Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Зайнышева Елена Владимировна

Конспект урока в 1 классе по окружающему миру "Книга твой друг и наставник" с использование методик Сингапурской системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 «Б» классе. 26 ноября

Тема урока: Книга – друг и наставник

Педагогическая цель: знакомство обучающихся со способом создания книги, с историей возникновения книгопечатания. 

Планируемые результаты:

Предметные: представить детям образ книги в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; раскрыть на конкретных примерах важность и необходимость культурной преемственности через чтение книг;

Личностные: формирование положительной мотивации к учебе,

формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру,

воспитание положительного отношения к окружающим, их творчеству.

Метапредметные:

Познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, используя полученную информацию и жизненный опыт, делать выводы и умозаключения, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свои мысли, учиться работать по предложенному учителем плану, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников на уроке.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, уважительно относится к творчеству других.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

Ход урока

1.Организация обучающихся на работу. 

-Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Поприветствуйте друг друга. Дай пять соседу по плечу. Отбейте кулачки с соседом по лицу. (СЛАЙД 1)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа в группе. Всего пять групп. Каждая получает иллюстрацию:

1) Изображение наскальных рисунков пещеры Шульган – таш.

2) Папирус

3) Изображение берёзовой коры

4) Изображение гусиного пера

5) Изображение ребёнка с книгами и подписью «Прочитаю от доски до доски» (СЛАЙДЫ 2-6)

-Ребята, вы будете работать группой. Рассмотрите и обсудите изображения на листах в каждой группе. Затем один из участников группы опишет свою иллюстрацию. (Обсуждение в группах)

Затем 1 ребёнок от группы (Стол №1, ученик_, стол №2 ученик _, стол №3 ученик_, стол №4 ученик_, стол №5 ученик_) описывает свою иллюстрацию.

-Как вы думаете, что объединяет все эти иллюстрации? С чем они все связаны? (С письмом и чтением)

Возможные наводящие вопросы: если связаны с письмом, то кому нужно уметь писать? Кто ваш помощник в учении? Подвести к ответу «книга».

-Назовите тему урока… («Книга…»). (СЛАЙД 7)

(На слайде надпись «Книга – друг и наставник».

-Значение какого слова вам не понятно? (Наставник) Где мы можем узнать значение этого слова? (в книгах)

-Есть такие книги – словари, в которых можно узнать значение слов. Обратимся к толковому словарю. (СЛАЙД 8)

-Прочитайте надпись на обложке «словарь».

-Все слова в нём расположены по алфавиту. (Учитель показывает первую страницу, начинающуюся с буквы «А», затем с буквы «Б» для наглядности).

-На какой звук начинается слово «наставник»? Значит надо искать  на букву «Н». (Работа со словарём. Зачитывает учитель)

-Теперь значение слова «наставник» вам понятно.

-Так почему же книга ваш ДРУГ И НАСТАВНИК? (Она помогает что-то узнать, может пригодиться в учёбе).

-Составим план урока. Что мы будем изучать? (книгу, какие бывают книги, как появились книги и т.д.)

4. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником страница 46-47.

-Откройте учебник на странице 46. Рассмотрите разворот учебника и обсудите с соседом по плечу.

Работа в паре. Дети обсуждают с соседом по плечу иллюстрации на развороте учебника.

- Какой у вас возникает вопрос? (Как делают книги?)

-Чтобы узнать это, посмотрим обучающее видео из серии «Шишкин лес». (Длительность 4 минуты 8 секунд.)

5. Физминутка. Структура  «Кричалка, девиз» (Тим чир). 
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

6. Первичное закрепление.

-Что вы узнали из фильма? Где побывал Зубок?  (Зубок побывал в типографии. Узнали, где печатаются книги.  Кто печатает книги)

-Какими были первые книги? (Рукописными)

-Кто их писал? (Переписчики)

-Долго они их писали? (Очень долго)

-Кто из вас запомнил имя человека, который придумал печатать книги? (Иоганн Гуттенберг) (СЛАЙД 9, СЛАЙД 10)

-Где жил Иоганн Гуттенберг? (В немецком городе Майнце)

- В начале урока вам встретилась пословица «Прочитать от доски до доски». Эти слова тоже связаны со старинным способом изготовления книг.

-Почему же так говорят? Чтобы это узнать, рассмотрим старинную книгу

(СЛАЙД 11).

-Книги были большими по размеру, в них было много листов, а обложку делали из двух досок: одна сверху, другая снизу. И соединялись эти доски замком.

-Похожи наши современные книги на эту книгу? (Нет, не похожи)

-Как делают книги сейчас? (Книги печатает специальная машина с валиками и краской)

-Люди каких профессий делают книги? (Резальщик бумаги, печатник)

-Посмотрите на слайд (СЛАЙДЫ 12,13), чьё это рабочее место? (Определяют по фотографиям рабочее место печатника и резчика бумаги в типографии)

7. Отработка изученных умений.

Индивидуальная работа по карточкам.

-А сейчас я покажу вам страницы старинных книг. (Учитель показывает иллюстрации)

-Что вы заметили? (Возможен наводящий вопрос: какая буква самая большая?)

-Эту букву называют буквица. Мастера-переписчики украшали её разными узорами.

-Возьмите карточку на столе и соедините старинную буквицу с подходящей буквой алфавита. (Дети работают по карточке).

-Проверьте себя по эталону. (СЛАЙД 14)

Технология «Осознанный выбор» (Конерс). 

-Ребята, как вы думаете, только ли книги печатают? (Ещё журналы, газеты).

-А какие печатные издания и книги нравятся вам? Сейчас мы узнаем.

В углах класса расположены: книга сказок, детский журнал, детская энциклопедия, словарь. Дети выбирают себе что-то одно. Затем находят напарника в своей группе и обосновывают ему свой выбор. Затем все садятся на места. Учитель вызывает по очереди 2-3 пары и они озвучивают классу свой выбор. Класс поощряет ответы словами с сопровождением жестов: «О-о-о-о-тличная работа!»

-Вы сейчас выбирали печатные издания, которые вам больше всего нравятся. На нашей выставке есть разные книги. Чтобы мы могли наслаждаться таким разнообразием литературы, трудится  люди разных профессий. Так давайте же будем любить и беречь книги.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Как изготавливали книги в старинные времена? Кто их писал? Как изготавливают книги сейчас? Кто придумал печатать книги? Где печатают книги? Люди каких профессий работают над книгами в типографиях?

- Что вам понравилось больше всего?

9. Рефлексия.

Структура «Встать – сесть» (Тейк оф тач даун»)

-Встаньте те. Кому было интересно на уроке.

-Встаньте те, кому было всё понятно.

- Встаньте те, кому было трудно сегодня на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...