конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: " Волшебные слова"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Иванова Ирина Алексеевна

конспект урока окружающего мира 2 класс Тема: " Волшебные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2_v.docx49.08 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir_2_v.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 25.02.2020
База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс: 2 В

Учитель: Власова О.В.

Студентка: Иванова И.А. 

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Волшебные слова

Тип урока: открытия нового знания

Цель:  Создать условия для формирования представлений о культуре поведения, познакомить с правилами вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия.  

Задачи:

Дидактические:

  1.  Сформировать понятие «культура поведения»,  научить различать хорошие поступки, от некультурных объяснить, для чего люди совершают  хорошие поступки;  
  2. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
  3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Работать с содержанием текста учебника;
  2. Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
  3. Дать понятие «культура поведения»

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;
  3. Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;
  4. Учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, карточки..

Оборудование: технологическая карта, учебник УМК «Школа России» 2 класс 1 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.

План урока:

1. Этап мотивации (2 мин.)

    1.1.Привествие

    1.2.Эмоциональный заряд

    1.3. Проверка готовности

2. Этап актуализации и пробного учебного действия(6 мин.)

3. Этап выявления места и причины затруднения(6 мин.)

4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)

    4.1 Определение темы урока

    4.2 Определение цели и задач урока.

5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)

  5.1. Использование волшебных слов

     5.1.1. Работа с учебником.

     5.1.2. Работа с рабочей тетрадью

5.2. Как правильно использовать вежливые слова в общении?

    5.2.1. Работа с учебником

    5.2.2. Правило разговора по телефону

   5.2.2.1. Составление собственного диалога

5.3. Что такое культура поведения?

5.3.1. Прослушивание рассказа «Волшебные поступки»

5.3.2. Работа с рабочей тетрадью

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

6.1. Беседа

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (2 мин.)

7.1. Тестовая работа

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

10. Домашнее задание

        Прогнозирование домашнего задания

Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД 

1.1.Привествие

1.2.Эмоциональный заряд.
У вас на столах лежат сигнальные  карточки красного, жёлтого и зелёного цвета. И я хочу у вас спросить, готовы ли вы к работе?

Зеленый цвет - вы полны энергии, готовы активно работать
Желтый цвет- вы спокойны, вам все равно, что будет происходить на уроке.

Красный цвет - вы не хотите узнать что-то новое, у вас плохое настроение.
Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут активно работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение.

  1. Проверка готовности.

Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и коробочка с заданиями.

Создание ситуации успеха

Фронтальная

П.1

П.1, Р.2, К1

Л.1, Л.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

- Ребята, расскажите, какой раздел вы изучаете?

(Раздел «Общение»)

Слайд.

– А что такое общение? (Взаимные отношения)

- А где мы общаемся?

(В школе, дома, на улице, в транспорте, везде)

-Каким может быть общение?

- Какое общение бывает приятным?

-Какое общение может быть приятным?

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы общение было приятным?

(говорить вежливые слова, не ссориться)

Ребята, у вас на столах лежат тесты с заданием, для первого варианта- белого, для второго варианта- розового цвета.
Каждый возьмите задания своего варианта, подпишите свою фамилию и имя.

Вам необходимо внимательно прочитать утверждения и определить верное оно или нет? Над каждым верным утверждением написать заглавную букву В, над неверным утверждением букву Н.

Тест

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4.  Входящему в класс можно крикнуть: “Привет!”.

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

1 .Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

2 .Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

3. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. “Один за всех, и все за одного”.

4. Не надо ябедничать.

5. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

-Ребята, а теперь, когда вы выполнили тесты, я попрошу вас обменяться тетрадями с соседом. Даю вам минутку.

- Ответы представлены на слайде, пожалуйста, проверьте и за каждый правильный ответ поставьте себе плюс рядом с заданием.

-Теперь с последних рядов передайте пожалуйста работы на первый ряд, я пройду и заберу.

Самостоятельное выполнение детьми индивидуального задания

Мыслительная дея – ть

Беседа

Тесты

П.3

К.1, П.1

Л.1

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Он кричит «ку-ка-ре-ку!»
Солнцу, речке, ветерку,
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

М.Садовский

-Кто так приветствует по утрам солнце, речку, ветерок? (Петух)

-А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, привет)

-Какое слово чаще всего используют люди, приветствуя друг друга? (Здравствуйте)

-А кто помнит, от какого слова произошло слова «здравствуйте» (от слова «здоровье»)

-Что это значит? (Когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья.)

-Какие ещё «вежливые» слова вы знаете

-Какое волшебство они совершают?

-Сельское хозяйство, промышленность, строительств, транспорт, торговля.

Беседа


Создание проблемной ситуации

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

П.2, П.1

К.1, П.1

Л.1, Л.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Определение темы урока

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О вежливости)
-Проверьте свои предположения, о
ткройте, пожалуйста, учебники на стр. 52-ой.

-Как же  звучит тема нашего урока? ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

4.2 Определение цели и задач урока.
- Какую цель вы перед собой поставите?

-Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебник на странице 50-ой  УЗНАЕМ, ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА

- А какие учебные задачи вы поставите перед собой?

-Сравните ваши варианты с задачами учебника.

НАУЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛАМИ ВЕЖЛИВОСТИ ПРИ ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.
-Насколько они совпадают?

- Какую проблему вы перед собой поставите?

Определяют тему урока

Сверяют предположения по учебнику

Определяют цели и задачи урока

Беседа

Беседа

Фронтальная

Презентация

Презентация

Наблюдение

Фронтальный опрос

П.1, П.2

Р.1, Р.2

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Использование волшебных слов



5.2. Как правильно использовать вежливые слова в общении?





5.3. Что такое культура поведения?

5.1.1.Работа с учебником

Ребята, давайте «оживим» картинки на стр. 52. Работать будете в паре. Используйте слова «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста».
5.1.2.Работа с рабочей тетрадью

Ребята, вы большие молодцы. Знаете, как правильно использовать вежливые слова.

А вот Муравей Вопросик не умеет использовать вежливые слова. Давайте научим его правилам вежливости. Для этого откройте страницу 31-ую упражнение 2. Вам нужно напротив каждого слова написать вежливые слова, которые подходят для этих случаев. Работать будем самостоятельно.

Теперь обменяйтесь рабочими тетрадями с соседом по парте и проведите взаимную проверку работы.

5.1.3. Беседа по происхождению слова «спасибо»

Ребята, как вы думаете, как появилось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси вас Бог!»
«Спаси Бог» со временем превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда не стоит.

5.2.1. Работа с учебником

- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

 - Рассмотрите рисунок в учебнике, на странице 53-ей. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая и скажите,
получился разговор вежливым и понятным?

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

5.2.2. Правила разговора по телефону

Давайте проверим свои предположения (Посмотрите на слайд)

Помни:

  • 1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
  • 2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
  • 3.Не следует говорить слишком долго.

Давайте эти правила приклеим на свои страницы.

Схема  разговора по телефону:

1.«Алло».

2.Приветствие.

3.Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

4.Благодарность.

                          5. Прощание.                        

5.2.2.1. Составление собственного диалога

Ребята, теперь, когда вы познакомились  с правильным построением диалога.

Попробуйте сами составить диалог. Работать будете  в парах, используя эту схему.

Давайте послушаем ваши диалоги.

Молодцы!

 Физминутка

Раз - согнуться, разогнуться
Два - подняться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парты сесть опять.


5.3.1. Прослушивание рассказа «Волшебные поступки»

Ребята, откройте страницу 54.  Я вам сейчас прочитаю рассказ Сережи и Нади, а вы будьте внимательными и ответьте на вопрос: Как объяснить поведение папы? Привести примеры подобных поступков взрослых и сверстников из ваших наблюдений.

(Чтение рассказа)

        

Ребята, как вы объясните поведение папы? Приходилось ли вам наблюдать подобные поступки взрослых и сверстников?
Поднимите руки кому?


5.3.2.  Работа с рабочей тетрадью

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 31-ой. Выполните задание 3.  Работа в парах.

-Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Вы большие молодцы.

-Теперь давайте выполним задание 4. Вам необходимо сформулировать и записать в тетрадь  правила, по рассказу Сережи и Нади. Работать будем в группах.

-Для этого сначала давайте вспомните правила работы в группе.

-Выполняем задание

-Давайте проверим, как вы выполнили задание. (группы зачитывают)

Работа с рисунком



 

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

Составляют диалог

(Прослушивание рассказа)

Работа по учебнику

Беседа

Беседа

Беседа

Работа по учебнику

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Учебник

Учебник

П.3, П.2, П.1

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1.Беседа

- Много раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости. Я вам буду читать их, а вы объясните каждое правило.

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

4. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся “простите”

5. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.

6. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.

- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Поднимите руки, кто считает, что без них нельзя обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется “Наоборот”. Я буду называть вам слова, а вы мне будете говорить слова с противоположным значением.

Хороший – (плохой);

Добрый – (злой);

Веселый – (грустный);

Вежливый – (грубый);

Смеяться – (плакать);

Грустить – (радоваться);

Хорошо – (плохо);

Добро – (зло).

- Молодцы!

Работа в группах

Тест

П.1, П.2, П.3

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Давайте решим маленький тест.

У вас на столах лежат тестовые задания зеленого цвета.

- Давайте проверим ответы. Посмотрите на слайд.  

Если вы все выполнили верно, поставьте +, если допустили ошибку, то ?

Беседа

Индивиуальная

Тест

Самоклонтроль

П.1, П.2, П.3

П.1, К.1, Р.2

Л.2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока?

- Какую цель мы перед собой поставили?

- Что нам помогло достичь этой цели? (решение задач)

- Какие задачи мы перед собой ставили?

- С какими задачами мы справились?

- Над какими задачами (вопросами) вы хотели бы еще поработать?

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

Р.2, К.1, П.2

Л.2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

 - Оцените свои достижения на уроке ,дополняя фразы по очереди:

(слайд)

1. Для меня было открытием то, что…

2. Мне было интересно..

3. Мне было трудно…

4. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Оценивают свои достижения, продолжая фразу

Прием «Продолжи фразу»

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

Прогнозирование дом. задания

- Какое домашнее задание вы себе запишите?  А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным?

- Предложенное домашнее задание показать на слайде

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ! 1 ВАРИАНТ 1. Верно 2. Верно 3. Неверно 4. Неверно 5. Неверно

Слайд 4

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ! 2 ВАРИАНТ Верно Верно Верно Верно Неверно

Слайд 6

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Слайд 7

Помни: 1.Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. 2.Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. 3.Не следует говорить слишком долго. Схема разговора по телефону : 1 .«Алло». 2.Приветствие. 3.Объяснение цели своего звонка – собственно разговор. 4.Благодарность 5 . Прощание.

Слайд 10

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ!

Слайд 11

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ! 1. Что нужно сделать при встрече со знакомым человеком? Молча пройти мимо На ходу крикнуть погромче «Привет !» Подойти и дружелюбно поздороваться Кинуться к человеку с объятиями и рукопожатиями

Слайд 12

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ! 2.Как правильно здороваться с малознакомыми или старшими по возрасту людьми ? « Привет !» « Эй, ты !» « Хэлло !» « Здравствуйте!»

Слайд 13

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ! 3.Какое слово не является «волшебным »? « Спасибо » « Поторапливайся » « Пожалуйста » « Будьте добры…»

Слайд 14

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ! 4.Как нужно поступить, увидев в транспорте пожилого человека или мать с маленьким ребенком? Уступить место Сделать вид, что не заметил их Попросить соседа уступить место Не обращать внимания

Слайд 15

ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ! 5.Как правильно вести себя в общественном месте? Ковырять в носу Г ромко сморкаться Зевать с открытым ртом Тихо и спокойно разговаривать

Слайд 17

1. Для меня было открытием то, что… 2. Мне было интересно.. 3. Мне было трудно… 4. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)

На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс

Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...