Методы и приёмы работы на уроках окружающего мира
материал

Полчанинова Светлана Леонидовна

Окружающий мир, как предмет естественнонаучного цикла, требует применение таких методов, как наблюдение, экскурсия, беседа, практическая работа, опыты и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priyomy_raboty_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы на уроках окружающего мира.

Учитель начальных классов: Полчанинова С.Л.

        Окружающий мир, как предмет естественнонаучного цикла, требует применение таких методов, как наблюдение, экскурсия, беседа, практическая работа, опыты и т.д.

        Беседа – наиболее распространённый и эффективный метод обучения. Всем известно, что в ходе беседы учитель с помощью системы целенаправленных вопросов:

  • Подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
  • Побуждает детей делать выводы, обобщения, при этом они приобретают новые знания.
  • Активизирует познавательную деятельность учащихся, в процессе которой они учатся думать, рассуждать, анализировать, делать выводы.
  • Осуществляет дифференцированный подход к каждому в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Как строится беседа?

  1. Вопросы следует задавать чёткие, ясные, построенные в логической последовательности.
  2. Нельзя задавать вопросы в неопределённой форме, вопросы не должны требовать односложных ответов: не следует задавать вопросы, которые требуют двойные или тройные ответы. Каждый вопрос должен быть посильным для ребёнка.
  3. Каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего.

      Различают следующие виды бесед: вводная, сообщение новых знаний, повторительная, обобщающая.

Беседа тесно связана с методами и приёмами, которые учитель планирует использовать на уроках: работой с картой, с учебником,

картиной, таблицей и т.д.

        Работе с планом и картой уделяется особое внимание на уроках окружающего мира. Сначала дети должны понять смысл и значение многообразных условных знаков плана и карты; разобраться, что такое масштаб. Затем выявить отличие плана и карты. Далее, научиться читать план и карту. И, наконец, находить географические объекты на карте.

        На уроке дается понятие о 3-4 географических объектах. Причём, учитель не только показывает, где расположен географический объект, но и рассказывает о нём, демонстрирует иллюстрации.

        Какие есть правила показа географических объектов?

  1. Показывая географический объект, не закрывать карту.
  2. Указка должна быть длиной не менее 50см и не более 75см.
  3. Язык должен быть географический (не вверху, а на севере).
  4. Показывается объект, а не название.

При работе с контурной картой необходимо помнить, что не следует раскрашивать контурные карты в цвета физической карты. Цветом обозначаются границы, условные знаки месторождений. Географические объекты наносятся на контурную карту после того, как дети сравнили физическую карту с контурной.

Не следует забывать и работу с учебником. Учить детей самостоятельно работать с текстом, приучая их читать природоведческий текст вслух. Трудные слова из текста объясняются в классе. При работе с рисунками, обращать внимание на то, к какой части текста относится иллюстрация. Следует творчески подходить к заданиям и вопросам, помня о том, что не все учащиеся могут их выполнять.

Педагогу необходимо помнить, что методы обучения являются инструментом развития учащихся если способствуют вооружению школьников прочными знаниями; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся; содействуют овладению учащимися учебными умениями; направляют обучение на связь с жизнью, с опытом  учащихся ит.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...

Доклад «Формы, методы и приёмы работы на уроках математики».

Ознакомление с методикой и приёмами работы на уроках математики...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.

Практическое использование  приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....

Методы и приёмы работы на уроках чтения учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках чтенияучителя начальных классов Токаревой Л.Н. Стремление видеть и растить лучшее в человеке определяет методику моей работы и стиль общения с детьми и книгой. На...

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...

Презентация "Методы и приемы работы на уроках окружающего мира"

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

"Использование приёма мнемотехники на уроках окружающего мира в начальных классах" (из опыта работы).

Использование мнемотехнических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации на уроках окружающего мира, сделать этот процесс не только быстрым простым и эффективным, ...