

Зелёный – помогаете природе

Красный – ясно, что вредите ей

Жёлтый – вас предупреждает

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет...

Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

Вот как плачет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

                          Мы пыхтим и морщимся:

- Что мы вам - уборщицы?

Газон никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала...

Да вдруг застыла на бегу.

Почему нельзя убивать животных?

                                                                                         

                                         

Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

Посадили деревце у себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

                                                                                  О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

- Мы дожили!

- Мы живы! Живы мы!

Как можно помогать выжить зимой птицам?

(Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм.)

                                                                                       Что делают ребята?

Воду носят все из лужи,
Выливают в реку вновь.

Что за шутки? Что им нужно?

Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

                                                                                     Поливаем клумбы дружно.
                                                                                       Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

Разведу я на окошке

И душистые горошки,

И фиалки, и герани.

Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?

(Растения увлажняют воздух.)

Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...