Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4
рабочая программа по окружающему миру (3, 4 класс)

Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталости   МКОУ «Артёмовская СОШ», реализующей ФГОС НОО. 

На изучение предмета  по учебному плану МКОУ «Артемовская СОШ  отводится:

3 класс - 1 час в неделю 34 часа в год

4 класс - 1 час в неделю 34 часа в год

Предметные результаты освоения учебного предмета

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

-развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

-знание отличительных существенных признаков групп объектов;

-знание правил гигиены органов чувств;

-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

-ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

-выполнение доступных природоохранительных действий;

-готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мир природы и человека 3-439.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Артемовская средняя общеобразовательная школа»

Адаптированная рабочая программа

учебного предмета

«Мир природы и человека»

начальное общее образование

(для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1)

класс 3-4

                                                                       

                                                     

Витковская Е.Б.

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

                                 

п. Артемовский

2020 г


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся легкой умственной отсталости МКОУ «Артёмовская СОШ», реализующей ФГОС НОО.  

Цель:

формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

-формирование представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

-закрепление представлений о воде, воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека;

-воспитание интереса к природе ,бережного  к ней отношения;

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.  

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета по учебному плану МКОУ «Артёмовская СОШ» отводится:

3 класс-2 часа в неделю, 68 часов в год

4 класс-2 часа в неделю, 68 часов в год

Результаты освоения учебного предмета

Личностные: 

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные: Мир природы и человека

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание учебного предмета

3 класс

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.  Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

4 класс

Сезонные изменения в неживой природе

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа

Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.  Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема урока

Виды учебной деятельности

Сезонные изменения в природе 22 ч

1

2

Времена года. Осень

Осенние месяцы. Календарь

Рассматривание схем, иллюстраций .Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

3

4

Растения и животные осенью

Рассматривание схем, иллюстраций .Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

5

6

Занятия людей осенью

 Изучаем правила дорожного движения

Разучивание некоторых дорожных знаков

7

8

Зима. Признаки зимы

 Зимние месяцы

Чтение текста.

9

10

Растения зимой и животные зимой

Работа с иллюстрацией в учебнике

11

12

Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках).

Разучивание правил поведения

13

14

Весна. Признаки весны

 Весенние месяцы

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

15

16

Растения и животные весной.

Насекомые

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

17

18

Признаки лета. Летние месяцы.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

19

20

Растения и животные летом.

Работа с иллюстрацией в учебнике

21

22

Занятия людей весной и летом.

Работа с иллюстрацией в учебнике

Неживая природа 8 ч

23

24

Солнце в разные времена года Восход и заход солнца. Сон – лучшая профилактика усталости.

Соотнесение схемы со временем года

25

26

Календарь.

Перечисление месяцев. Отгадывание загадок

27

28

Воздух. Значение воздуха. Термометр.

Рассматривание показаний термометра

29

30

Ветер. Направление ветра Поведение во время урагана.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

Живая природа   38 ч

Растения 14 ч

31

32

Сравнение растений.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

33

34

Части растений: корни, стебли.

Зарисовка

35

36

Части растений: листья, цветы.

Зарисовка

37

38

Растения сада.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

39

40

Лес. Растения леса. Травы.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

41

42

Плоды и семена Лесные ягоды.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

43

44

Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений . Правила поведения в лесу.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

Животные 10  ч

45

46

Животные. Охрана животного мира.

Составление рассказа по плану

47

48

Дикие и домашние животные.

Составление рассказа по плану

49

50

Сравнение животных: свинья и кабан, кролик и заяц (по выбору). Правила ухода за домашними животными.

Составление рассказа по плану

51

52

Птицы. Строение птиц.

Составление рассказа по плану

53

54

Перелетные, зимующие птицы.

Чтение текста, ответы на вопросы

Человек 14 ч

55

56

Человек. Дыхание человека Профилактика простудных заболеваний.

Чтение стихотворений. Правил личной гигиены

57

58

Человек. Дыхание человека Профилактика простудных заболеваний.

Чтение текста. Ответы на вопросы

59

60

Кровь.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

61

62

Сердце.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

63

64

Пульс.  Поведение во время болезни. Вызов врача из поликлиники.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

65

66

Окружающая среда и здоровье человека.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

67

68

Питание человека.

Запоминание правил хранения продуктов


Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема урока

Виды учебной деятельности

Сезонные изменения в природе 18  ч

1

2

Влияние Солнца на смену времен года

 Признаки осени.

Рассматривание схем, иллюстраций .Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

3

4

Растения и животные осенью.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

5

6

Признаки зимы.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

7

8

Растения и животные зимой.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

9

10

Труд людей зимой.

Составление рассказа

11

12

Растения и животные весной.

Составление рассказа

13

14

Труд людей осенью и весной.

Составление рассказа

15

16

Растения и животные летом.

Составление рассказа

17

18

Труд людей летом.

Составление рассказа

Неживая природа 8 ч

19

20

Почва. Состав почвы.

Составление рассказа по плану

21

22

Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом.

Составление рассказа по плану

23

24

Песок и глина.

Составление рассказа по плану

25

26

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.

Составление рассказа по плану

Живая природа 22 ч

Растения 12 ч

27

28

Растения.

 Огород.

Работа с иллюстрацией в учебнике

29

30

Лес.

Ориентировка в лесу.

Разучивание правил поведения

31

32

Сад. Растения культурные и дикорастущие.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

33

34

Лекарственные растения Красная книга.

Рассматривание иллюстраций

35

36

Растения полей. Поле в разное время года

Рассматривание иллюстраций

37

38

Парки.

Рассматривание иллюстраций

Животные 10 ч

39

40

Домашние животные: лошадь, корова.

Отгадывание загадок. Зарисовка

41

42

Свинья, овца Правила ухода за домашними животными.

Отгадывание загадок. Зарисовка

43

44

Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие  птицы.

Отгадывание загадок. Зарисовка

45

46

Дикие и домашние птицы.

Отгадывание загадок. Зарисовка

47

48

Насекомые. Пчела. Насекомые вредители.

Отгадывание загадок. Зарисовка

Человек 12 ч

49

50

Человек. Мозг человека.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

51

52

Профилактика травм головного мозга.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

53

54

Режим дня. Часы.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

55

56

Профилактика переутомления.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

57

58

Загрязнение воздуха, воды, почвы.

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту

59

60

Заповедники. Зоопарк (по выбору).

Чтение текста Ответы на вопросы по тексту 1

Безопасное поведение 8 ч

61

62

Правила поведения в быту, в школе.

Разучивание правил поведения

63

64

Правила поведения в быту, в школе.

Разучивание правил поведения

65

66

ПДД. Дорога. Пешеходный переход.

Разучивание правил поведения

67

68

Транспорт. Мы – пассажиры.

Разучивание правил поведения

Материально-техническое обеспечение

-Иллюстрации, таблицы  

-Трафареты; 

-Учебные модели;

-DVD-фильмы;

-Раздаточные карточки;

- Проектор;

-Мультимедийные образовательные программы

-Компьютер.

-Раздаточный материал

- Таблицы

-Схемы

- Картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью по предмету " Русский язык" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений: \ авторы программы: Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова/ Москва &qu...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

АООП НОО для обучающихся с легкой умственной отсталостью( вариант1) содержит целевой раздел с планируемыми результатами и системой оценки достижений обучающихся планируемых результатов, содержательный...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 ( 2 класс)

Даннаякоррекционно-развивающая  программа разработана и составлена на основе программы курса коррекционных занятий по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 1-4 ...

Рабочая программа АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1 (2-4 класс)

Рабочая программа  АООП внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»  для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. 2-4 класс. Срок реализации 3 года...