Конспект урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Матвеева Ирина Владимировна

Класс: 2

Тема:  « Невидимые нити»  

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со взаимосвязями в природе.

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи:

Образовательная:

- научить учащихся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

Развивающая:

- развивать речь на примере чтения и обсуждения текста учебника; делать выводы из изученного материала.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношения к природе.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 часть Плешаков А.А; презентация, листы А4, цветные карандаши.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Класс: 2

Тема:  « Невидимые нити»  

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со взаимосвязями в природе.

Тип урока: открытие нового знания.

Задачи:

Образовательная:

- научить учащихся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

Развивающая:

- развивать речь на примере чтения и обсуждения текста учебника; делать выводы из изученного материала.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношения к природе.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 часть Плешаков А.А; презентация, листы А4, цветные карандаши.  

Этап урока

Содержание

Организационный момент

- мотивировать учащихся к учебной деятельности;

Прочитать стихотворение:

Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

 «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

 «Куда» полетело верхом на жуке,

 «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

 Вопрос за вопросом, и так – целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром

Вопросы:

Учитель: Что нового вы узнали о природе на уроках окружающего мира, работая в этом году?

Дети отвечают:

- что природа бывает живая и неживая;

- различные явления природы (дождь, гроза, туман, солнце);

- что такое погода – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.

- узнали о живой и неживой природе осенью;

- узнали новые горные породы;

- узнали новое про воду и воздух.

Учитель: А как вы думаете,  все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

Дети отвечают: нет.

Учитель: Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире? Поднимите руки, кто хочет?

Учитель: Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок? 

Дети отвечают:

- интересным, весёлым.


Учитель: Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!

Актуализация знаний

-  актуализировать знания о видах животных.

Учитель: начнём мы с вами открывать тайны с повторения изученного. Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Дети отвечают: какие бывают животные.

Учитель: сейчас мы проверим как вы запомнили группы животных. На слайде будут появляться представители разных групп животных. Но для начал вспомним, какие вы запомнили группы животных?

Дети отвечают: насекомые, рыбы, птицы, звери или млекопитающие.

На слайде появляются животные: ворона (птицы); медведь (звери); окунь (рыба); собака (звери); комар (насекомые); дятел (птицы); кузнечик (насекомые); сом (рабы); пчела (насекомые).

Учитель: Молодцы ребята. Вижу вы отлично запомнили группы животных.

Целеполагание

- определение темы и целей урока.

На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.

Учитель: Ребята, подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица?

Проблемный вопрос, могут предполагать.

Правильный ответ либо скажут, либо подвести к правильному ответу: ВОПРОСОМ: ПОДУМАЙТЕ А КТО ИЗ НИХ ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.)

Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.

Учитель: Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? Гусеницы? Птицы?

Дети отвечают:

- Нечем было бы питаться животным, если бы не было растений;

- Нечем было бы дышать, так как от растений мы получаем кислород (могут сказать, что получаем воздух, исправить на кислород)!

Учитель: Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

Дети отвечают:

- о растениях и животных;

- о том, как связаны растения и животные.

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

Учитель: Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

Дети отвечают:

- да понятна, я думаю, что мы будем изучать…

- нет, непонятна.

Учитель: Так какая же учебная задача стоит перед нами на уроке?

Дети отвечают:  

- Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

Открытие нового знания

- формирование знаний о невидимых нитях.

Учитель: давайте откроем наши учебники на странице 64. Прочитаем, рассказ, который нам предлагают.

(стр 64-65 до вопроса!)

Вопросы по прочитанному:

Учитель: О каких невидимых нитях говорится в тексте?

Дети отвечают:

- О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст?

Дети отвечают:

- Лес и человек.

- Вырубленный лес.

Учитель: Давайте посмотрим на слайд. Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Правильная последовательность на слайде.

Человек вырубил кустарники.        

Исчезли птицы, которые гнездились в них.          Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев.          

Деревья высохли.

Учитель: А как вы думаете, чем всё закончилось?

Дети отвечают:

- Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  

- Лес умер, в нём больше некому жить.

Учитель: А кто виноват в этом?

Дети отвечают:

- Человек – лесничий.

Учитель: кто уже догадался, что же за такие невидимые нити есть в природе?

Дети предполагают:

- связи между животными и растениями;

- связи между человеком и растениями.

Учитель: проверим наши рассуждения. На странице 65 читаем, что такое невидимые нити.

Учитель: Кто теперь может ответить, что такое невидимые нити?

Дети отвечают:

- это связи в окружающем мире.

Учитель: а кто может быть связан?

Дети отвечают  :

- неживая и живая природа;

- растения и животные;

- человек и окружающая среда. 

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (покружиться)

Закрепление изученного

Учитель: рассмотрим картинки на странице 65. Давайте проследим связи в природе. Первая картинка, объясните связь. Кто не знает, что за жучки изображены – это тля. Тля – мелкое насекомое размером всего 2-3 мм.

Дети отвечают.

- Божья коровка питается тлёй.

Учитель: а на второй картинке?

-Дети отвечают:

- Пчёлы питаются нектаром цветов.

- Также пчёлы из нектара делают мёд.

Учитель: а на третьей картинке?

Дети отвечают:

- синичка питается червяками.

Учитель: А могут ли люди нарушить эти связи?

Дети отвечают:

- да, если будут отлавливать насекомых, птиц, зверей, срывать цветы вырубать леса.

Учитель: Почему нити называются невидимыми?

Дети предполагают:

- Потому что мы их не видим, но связь есть будто бы ниточки.

Учитель: Действительно, в природе все связано друг с другом, словно нитями. Но эти нити легко рвутся, если в природе что-нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек. Поэтому мы должны относится к природе как?

Дети отвечают:

- хорошо;

- бережно;

- аккуратно.

Учитель: Правильно ребята. А что нельзя делать в природе, чтобы не вредить ей?

Дети отвечают по поднятой руке:

- Не срывать цветы;

- Не вырубать леса;

- Не разорять птичьи гнёзда;

- Не охотиться на животных;

- Не сбивать грибы;

- Не мусорить в лесах.

Учитель: Ребята, вы назвали так много правил! И сейчас я вам предлагаю их зарисовать на листочек. Но рисовать мы их будем как запрещающие знаки дорожного движения. Кто знает, как выглядит такой знак?

Учащийся отвечает:

- Красный круг.

Учитель: верно ребята, нарисуйте 6 знаков, которые будут обозначать то, что ни в коем случае нельзя делать в природе!

Образец на слайде!

(Если остаётся время спросить 2-3 человека о том, что за знаки они нарисовали, если нет остаётся домашним заданием).

Подведение итогов и рефлексия

Учитель: Вот и подошёл наш урок к концу. Узнали ли что-то новое?

Дети отвечают по поднятой руке:

- Я узнал о невидимых нитях.

- Я узнал о взаимосвязях в природе.

Учитель: что же такое невидимые нити?

Учащийся отвечает:

- Это связи в окружающем мире.

Учитель: а что может быть связано в природе?

Дети отвечают по поднятой руке:

- неживая и живая природа;

- растения и животные;

- человек и окружающая среда.

Учитель: спасибо за урок ребята. Мне очень понравилось с вами работать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...