Методическая разработка урока. Окружающий мир. 4 класс «ЗОНА СТЕПЕЙ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лакаева Оксана Владимировна

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

2. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

3. Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.

4. Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepi.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир. 4 класс

«ЗОНА СТЕПЕЙ»

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

2. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.

3. Развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.

4. Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира степи; картины «Степь», «На полях Черноземья»; лото «Растительный мир лесов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Учитель. Сегодня нас ждет... привольная степь. Мы отправляемся в интереснейшее путешествие в зону, которая простирается южнее зоны лесов.

II. Проверка знаний.

Учитель проводит опрос учащихся по теме «Роль леса в природе и жизни людей».

По выбору учителя несколько человек работают по карточкам:

№ 1. В какой природной зоне существуют следующие цепи питания:

а) голубика  лемминг  белая сова;

б) ягель  олень  волк;

в) зерна растений  полевка  сокол?

№ 2. Найдите лишний объект растительного или животного мира:

а) полярный мак, водоросли, карликовая береза;

б) лиственница, сосна, клен;

в) олень, бурый медведь, лемминг;

г) рысь, тюлень, белый медведь.

№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Лесная зона расположена к … (югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более … (мягкие), чем в тундре. Растительный мир … (богат). Большую территорию зоны занимает … (хвойный лес). В лесной зоне редкими животными являются: … , … , … (зубр, амурский тигр, утка-мандаринка). Лесным исполином называют … (лося).

Пока несколько человек работают по карточкам, с остальными учитель проводит игру-лото «Растительный мир зоны лесов». Учитель заранее подготавливает 3 комплекта карточек. (Разрезать по жирным линиям.) Класс делится на 3 группы-команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек лото.

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Вопросы к кроссворду:

1. Белая …

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

2. Лесной хищник, которого из-за красивого, дорогого меха почти уничтожили.

3.   Горят красные кисти,

      Хоть давно нету листьев.

4.   Красненькая матрешка,

      Беленько сердечко,

      На кустах растет

      И сладка, как мед.

5.  Горбоносый, длинноногий

     Великан ветвисторогий.

     Ест траву, кустов побеги,

     С ним тягаться трудно в беге.

     Коль такого довелось

     Встретить, знай, что это...

6.  Вроде сосны, вроде елок,

     А зимою без иголок.

7.  Хозяин лесной

     Просыпается весной.

     А зимой под снежный вой

     Спит в избушке снеговой.

8. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

9.  С колпачком на голове,

     Будто в путь готовый,

     Он скрывается в листве

     Дуба золотого.

10. Прилетел к нам наконец

     Лучший наш певец.

     Дни и ночи напролет

     Он поет, поет, поет.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в интереснейшее путешествие в зону, которая простирается южнее зоны лесов.

Учитель предлагает найти зону степей на карте.

– Что рассказывает нам карта?

Ученики. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Бóльшая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской.

Учащиеся показывают зону степей на карте у доски.

Учитель. Молодцы. А теперь закройте глаза, слушайте меня и представьте себе эту картину. «Степь да степь кругом» – так поется в русской народной песне. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров.

Вот пробежал легкий ветерок, и волнами закачался ковыль, как будто легкая зыбь коснулась тоненьких нежных стебельков этого злака.

В жаркие дни знойного лета воздух напоен горьким ароматом. Это полынная степь. Все тихо и спокойно. И вдруг, как всполох, поднялось легкое пестрое облако – стая стрепетов взметнулась над степью. И так же неожиданно исчезла.

Слух услаждают нежные трели цикад, кузнечиков, кобылок. Множество сурков, сусликов облюбовали эти открытые места. Есть в степях и зайцы, есть и охотники на них – лисы. Много змей, ящериц. Богат растительный и животный мир степи, когда достаточно влаги. Страшно же выглядит степь в период засухи. Все выжжено солнцем. Голод гонит животных прочь. Некоторые суслики и сурки впадают в спячку. С дождями возвращается жизнь в этот богатый край с плодородными черноземными почвами.

Как, по вашему мнению, приспособились растения степной зоны к засухам?

Учитель предлагает прочитать статью «Природа степей» на с. 114–115 учебника и подготовить ответ по плану:

1. Общая особенность растений.

2. Приспосабливаемость к природным условиям разных растений (корень, стебель, листья).

Ученики. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

Учитель показывает степные растения на рисунках и гербарий.

Учитель. Какие же животные обитают в зоне степей? Прочитайте статью на с. 118 учебника, рассмотрите иллюстрацию «Животный мир степей» и подготовьте ответ по плану:

1. Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере разных животных (размер, форма, окрас).

Ученики. В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы спрятаться от хищников. В степи живут суслик, хомяки, мыши-полевки. В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у животных часто под цвет растительности.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением степных животных.

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветру –

Словно в синем море –

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

                        Ю. В. Жадовский

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Учитель. Многим животным и растениям степной зоны грозит исчезновение. Почему они оказались в опасности?

Прочитайте статью вашего учебника на с. 119–120 «Степи и человек».

После чтения учитель предлагает учащимся заполнить схему «Экологические проблемы зоны степей»:

Учитель. Составьте две цепи питания, которые сложились в степи.

Как под влиянием человека они разрушаются?

Можно ли их восстановить?

Почему степи везде распаханы?

Почему необходимо беречь сохранившиеся участки степей?

Как это сделать?

Растения  мыши-полевки  степная гадюка;

Растения →€шмели  степной жаворонок;

Растения  кузнечики  серая куропатка  степной орел.

Ученики. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить  выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Лето в степи более продолжительное, чем в лесной зоне. Средняя температура июля +22–23,5 °С (местами +40°). Лето сухое, дожди имеют ливневый характер. Быстрое испарение. Иссушающие ветры очень часты. Речки часто пересыхают. Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снегу очень мало. Здесь слишком сухо для деревьев, но достаточно влаги для трав. Травы очень быстро восстанавливаются после засухи. Луковичные, клубневые приспособлены лучше других. Весна в степи начинается рано. В феврале-марте снег тает, в апреле расцветает ковер из тюльпанов, ирисов.

Под травами образовались богатые черноземные почвы. Это позволяет выращивать в степной зоне ценнейшие культурные растения (пшеницу, кукурузу, свеклу, подсолнечник, бахчевые культуры), разводить огороды и сады.

Учащиеся заполняют схему «Климат степей».

Учитель. Назовите растения и животных степи, которые внесены в Красную книгу.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учитель. Что нового узнали на уроке? Что запомнилось больше всего? Что задело вашу душу?

Учащиеся читают вывод на с. 121 учебника.

Домашнее задание.

С. 114–122. Ответы на вопросы 1, 2 «Проверь себя»; выполнить задания 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4-ом классе "Природные зоны.Арктика"

Презентация составлена к уроку окружающего мира в четвёртом классе по теме «Суровая Арктика».Данный урок открывает изучение большой темы «Природные зоны России».Цели:Ввести понятие «природная зо...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Технологическая карта урока окружающего мира "Природная зона "Степь"

Урок позволяет сформировать представление у обучающихся о степи....

методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...

Методическая разработка урока по теме: «Природная зона России- степь»

Управление образования администрации города СоликамскаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Методическая разработка урока...

Урок в 4 классе "Зона степей"

Урок по окружающему миру  в 4 классе "Зона степей"...