Природные зоны России
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Петрова Маргарита Витальевна

Тема урока «Природные зоны России»

Тип урока Усвоение новых знаний, умений, навыков

Цель

О. Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли. 

Р.  развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;       

В. воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование желания выполнять учебные действия.

 

Метапредметные

познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

 

Предметные: развитие  навыков умения пользоваться картой природных зон России.

УМК: учебник, рабочая тетрадь

Основные понятия: природные зоны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

I.      Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.

- Скажите, над каким разделом мы работаем? (Природа России).

О чем мы говорили на прошлом уроке? Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим.

II. Проверка домашнего задания.

Задание 1

Игра  «Найди лишний географический объект». Объясни почему.

Вы должны прочитать название географических объектов, выбрать и найти на карте какой объект лишний и почему.

1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;

3) Кавказ, Алтай, Баренцево, Урал.

 

2 задание

 

 

 Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)

1-ряд

Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану

2-ряд

Какие моря относятся к Тихому океану

3-ряд

Какие моря относятся к Атлантическому океану

 

 

О т в е т:

Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.

Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

III. Работа над новой темой.

Учитель.

- Со всеми заданиями вы справились и так  продолжим.

    Слайд 3   Если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные картины.

Слайд 4 На одних мы увидели бы суровую Арктику,

         на других – пышные джунгли,

 на третьих – пустыни, томящиеся от зноя

слайд 5  Кто из художников прав?

Слайд 6 Представим, что мы совершаем путешествие на самолете, пролетая над Землей с севера на юг.

Слайд 7       Внизу, сменяя друг друга, проплывают равнины, холмы, горы, леса, реки, моря…

Слайд 8 Меняется не только земная поверхность,

   меняется климат, меняется живая природа нашей планеты.

Слайд 9 Почему наша Земля такая разная? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Слайд 10………… Одна из причин тому – шарообразность нашей планеты.

       Земля нагревается в разных местах по-разному.

Слайд 11 Различие  живой природы зависит:

Слайд 12 В результате этого на Земле сложились разные природные зоны.

Вспомните тему урока  и подумайте, какова цель урока:

Слайд 13 Сегодня мы познакомимся с теми природными зонами, которые есть на территории нашей страны.

Слайд 14 карта

физмин для глаз

 

15 Природные зоны России:

 

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ      

Откройте учебник на стр. 74 и прочитаем первый абзац

Это ледяная Арктическая зона;

Холодная безлесная болотистая тундра;

Тайга

 Смешанные и широколиственные леса;

Травянистые равнины: степи;

Раскаленные солнцем пустыни;

Зона влажных субтропиков.

V. Первичное закрепление

 

РАБОТА В ТЕТРАДИ С. 31 №3 1 ЧАСТЬ

 

16       Северные районы нашей Родины называют ледяной Арктической зоной.

17 К югу от ледяной зоны вдоль берегов северных морей тянется холодная безлесная болотистая тундра

 

18 Южнее тундры широкой полосой простирается лесная зона.      

19 Затем леса сменяются обширной зоной степей.

20 Как таковых пустынь в России нет, но южнее степей, в низовье реки Волги, встречаются участки, которые по своим особенностям приближаются к этой природной зоне.

21  А на Черноморском побережье Кавказа и Крыма расположена зона влажных субтропиков

 

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы в горах? Вспомните, как выглядит природа гор?  Как же это явление называется, вы узнаете, прочитав на стр.75. (высотная поясность)

 

22 В каждой природной зоне обитают свои организмы: свои растения и животные, которые составляют определенные природные сообщества.

физмин

 

23 Подумайте, что же такое природная зона?... Ответ: совокупность неживой и живой природы на определенном участке Земли  называется природной зоной.

 

 

V Итог

˗       Перечислите основные природные зоны России.

 

˗       Почему происходит смена природных зон?

 

VI Рефлексия

—  Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Учитель подводит итоги работы и предлагает детям оценить свою работу на уроке и самочувствие, используя сигнальные карточки.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Природные зоны России»

Тип урока Усвоение новых знаний, умений, навыков

Цель

О. Познакомиться с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли.  

Р.  развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;        

В. воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные

познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Предметные: развитие  навыков умения пользоваться картой природных зон России.

УМК: учебник, рабочая тетрадь

Основные понятия: природные зоны

Ход урока

I.        Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.

- Скажите, над каким разделом мы работаем? (Природа России).

О чем мы говорили на прошлом уроке? Чтобы продолжить путешествие по России, давайте повторим.

II. Проверка домашнего задания.

Задание 1

Игра  «Найди лишний географический объект». Объясни почему.

Вы должны прочитать название географических объектов, выбрать и найти на карте какой объект лишний и почему.

1) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

2) Ладожское, Саяны, Онежское, Каспийское;

3) Кавказ, Алтай, Баренцево, Урал.

2 задание

 Какие моря к какому океану относятся? (Соедини стрелками.)

1-ряд

Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану

2-ряд

Какие моря относятся к Тихому океану

3-ряд

Какие моря относятся к Атлантическому океану

 

О т в е т:

Северный Ледовитый океан: море Лаптевых, Чукотское, Карское, Баренцево, Восточно-Сибирское моря.

Тихий океан: Японское, Берингово, Охотское моря.

Атлантический океан: Балтийское, Черное моря.

III. Работа над новой темой.

Учитель.

- Со всеми заданиями вы справились и так  продолжим.

    Слайд 3   Если бы сотне художников, живущих в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли, то получились бы совсем разные картины.

Слайд 4 На одних мы увидели бы суровую Арктику,

         на других – пышные джунгли,

 на третьих – пустыни, томящиеся от зноя

слайд 5  Кто из художников прав?

Слайд 6 Представим, что мы совершаем путешествие на самолете, пролетая над Землей с севера на юг.

Слайд 7       Внизу, сменяя друг друга, проплывают равнины, холмы, горы, леса, реки, моря…

Слайд 8 Меняется не только земная поверхность,

   меняется климат, меняется живая природа нашей планеты.

Слайд 9 Почему наша Земля такая разная? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Слайд 10………… Одна из причин тому – шарообразность нашей планеты.

       Земля нагревается в разных местах по-разному.

Слайд 11 Различие  живой природы зависит:

Слайд 12 В результате этого на Земле сложились разные природные зоны.

Вспомните тему урока  и подумайте, какова цель урока:

Слайд 13 Сегодня мы познакомимся с теми природными зонами, которые есть на территории нашей страны.

Слайд 14 карта

физмин для глаз

15 Природные зоны России:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ        

Откройте учебник на стр. 74 и прочитаем первый абзац

Это ледяная Арктическая зона;

Холодная безлесная болотистая тундра;

Тайга

 Смешанные и широколиственные леса;

Травянистые равнины: степи;

Раскаленные солнцем пустыни;

Зона влажных субтропиков.

V. Первичное закрепление

 

РАБОТА В ТЕТРАДИ С. 31 №3 1 ЧАСТЬ

16       Северные районы нашей Родины называют ледяной Арктической зоной.

17 К югу от ледяной зоны вдоль берегов северных морей тянется холодная безлесная болотистая тундра

 

18 Южнее тундры широкой полосой простирается лесная зона.      

19 Затем леса сменяются обширной зоной степей.

20 Как таковых пустынь в России нет, но южнее степей, в низовье реки Волги, встречаются участки, которые по своим особенностям приближаются к этой природной зоне.

21  А на Черноморском побережье Кавказа и Крыма расположена зона влажных субтропиков

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а как же происходит смена природы в горах? Вспомните, как выглядит природа гор?  Как же это явление называется, вы узнаете, прочитав на стр.75. (высотная поясность)

22 В каждой природной зоне обитают свои организмы: свои растения и животные, которые составляют определенные природные сообщества.

физмин

23 Подумайте, что же такое природная зона?... Ответ: совокупность неживой и живой природы на определенном участке Земли  называется природной зоной.

V Итог

˗        Перечислите основные природные зоны России.

˗        Почему происходит смена природных зон?

VI Рефлексия

—  Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?

—  Где могут пригодиться в жизни новые знания?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Учитель подводит итоги работы и предлагает детям оценить свою работу на уроке и самочувствие, используя сигнальные карточки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией  к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")

Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...