Конспект урока "Осень в неживой природе", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Фомина Ольга Васильевна

Конспект урока "Осень в неживой природе", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_nezhivoy_prirode.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока окружающего мира

«Осень в неживой природе»

2 класс

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

- Какому времени года посвящены эти строки?

- Почему так решили? Докажите.

- Догадайтесь, какова сегодня тема урока (осенние изменения в природе)

- Верно, сегодня мы будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе осенью.

  1. Актуализация знаний.

- Назовите осенние месяцы.

- Расскажите об их старинных названиях:

Сентябрь – хмурень, ревун, дождезвон, зоревник.

Октябрь – позимник, грязник, капустник, свадебник.

Ноябрь – полузимник, бездорожник, листогной.

- Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

Если в праздник Покрова ветер дует с юга – быть теплой зиме, если с севера – к холодной зиме.

Если в день Покрова выпадет снег – будет много свадеб.

Красное небо на закате – к ветру или дождю.

Если орехов много, а грибов мало – быть суровой зиме.

Если солнце садится в облака – быть дождю.

Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде.

Много рябины в лесу -  к дождливой осени, мало – к сухой

- Все народные приметы обращают внимание на связь живой и неживой природы.

- Давайте вспомним, что относится к неживой природе:

ОБЛАКА

НЕБО

ВЕТЕР

СОЛНЦЕ

ВОДА В ВОДОЕМАХ

- А что такое погода?  ( Это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра)

- Опираясь на слова, которые вы видите на экране, расскажите, как изменилась погода осенью в сравнении с летней погодой.

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

  1.  Планирование деятельности. Первичное усвоение новых знаний.

- Предлагаю вам сегодня перевоплотиться из учеников в серьезных исследователей.

- У каждого из вас на столе лежит листок белого цвета – это не просто листок, это ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЙ, который вы будете заполнять по ходу уроку ( если вы получили ответ на данный вопрос – закрашиваем квадрат зеленым цветом; если что-то осталось непонятным – закрашиваем красным цветом)

- Какое главное изменение происходит в природе осенью?

- Какие есть предположения?

- Почему улетают птицы?  (стало холоднее)

- Почему желтеют и опадают листья? (стало холоднее)

- Почему исчезают насекомые? (стало холоднее)

- Главное изменение в природе осенью – ПОХОЛОДАНИЕ

- Что происходило с t воздуха? (она постепенно понижалась)

- С чем это связано?

Р.т. с.38 №1

- На какой схеме показано положение солнца осенью? (схема справа)

- Как поменялось его положение в сравнении с летом?

Летом земля получала много тепла. Ведь солнце высоко поднималось в небе, лучи падали отвесно и хорошо прогревали землю. Осенью солнце поднимается в небе уже не так высоко. Его лучи падают наклонно, скользят по земле и меньше нагревают ее. Поэтому холодает.

- Заполните лист исследований

- Иногда говорят «этой осенью небо прохудилось» - что это значит?

- Какие дожди идут осенью?

- На это вопрос мы ответим, прочитав текст на слайде.

- Заполните лист исследований

- О каких еще природных явлениях мы узнали из текста? (туман, заморозки)

- Почему осенью образуются туманы?

От холода влажный воздух начинает превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Это и есть туман.. Но стоит выглянуть солнышку, и туман рассеется.

- Заполните лист исследований

- На какой следующий вопрос мы должны ответить? (Чем интересен день 23 сентября?)

Учебник с. 59

23 сентября – день осеннего равноденствия, когда день равен ночи.

- Заполните лист исследований

  1. Динамическая пауза

     Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят  и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

- И остался последний вопрос в нашем листе исследований: что такое ледостав?

- Осень всегда вдохновляла художников, поэтов и музыкантов. Послушайте отрывок из стихотворения Ольги  Высотской «Осеннее утро»

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

- Какое явление природы описывается в стихотворении? (заморозок)

- Какой осенний месяц относится к поздней осени? (ноябрь)

- Ноябрь называют «ледовым кузнецом». Почему?

Учебник с. 59 последний абзац

- Заполните лист исследований

  1. Первичная проверка понимания.

- Итак, какие явления происходят в неживой природе осенью?

  • Похолодание
  • Первые заморозки, иней
  • Затяжные дожди
  • Густые туманы
  • Первый снег
  • Ледостав

  1. Первичное закрепление.
  1. Работа в парах

- А теперь самое время поработать в парах – задание на желтых карточках

- Прочитайте стихотворение. Выделите осенние изменения в неживой природе, о которых говорит автор.

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)

Дорога промерзает, (замерзание почвы)

Журча, еще бежит

За мельницу ручей,

Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)

(А. С. Пушкин)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало, (понижение t воздуха)

Короче становился день,        (день короче, ночи)

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,     (частые туманы)

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

  1. Самостоятельная работа

- И, в заключение урока, самостоятельная работа на оранжевых карточках, которая покажет, насколько хорошо вы усвоили тему.

1. Объясните, что приходит осенью. Впишите нужные слова в предложения.

     Осенью солнце ____________________________ над горизонтом.

Дни становятся ____________. Небо _________________цвета. Всё

чаще идут ______________. Температура воздуха ____________, чем

летом, а в конце осени становится ______________.

Всё чаще дует __________________ ветер

2. Обведите номера предложений, в которых говорится об осенних явлениях в неживой природе.

1. Температура воздуха, воды, почвы стала ниже.

2. Изменилась окраска листьев на деревьях.

3. Солнце поднимается высоко над горизонтом.

4. Часто идут тёплые, ливневые дожди.

5. Замерзают водоёмы, на почве заморозки.

6. По утрам часто туманы.

  1. Итог урока.

- О каких изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какое из них самое главное?

Авторский вывод: учебник с. 61

  1. Рефлексия.

- А сейчас посмотрите свои листы исследований.

- Какой вопрос показался трудным?

- Какой вопрос вызвал наибольший интерес?

  1. Домашнее задание: с.58-61, р.т.38-39

Осень - время, когда красота природы становится наиболее зрелищной и вместе с тем ускользающей. В цветовой палитре осени преобладают коричневые, красные и золотые тона - яркие насыщенные оттенки, подчеркивающие естественные тона сезона.

       Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, часто идут холодные дожди, а иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. Каждый из нас находит для осени свои краски, слова, вопросы, ответы на которые летят, летят, как осенние листья.

 Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень народных

примет, поговорок, золотая пора знаний…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

конспекты ознакомления с неживой природой

"Сравнение свойств песка, глины и камня"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 2 класс "Живая и неживая природа" с ЭОР

Формирование новых знаний о природе в целом,  о живой и неживой природе,  о признаках присущих объектам живой природы, отличающих их от объектов неживой природы.Формирование предметных и уни...