План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему радуга разноцветная?".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Поведык Лариса Александровна

В ходе урока учащиеся узнают почему радуга разноцветная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: окружающий мир

Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Класс – 1 

Цели:

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать первоначальные представления о цвете;

- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки,

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

Планируемые результаты:

предметные: дети знакомятся с цветами радуги, их последовательностью, формируется целостный взгляд на мир в его органичном единстве;

обеспечивается опыт исследования и объяснения природных явлений, дети учатся наблюдать и замечать красоту вокруг себя;

личностные:

·  проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

·  понимают причины успеха в учебной деятельности;

универсальные учебные действия: регулятивные

·  определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·  будут учиться работать по предложенному учителем плану;

·  будут учиться высказывать предположения;

познавательные:

·   формулируют выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·  составляют алгоритм действия под руководством учителя;

коммуникативные:

·  слушают и понимают речь других;

·   учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

·   учатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук

Оборудование: карточки с заданиями, рабочие тетради на печатной основе, учебник «Окружающий мир», раздаточный материа

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

2.Актуализация знаний        Слайд 1

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе?  

(Радуга)     Слайд 2

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

-Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?   (радуге)

-Что мы сегодня на уроке узнаем и чему научимся? Прочтите это в учебнике на с.40.

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.   Слайд 3

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было у вас, когда вы увидели радугу?

- Что же означает слово «РАДУГА»?  

Выступление подготовленного учащегося:

 - Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.  Слайд 4

- Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

- Представьте такую картину:  Слайд 5 что, вместе с этими детьми находитесь и вы.

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Слайд 6

-Почему в воздухе возникло такое чудо?

-Кто строитель?

-Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга).

Послушайте, что об этом нам расскажет Аня:

 Выступление подготовленного учащегося:

 - Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

 - Скажите, когда появляется радуга?  (Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко).

 -  Да, действительно это так, ведь радуга – это солнечное свечение. Об этом даже есть стихотворение.

Чтение стихотворения учащимся:

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)   Слайд 7

- А почему радуга разноцветная? Об этом нам расскажет……

 Выступление подготовленного учащегося:

  - Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, и свет распадается на 7 цветов. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку». Слайд 8

- Выходят 7 девочек в разноцветных коронах и говорят запоминалку: « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

4. Физминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Учитель: Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.   Слайд9

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… Слайд 10

-В брызгах фонтана… Слайд 11

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… Слайд 12

5. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»   Слайд 13

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

9. Практическая работа (работа в парах)

1 группа: раскрасить радугу

Муравьишка решил поехать в гости к мудрой черепахе, но не на простом поезде, а на радужном, чтобы паровозик отправился в путь надо вагончики расположить в правильном порядке. Поможем ему. Раскрасьте паровозики и расположите их на доске в правильном порядке.

2 группа: работа с научным текстом.

 Задание: прочитай текст, найди интересные сведения о радуге, подготовься рассказать о своих находках всему классу:

Планета Земля полна различных тайн. В этом мы убедились, рассмотрев не одно явление природы, а так же ярчайших представите лей флоры и фауны. Сегодняшний центр нашего внимания – радуга. Она нас интересовала в детстве, её секреты не дают нам покоя и в зрелом возрасте. Психологи объясняют это тем, что радуга является обещанием «радужного», светлого, радостного будущего. Во все времена в любой культуре люди воспевали её в произведениях поэзии, музыки, искусства. В переводе с латинского языка радуга – это дождевая арка. Греки и римляне считали её дорогой между миром живых и мертвых. В скандинавских мифах радугу называли мостом между миром людей и богов. В Библии она фигурирует как знамение, которое дано Богом для примирения с человеком. Английский писатель Макдональд представлял её в своей сказке соединением с волшебной страной. Для нас же, славян, по поверьям радуга – коромысло с котелками золотых монет на концах, которое «берет» воду из различных водоёмов, а потом выливает её на землю в виде дождя.

3 группа: народные приметы.

 Задание: расскажи как по радуге можно определять погоду. (Выберите только те приметы, которые подходят к данному заданию). 

* Утренняя радуга предвещает пасмурный день, а вечерняя – погожий.

* Яркая радуга – жди непогоды.

* Высокая радуга сигнализирует о том, что погода будет ясной, а низкая – что дождливой.

* В месте, где радуга сливается с землёй, лежит клад.

* Радуга видна на протяжении долгого времени – несколько дней будет плохая погода.

* Если увидеть двойную или тройную радугу, то в ближайшие дни будет дождливая погода.

* Завидев радугу, нельзя плавать, иначе можно утонуть.

* Не показывай на радугу пальцем, иначе на вас обрушатся разочарования и несчастья.

10. Проверка изученного материала

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок зелёного цвета;

Ответ “нет” – кружок красного цвета.

1-У радуги 7 цветов?

2- Все цвета расположены в определённом порядке?

3- В радуге есть коричневый цвет?

4-Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка самостоятельной работы (на экране показан получившийся рисунок) Слайд 14

11. Рефлексия

Покажи смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.

 12. Исполнение учащимися песни о радуге «С конопатым солнышком».

13. Творческая работа

 Нарисуй радугу в рабочей тетради или помощников-строителей.

14. Итог урока

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

15. Дом.задание:

- Придумайте загадку о радуге.

Ресурсы:

Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру "Мой любимый город"

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мой любимый город", цели которого: -закрепить знания детей о родной стране, о столице России – Москве;-воспитание чувства патриотизма и любви к ро...

План - конспект урока по окружающему миру по теме "Обобщение"

В работе представлен план - конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме " Невидимые нити в природе".Урок составлен по теме "Невидимые связи в природе"  в соответствии с требования...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"

Тема урока:ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬЦели:  рассмотреть,  какие  изменения  происходят  с  организмом человека в старости; воспитывать любовь и за...

План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".

План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова  в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...

План-конспект урока по окружающему миру "Страны мира".

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Страны мира. Проект «Страны мира»...