Урок окружающего мира в 1 классе. Тема: «Маленькие непоседы».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Пеганова Ирина Александровна

Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема: «Маленькие непоседы».

Цели:

1. Познакомить детей с многообразием насекомых.

2. Выделение их существенных и отличительных признаков.

3. Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.

4. Развитие творческих способностей, речи, мышления.

Оборудование:

 1.  Учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» для 1 класса,  2 часть .

 2.  Иллюстрации насекомых.

  1. Презентация «Насекомые» подготовлена с применением компьютерной программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nasekomye.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок окружающего мира

в 1 классе.

Тема: «Маленькие непоседы».

Учитель начальных          классов школы 266:

                                   Пеганова Ирина Александровна


Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема: «Маленькие непоседы».

Цели:

1. Познакомить детей с многообразием насекомых.

2. Выделение их существенных и отличительных признаков.

3. Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.

4. Развитие творческих способностей, речи, мышления.

Оборудование:

 1.  Учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» для 1 класса,  2 часть .

 2.  Иллюстрации насекомых.

  1. Презентация «Насекомые» подготовлена с применением компьютерной программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа:

- Напишите основные признаки птиц.

- На какие группы делятся птицы по месту среды обитания.

3.Новый материал.

- Подготовка учащихся к работе на основном этапе. (2 слайд)

- Куда бы ты ни пошёл – в сад, на луг, или в лес – всюду тебя окружает живая природа. Это и растения, и звери, и птицы. Но с одной группой живых существ мы ещё не знакомились. Это самая многочисленная группа, а для того, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, разгадаем кроссворд.

- Отгадывание кроссворда (презентация 3 - 11 слайды)

(Дети отгадывают загадки, отгадки вписываются в кроссворд)

По горизонтали:

  1. Он коленками назад скачет, будто акробат (кузнечик)
  2. Сети тонкие плетёт, в них добычу стережет (паук)
  3. Над водой она летает, мошек быстро поедает (стрекоза)
  4. Этот маленький силач, будто бы лесной тягач.

Он, конечно, всех сильней, а зовётся… (муравей)

  1. Он жужжит, но не кусает, а жужжанием пугает (жук)
  2. Я сорвать цветок хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка)
  3. Ты продукты прячь быстрей и гони её скорей.

Знают люди все вокруг, нам она совсем не друг. (муха)

  1. У него огромный нос, на иголочку похож (комар)
  2. Нектар с цветочков собирает и в мёд проворно превращает (пчела)

- Какое слово получилось по вертикали? (насекомые) (12 слайд)

Насекомые – самая многочисленная группа животных.Чем меньше организм, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдёт, и тем легче к ним ему приспособиться. Ползут в траве жуки, вьются над цветами пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы. На воде и под водой, в тёмных пещерах и на высоких горах, среди снежных полей и ледников, в пустыне всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые – наши маленькие, незаметные соседи.

- На языке древних греков «энтомос» - означает насекомое, по этому слову науку о насекомых назвали энтомология, а людей, которые изучают насекомых – энтомологами.

Признаки насекомых.

- Давайте рассмотрим иллюстрации насекомых.

- Сколько у них ног? (6)

- Сколько частей тела? (3)

- Какие?  (грудь, брюшко, голова)

- Что ещё есть у насекомых? (чувствительные усики)

- Откройте учебник стр. 25  и подпишите части тела насекомого.

- Посмотрите снова на наш кроссворд (презентация). Найдите ошибку. Какое слово лишнее?

- Кто не является насекомым? Почему? Если сложно, посмотрите на все иллюстрации, сосчитайте количество ног у всех маленьких непосед.

- Так кто же лишний? (паук)

-  Почему? (У всех 6 ног, а у паука 8)

- Сделайте вывод…(Паук- это не насекомое!) (13 слайд)

   Запомните главный признак насекомых: у них 6 ног!

Все насекомые имеют 6 ног, а многие ещё и крылья.

Глаза насекомых состоят из пучка трубочек. Изображение складывается из отдельных цветовых пятен.

- Есть ли у насекомых сердце? У них есть даже лёгкие, нервы и мозг. Сердце насекомого – часть длинной трубочки. Она проходит через всё тело и заканчивается в мозге. В голове кровь омывает мозг и течёт назад по организму. Когда насекомое остывает, сердце бьётся медленнее.

Жизнь и питание  разных насекомых.

Многие насекомые растительноядные. Это пчёлы, бабочки и др. Их пища – пыльца и нектар, плоды и семена, листья, корни и даже древесина. Эти насекомые часто становятся жертвами своих хищных собратьев. Насекомые – хищники – это стрекозы, муравьи, комары и некоторые разновидности жуков и др. У насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.

Летом насекомые объединяются в пары для продолжения рода и размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки, а у тараканов и кузнечиков – это маленькие бескрылые копии своих родителей. Личинки кормятся, растут и становятся взрослыми. А вот жуки, комары, мухи, бабочки, шмели и муравьи проходят более сложный путь. Из яиц выходят личинки, непохожие на  родителей. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, такая личинка должна вырасти  и стать неподвижной куколкой. В ней- то и происходит чудесное превращение. Так  личинки и взрослые насекомые разделили свои обязанности: личинки питаются и растут, а взрослые заняты размножением и расселением.

Некоторые взрослые насекомые совсем не едят, а только откладывают яйца и погибают.Яркие насекомые как бы предупреждают: «Осторожно, я ядовито! Ко мне нельзя!»

Работа с учебником.

  Стр. 25 – чтение текста про насекомых.

 - Где же проводят зиму насекомые?

Паукообразные.

- Кто запомнил, почему пауки не являются насекомыми?

- У пауков 8 длинных ног и небольшое тело с паутинной железой на конце тела. Выделяемая ею жидкость застывает на воздухе  и становится очень прочной. Из паутины пауки плетут свой дом, домик – кокон для маленького потомства, ловят добычу и даже могут на ней летать в безветренные дни. для поиска нового дома. Пауки – хищники, но твёрдую пищу есть не могут. Они крепкими челюстями прокусывают добычу, впрыскивают в неё яд. Жертва погибает, а её внутренности растворяются. Тогда паук высасывает содержимое жертвы. Для человека большинство пауков не страшны, так как не могут прокусить кожу.

  1. Итог урока.

- С какой группой живых существ мы сегодня познакомились?

- Назовите их отличительные признаки.

- Почему паук не является насекомым?

(Дети смотрят конец презентации (14 слайд )

5. Домашнее задание.

Удивительно приспособлены к жизни общественные насекомые: муравьи и пчёлы. Они живут большой семьёй, где все обязанности разделены между её членами. К следующему уроку подготовьте сообщения о муравьях и пчёлах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс. Тема: Повторение изученного материала в 1 классе

Использование ИКТ делает процесс обучения более ярким, наглядным....

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Урок окружающего мира (4 класс). Тема урока: "Красная книга"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о красной книге и её страницах, о причинах занесения животных и растений в Красную книгу; формирование навыка бережного отношения к природе.Планируемые р...