Технологическая карта урока по окружающему миру "Будь здоров" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру "Будь здоров" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

Тема: «Будь здоров» (раздел «Зима»).

УМК: Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. – Плешаков А.А.

Цель: формирование знаний об охране и укреплении здоровья в зимний период;

Задачи:

образовательные (предметные):

•        актуализировать знания и представления о слагаемых здорового образа жизни, опасностях для здоровья, подстерегающих детей зимой;

•        формировать понятия о правилах сохранения и укрепления здоровья зимой, правильном питании, соблюдении режима дня, закаливании;

метапредметные:

•        формировать регулятивные и коммуникативные метапредметные компетенции;

развивающие:

•        развивать связную монологическую речь, творческое и ассоциативное мышление обучающихся;

•        развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы;

•        развивать мелкую моторику, умения пользоваться различными канцелярскими принадлежностями;

воспитательные:

•        воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью;

•        воспитывать интерес к изучению окружающего мира, развивать мотивацию к учебной деятельности и личностный смысл учения.

Технологии: проблемное обучение, проектная технология (элементы интеллект-карты), игровые, здоровьесберегающие.

Прогнозируемые результаты:

предметные:

•        обобщение имеющихся знаний о здоровом образе жизни, в т.ч. зимой;

•        систематизация новой информации о сохранении и укреплении здоровья;

формируемые УУД:

регулятивные

•        выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

•        использовать речь для регуляции действий; работать с различной информацией;

познавательные

•        совершенствовать навык четкого ответа на вопрос в режиме ограниченного времени;

•        овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

коммуникативные

•        проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;

•        формировать навыки ролевого участия в исследовании;

•        участвовать в диалоге сторон, уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;

личностные:

•        развитие ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, интереса к здоровому образу жизни;

•        укрепление интереса и мотивации к открытию новых знаний.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, гимнастика для глаз, обучение в творческом процессе (внимание психологическому комфорту детей на уроке), рефлексия, дозировка домашнего задания.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: конверты с заданиями, ватманы А3, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, мультимедийная презентация (компьютер, проектор), колонки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой

Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на очередном заседании Инфознаек, посвященном сохранению нашего здоровья. Мы обсудим этот непростой вопрос, выработаем некоторые правила, разработаем способ распространить наш опыт.

Сегодня наше занятие пройдет в группах. Тема занятия будет важна и очень интересна.

        Давайте откроем конверт №1. Здесь зашифровано задание, разгадав ребус, вы узнаете тему сегодняшнего занятия. Для этого нужно зачеркнуть все буквы, не являющиеся буквами русского алфавита.

Приложение 1.

Учащиеся разделены на пять групп. Приветствуют учителя, настраиваются на выполнение предстоящей работы.

Перед ребятами конверты с номерами.

Учащиеся каждой группы открывают конверт, решают логическое задание, узнают тему урока – «Зима и здоровье человека».

2. Проектировочный

Итак, мы узнали тему нашего занятия – «Зима и здоровье человека».

Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем?

Чему научимся?

Чем может быть полезно изучение этой темы?

Полезно только для нас с вами или для кого-то еще?

Посмотрите, на ваших столах есть все необходимое, чтобы достичь поставленных задач: ватман, карандаши, фломастеры, клей, ножницы…

Зашифрованное задание будет заголовком плаката. 

        Молодцы! Следующие задания вы можете выполнять, используя учебник (Окружающий мир, 2 класс). Работаем на страницах 48 – 51.

Ребята формулируют цель и задачи занятия; высказывают свое мнение, о том, что изученное сегодня будет полезно всем школьникам. Ставят задачу изготовить плакаты, которые можно будет продемонстрировать всем ученикам начальных классов.

Дети пишут заголовок на ватмане.

  1. 3. Операционно-деятельностный (реализация проекта)

Перед тем, как мы приступим к нашему следующему заданию, посмотрите внимательно видеофрагмент и скажите, судя по этому отрывку, опасное ли время года – зима?  Просмотр видеофайла (https://yadi.sk/i/IJp_EG1ehBT0zw )

Чтобы точнее ответить на поставленный ранее вопрос, давайте ответим на вопросы мини-теста из конверта №2. Каждый участник отвечает сам, при подсчете голосов можете помочь членам своей группы.

Приложение 2.

Давайте подсчитаем баллы и узнаем результат. Теперь все участники группы, посовещайтесь, найдите такие пункты теста, на которые все ребята ответили «да», и зафиксируйте эти пункты на плакате.

Зима – замечательное и веселое время года. Земля укрыта сверкающим на солнце, пушистым снегом, а озера и реки покрылись льдом. Появились катки под открытым небом. Воздух свеж и прозрачен. В парках появилась лыжня, во дворах - горки и снеговики. Отовсюду слышен заливистый детский смех. Румяные от морозца дети играют в снежки….

Но у некоторых ребят все по-другому. Высокая температура, насморк, тяжелый кашель, травмы… Зимой наблюдается всплеск простуды и гриппа, поэтому нам необходимо проявить заботу о своем здоровье именно в это время года.

Но как это сделать? Существует множество мифов на это счет. Давайте поиграем в игру «Разрушители мифов» (Игру сопровождает презентация)

Откроем конверт №3. По очереди каждая группа будет озвучивать миф, а затем, либо опровергать, либо подтверждать его. Группа, участники которой дали верный ответ, будут награждены развернутым объяснением и украшениями для своего плаката. Затем я буду читать верный ответ. Вы фиксируете на плакате правильное утверждение.

Приложение 3.        

Молодцы! Мы справились! Выдумки и заблуждения в сторону, давайте запишем на плакатах некоторые верные утверждения.

Смотрят видеоролик, отвечают на вопрос учителя.

Вскрыв конверт №2, отвечают на вопросы теста индивидуально и не подписывая анкеты. Каждый считает баллы. Делают выводы на основе результатов, озвученных учителем. Анализируют все тесты своей группы и те пункты, ответы на которые у всех совпадают, выписывают на ватман.

Получают установки к дальнейшим действиям.

Открывают конверт №3. Обсуждение каждого мифа происходит в каждой группе. Ответы дают по очереди. Затем слушают верный ответ, озвученный учителем.

Ребята обсуждают и записывают на плакаты верные утверждения на основе разрушенного мифа.

Физминутка

Движение – это жизнь, поэтому мы с вами как борцы за здоровый образ жизни сейчас организуем ШОУ физминуток!

Победители конкурса физминуток прошлой недели проводят три физминутки.

3. Операционно-деятельностный (реализация проекта)

Отлично! А теперь, давайте подумаем, если зима такое замечательное и совсем не опасное время года, почему тогда многие ваши одноклассники болеют, чихают и кашляют? И что мы должны делать, чтобы предотвратить простуду?

        В конверте №4 вы найдете верные и неверные советы, который помогут всем сохранить здоровье зимой. Каждая группа по очереди будет читать один совет и говорить, верный ли он, если остальные группы не возражают, то все сразу закрепляют на плакатах.

Приложение 4.

Молодцы! Справились и с этим заданием! А сейчас давайте подумаем о питании зимой.  Соберем корзину здоровья.

Откроем конверт №5. Перед вами картинки и описания полезных свойств этих продуктов. Найдите верные продукты питания и закрепите их названия на плакате.

Приложение 5.

На задание дается 3 минуты, фоном звучит негромкая музыка.

Ребята каждой группы открывают конверт №4. У каждой группы разные советы, по два у каждой. По очереди каждая группа читает, обсуждает, и если совет полезен, то его с помощью клея фиксируют на плакате. Другие тоже фиксируют его на своем плакате.

Ребята открывают конверт №3, под музыку за три минуты выбирают полезные продукты и приклеивают их на ватман.

4. Контрольно-оценочный

Посмотрите внимательно это видео (просмотр видеоролика «Зимние забавы» 2 мин. https://yadi.sk/i/TYnqNZiMU0a0pw ), давайте подведем итоги и сформулируем зимние правила МОЖНО – НЕЛЬЗЯ.

Откроем конверт №6 и заполним предлагаемую форму-таблицу (на доске), на основе увиденного. Правила напечатаны, разрезаны и перемешаны. Невозможно понять, что из представленного можно, а что – нельзя. У каждой команды по три предложения, вы должны вместе подумать, затем один представитель от каждой команды выходит к доске, читает свои правила и закрепляет их на доске с нужной стороны.

Приложение 6.

Отлично, теперь поместим это правила на плакат. Я знала, что вы не ошибетесь и подготовила уменьшенные таблицы, чтобы их можно было закрепить на ваших плакатах.

Учитель раздает таблицы вышедшим к доске, они возвращаются и фиксируют на ватман.

Итак, наши плакаты готовы! Мнения участников группы иногда расходились, и это правильно. Но нам удалось сформировать верные представления о том, как сохранить своё здоровье в зимний период.

Ребята каждой группы открывают конверт №6. У каждой группы разные правила (отдельные карточки), по три у каждой. Команды по очереди читают свои правила и определяют их место на схеме «можно-нельзя». Один представитель подходит и фиксирует совет в таблицу на доске.

Когда таблица на доске готова, дети получают от учителя готовые распечатанные таблицы (такие же, как на доске, но уменьшенные) и фиксируют их на плакате.

  1. 5. Рефлексия        

Мы отлично потрудились! А сейчас каждый из вас возьмет в руки фломастер или карандаш и украсит плакат группы маленькой витаминкой, любой формы: круг, овал, треугольник, как угодно. Можно подрисовать ручки и ножки. Если было весело, интересно, вы узнали много полезного, пусть витаминка улыбается. А если   было немного скучно и непонятно, нарисуйте грустную витаминку.

А наше заседание заканчивается. Спасибо за внимание!

 

Дети осмысливают свою деятельность на уроке, ее важность для самих себя и для других учащихся начальной школы.

Домашнее задание: Стр. 48-51, отвечать на вопросы, подготовить презентацию для учеников других классов.

Приложение 1

Конверт №1

Q5Зdgkиwwм’jа

Fиn

nзᶓᵹдbоᵫрﬡоufвtьrе6

7чsеsлzоlвfекktа

Приложение 2

Конверт №2

Тест

  1. Зима – моё любимое время года. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)
  2. Зимой я часто совершаю прогулки в парке. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)
  3. Зимой я почти не болею простудными заболеваниями. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)
  4. Почти всю зиму я болею, часто не хожу в школу. («Да» – 0 баллов, «нет» – 1 балл)
  5. По утрам и перед сном я всегда проветриваю свою комнату, даже зимой. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)
  6. Я всегда одеваюсь по погоде. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)
  7. В морозный день не надо сидеть дома. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)
  8. Я всегда выбираю безопасные места для прогулки и игр, в которых мне и моим друзьям не угрожает опасность. («Да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов)

  • Если вы получили пять и более баллов, то зимой вы незначительно меняете свой образ жизни. Мороз не мешает вам активно и с пользой проводить свободное время.
  • Если вы получили результат, который менее пяти баллов, то вам стоит серьезно пересмотреть свои привычки, так как наблюдается ухудшение самочувствия.

Приложение 3

Конверт №3

От холодного воздуха заболеть нельзя! Наоборот, если человек находится зимой на свежем воздухе, то у него возрастает количество клеток, помогающих организму бороться с инфекцией. В тепле вирусы, вызывающие простудные заболевания размножаются и развиваются быстрее.

        Ты не простудишься, если будешь долго гулять зимой на морозе. Болезнь вызывают не свежий воздух и мороз, не долгие прогулки и активные игры на улице, а бактерии и вирусы. Поэтому так важно соблюдать правила гигиены: чаще мыть руки, пользоваться носовым платком или салфетками. А сейчас, в период пандемии еще и соблюдать дистанцию и носить маски.

        Зимой, чтобы не остыть, нужна не только шапка! Человек может охлаждаться в любой точке тела, в том числе и в голове. Поэтому, шапка нужна, как и остальная одежда. Пострадать от охлаждения можно выйдя зимой на улицу в шапке, но без теплой куртки, утепленных брюк или комбинезона, зимней обуви.

        Зимой нужно заниматься спортом. Свежий морозный воздух спорту не помеха! Но важно помнить, что нагрузка не должна быть большой, просто небольшой комплекс упражнений (зарядка) или прогулка быстрым шагом, не бег. К бегу зимой следует готовиться под руководством тренера.

        Витамин С необходим, он помогает выздороветь при простуде. Существует дневная норма витамина С для детей и взрослых. Его недостаток может привести к ослаблению организма, и тогда риск заболеваемости простудными заболеваниями увеличится. Если уже больному человеку увеличит дозу витамина С (немного), то выздоровление может пройти быстрее. Но постоянное употребление повышенных доз витамина С, может спровоцировать такое заболевание как аллергия.

        Зимой не нужно спать дольше, чем летом. Световой день уменьшается, и может показаться, что ночь увеличилась. Совсем не плохо, если зимой вы будете укладываться в постель пораньше, например, в 20:30. Но спать дольше 10 – 11 часов для второклассников не желательно. Проспав дольше, вы будете чувствовать себя сонными в течение всего дня, ухудшится аппетит и настроение.         

Приложение 4

Конверт №4

  1. Если избегать больших скоплений людей во время эпидемии и не переохлаждаться, то можно избежать простуды.
  2. Предпринимая профилактические меры: занятия спортом, правильное и сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, можно снизить заболеваемость. А если заболеешь, скорее выздоровеешь!
  3. Чтобы процесс закаливания шёл быстрее, нужно носить зимой ту же одежду, что и ранней осенью: кофточка или легкая куртка, лёгкие ботиночки и никакой шапки!
  4. Забудьте о варежках и рукавицах. Иначе вы не сможете поздороваться со знакомым.
  5. Если вы заболели, то необходимо поддержать свой организм лекарственными травами и витаминами, проконсультировавшись с врачом.
  6. Посоветуйте маме носить обувь на каблуках. И не расстраивайтесь, если из-за них ваша мама несколько раз шлепнется по дороге на работу, умение балансировать приходит с опытом!
  7. Зимой нужно каждый день промывать нос подсоленной кипячёной водой или специальной жидкостью, купленной в аптеке. Это позволит уничтожить попавших на слизистую оболочку носа, микробов и в разы снизит риск заболеваний гриппом и ОРВИ.  
  8. Необходимо часто гулять, избегать стрессовых ситуаций, чтобы болеть редко, а выздоравливать быстрее.
  9. Общаться с друзьями лучше по телефону, иначе можно заразиться!
  10. Для прогулок нужно выбирать одежду из натуральных материалов, легких, не стесняющих движения. Одеваться нужно по погоде, предпочитая одному толстому теплому свитеру, несколько тонких водолазок и кофт, для оптимального комфорта.

Приложение 5

Конверт №5

Дети должны выбрать:

ЛИМОН. Обычно небольшую дольку лимона добавляют в теплый чай с сахаром. Лимон обладает очень хорошим антибактериальным свойством и содержит большое количество витамина С.

ЛУК. Лук очень часто добавляют в гарниры и салаты. Лук можно добавить в сироп от кашля, это усилит эффект лекарства. Лук укрепляет наш иммунитет, обладает противомикробным свойством. Лук – первый помощник при простуде!

ЧЕСНОК. Как и лук, чеснок отличное профилактическое средство при простуде. Легко убивает вредные вирусы. Любите чеснок, и не болейте!

МЁД. Еще одно средство от простудных заболеваний, подаренное нам природой. Мед содержит большое количество полезных веществ и витаминов, которые повышают иммунитет.

МАЛИНА. Обязательно пейте чай с малиновым варением при простуде. Это не только вкусно, но и очень полезно. Малиновое варенье или свежие ягоды помогут сбить высокую температуру, помогут выздороветь. Можно использовать и отвар из листьев.

ЛИПА. Ели вы почувствовали боль в горле и у вас появился кашель, то вместо простого чая пейте липовый чай, из цветков липы!  Он быстро избавит вас от неприятного першения, кашля, снизит температуру.

Отложить: чипсы, конфеты, сладкие булочки и пирожные, пепси-кола, мороженое.

Приложение 6

Конверт №6

Громко кричать на морозе;

Гулять на льду водоемов;

Долго лежать на снегу;

Запускать фейерверки должны взрослые;

Играть на морозе в мокрой одежде или обуви;

Кататься на коньках в специально отведенных для этого местах;

Кататься с горки вблизи проезжей части;

Кататься с горки, если внизу много свободного места;

Лепить снежную бабу, играть в снежки на детской площадке;

Облизывать и брать в рот снег или сосульки;

Облизывать на морозе или брать в рот железные предметы;

Обязательно иметь на одежде светоотражающие элементы.

Одежда и обувь сухие и соответствуют погоде;

Ходить и играть под крышами, с которых свисают сосульки.

Нельзя

Можно

  • Кататься с горки вблизи проезжей части;
  • Играть на морозе в мокрой одежде или обуви;
  • Громко кричать на морозе;
  • Ходить и играть под крышами, с которых свисают сосульки;
  • Гулять на льду водоемов;
  • Облизывать на морозе или брать в рот железные предметы;
  • Долго лежать на снегу;
  • Облизывать и брать в рот снег или сосульки;
  • Прыгать в сугробы с высоты, гаража или здания.
  • Кататься с горки, если внизу много свободного места;
  • Одежда и обувь сухие и соответствуют погоде;
  • Лепить снежную бабу, играть в снежки на детской площадке;
  • Кататься на коньках в специально отведенных для этого местах;
  • Запускать фейерверки должны взрослые;
  • Обязательно иметь на одежде светоотражающие элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс -Занков

Тема урока: «Растительноядные и хищные животные на Земле»....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...