Конспекты уроков по Окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Натхина Ольга Дмитриевна

Конспект урока «Екатерина Великая»

Конспект урока "Начало истории человечества"

Конспект урока "В школе"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekaterina_velikaya.docx35.67 КБ
Файл krasvord_6_listov.docx29.7 КБ
Файл nachalo_istorii_chelovechestva.docx61.75 КБ
Файл plan.docx14.13 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.58 МБ
Файл v_shkole._2_klass.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Схема технологической карты урока

Класс:4

Образовательная программа: Школа России

Тема:«Екатерина Великая»

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

Цели урока:

сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся;

воспитывать любовь к живописи и интерес к истории;

развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

Задачи:

1) Предметные:

- познакомить с историческим фактом правления Екатерины Великой;

- формировать понятийный аппарат темы;

- формировать пространственно-временные представления;

2) Метапредметные:

- способствовать воспитанию юного гражданина, воспитывать чувство патриотизма;

- способствовать эстетическому воспитанию при рассказе об архитектурных сооружениях;

- прививать интерес к истории России.

3) Личностные:

- развивать речь во время ответов на вопросы;

- развивать память при закреплении и изучении нового материала;

- развивать мышление во время ответов на вопросы;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Цель: организовать настрой на урок

(1-3 мин)

-Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас должно лежать: учебник, пенал, дневник.

Все готово, садитесь.

Переключать  внимание на учителя. Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Проверяют готовность к уроку

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

2

Проверка домашнего задания

(5мин)

  1. Сообщения  о М. В. Ломоносове.
  2. Индивидуальная работа по карточкам:

№1

Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания?

№2

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

-Далее учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».

  1. 1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.
  2. 2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.
  3. 3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.
  4. 4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.
  5. 5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.
  6. 6. В это время английский язык был международным языком науки.
  7. 7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.
  8. 8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.

Дети рассказывают сообщение

Работают с карточками

-На пустых листочках отвечают на вопросы «+» или «–«

Подписывают и сдают учителю  

О т в е т ы:  –  +  +  +  –  –  –  + .

        

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

3

Новая тема

(10-15 мин)

Объяснение нового материала.

        

Биография Екатерины Второй

Слайд 2. Показ достопримечательностей

Физкультминутка.

Работа в группах

Ребята, сейчас мы с вами проверим насколько хороши ваши знания о русском энциклопедисте Михаиле Васильевиче Ломоносове, а заодно узнаем кто продолжил дело Петра Iи о ком пойдет речь на сегодняшним уроке. Для этого вам нужно разгадать кроссворд.

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

Вопросы к кроссворду:

1.        В какой город отправили учиться  Ломоносова, как одного из лучших учеников?

2.        Кто был первым учителем Михаила Васильевича?

3.        Кем был отец Миши Ломоносова?

4.        В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину?

5.        В какой стране за границей учился Ломоносов?

6.        Неподалёку от какого города родился Ломоносов?

7.        В какой области наук Ломоносов совершил свои главные открытия … .

8.        Он открыл атмосферу на планете …

9.        Судно Ломоносова называлось?.

- Какое слово получилось в выделенных клетках?

-Как вы думаете о какой Екатерине пойдет речь?

-Сегодня на уроке речь пойдёт о императрице Екатерине Великой, продолжательнице дел Петра I.Мы узнаем, как жила страна в период ее правления.почему Екатерину также как и Петра прозвали Великой. Это сегодня нам также предстоит узнать.

- что бы вы хотели ещё узнать на сегодняшнем уроке?

 -На этот вопрос ответите в конце урока.

Екатерина II Алексеевна получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. Правила Россией 34 года.

Кроме этого она с каждым годом преображала город , расширяла его границы. На одной из главных площадей Санкт-петербурга  вознёсся Медный васдник – памятник Петру Великому, за городом были возведены дворцы императорской семьи, окружённые живописными парками, на набережной Невы возводится в середине 18 века Зимний дворец.

При Екатерине Великой лучше всего жилось русским дворянам. Ребята, кто знает, кто такие дворяне?

Слайд 3.

-Ребята, сейчас давайте поработаем в группах, 1 ряд – 1граппа , 2 ряд-2 группа, 3 ряд-3 группа

Я раздам вам листы с заданиями, и нужно будет поработать с учебником

-А сейчас давайте вспомним правила работы в группах

-Обратите внимание на иллюстрации на стр 105.

-Что вы видите на первой иллюстрации?

-Во что она одета?

-Что вы видите на заднем плане?

-Теперь посмотрите на следующую  иллюстрацию

-Что вы видите на ней?

-Обратите внимание, как украшен зал  

-Сейчас мы приступим к работе в группах

Раздаю задание по группам

-Ребята откройте стр 106

Обратите внимание на вопросы

Первым вопросом для 1 группы будет

1 группа – работает с первым вопросом. «Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II ?» стр.106-107

Рабочий лист 1 группы.

Прочитайте текст на стр.106-107 «Путешествие в Петербург»

Ответьте на вопрос:

Какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II?

Представьте результаты классу в виде сообщения.

Лист: Самым красивым и многолюдным городом в России был ……..

По велению императрицы на Сенатской площади столицы вознесся ………………………….. – памятник …………………………………..

Нева оделась в ………………………………………………..

Через реки и каналы строились ……………………………

На набережной Невы был возведён ……………………………………

Дополнительный текст. Прочитайте, расскажите.

В наши дни в Зимнем дворце находится Эрмитаж. Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов. Но только небольшая часть показывается в четырёх зданиях: в Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.

2 группа -работает с вопросом 3 «Кто такие дворяне? Кто такие крепостные крестьяне?» стр.107-108.

Рабочий лист группы 4.

Прочитайте текст «Дворяне и крепостные крестьяне» на стр.107-108.

Дополнительный текст.

Беглый казак Емельян Пугачёв прошёл трудный жизненный путь. Он объявил себя царём - Петром 3,создал повстанческую армию, призывал присоединиться к восстанию. Война охватила огромную территорию.После ряда поражений Пугачёв был выдан богатыми казаками правительственным войскам и казнён в Москве.

Ответьте на вопросы?

Кто такие дворяне?

Кто такие крестьяне?

Что узнали о восстании Емельяна Пугачёва?

На карте стр.92-93 покажите район восстания под предводительством Пугачёва

Представьте результаты классу в виде сообщения.

Группа 3- работает с вопросом 4 «Знаменитые военачальники»

Учебник стр.108-110

Рабочий лист группы 3.

1.Прочитайте текст на стр.108-110 в ваших учебниках.

2. Выполните задание 3 в Р.Т. стр.38

3. Результаты работы представьте классу

Группы представляют результаты своих работ.

Ответы:

1. Петербург.

2. Дьячок.

3. Рыбак.

4. Петербургской.

5. Германия.

6. Холмогоры.

7. Химик, физик.

8. Венера.

9. Чайка.

Ключевое слово: Екатерина.)

- …

О нём кратко рассказывает подготовленная ученица.

- Зимний дворец – один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли, а теперь слушают лекции и концерты.

Ответы детей.

- очень вольготно жили дворяне:

у них была хорошая одежда, богатые усадьбы, и тысяча крепостных крестьян

- барин мог распоряжаться судьбою такого крестьянина как хотел

-Барин мог запросто обменять своего крепостного или целую семью на одного щенка борзой, мог просто проиграть крестьян в карты. Такое положение не могли терпеть крестьяне, они поднимали восстание.

Вспоминают правила

Екатерина великая

Она одета в царское, нарядное платье

стол

Лестницу, колоны

4

Закрепление изученного.

(5-7 мин)

Ответить на вопросы:

- Кто стал продолжателем дел Петра I?

- Как её стали называть?

- Какой редкий дар был у Екатерины?

Екатерина

Великая

Выбирать себе помощников и советников

5

Итог урока.  

 (3мин)

Домашняя работа.

Прочтите вывод на с. 111 учебника под вертикальной линей.

-Ребята, что вы хотели узнать в начале урока?

-Вы узнали, что хотели? Расскажитечто именно вы узнали

-Ребята, о каком сегодня на уроке мы с вами говорили?

- Кем была Екатерина Великая?

-Императрицей какого гос-ва?

- После кого правила императрица Екатерина?

-После какого события Екатерина стала иператрицей?

-Сколько лет правила?

Д/з: Уч. стр. 105 – 111,перессказ вопросы,

задание №3 – стр. 111

Ученики читают вывод на с. 7 учебника.

Называют свои варианты

-узнали

Рассказывают, что узнали

-О Екатерине Великой

-Императрицей

-России

-После Петра 1.

После смерти своего мужа Петра 3

34года

Записывают д/з

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

6

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать:

-Кто сделал для себя открытие?

-Что вы нового узнали из сегодняшнего урока?

-Вы все поняли или остались какие-то вопросы?

-Кто испытывал затруднения? В чем?

-Я всех благодарю за хорошую работу, на этом наш урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Схема технологической карты урока

Класс:4

Образовательная программа: Школа России

Тема:Начало истории человечества

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые предметные результаты:

Цели урока:

Образовательные: - организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.

Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Планируемые результаты: ученики узнают, о начале истории человечества

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр

- компьютер учителя;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

Цель: организовать настрой на урок

(1-3 мин)

-Здравствуйте, ребята!

- Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку. У вас должно лежать: учебник, рабочая тетрадь.

− Сегодня мы приступим к изучению второй книги.

- Какие темы мы будем изучать в этой книге?Откройте содержание и прочитайте их названия.

-Так о чем мы будем говорить в этой четверти?  

Переключать  внимание на учителя. Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Проверяют готовность к уроку

-об истории

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

2

Актуализация знаний

(10мин)

- Что такое история?

(слайд 1) История – наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили.

  У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность.

(слайд 2)Давайте вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд.

Раздаю детям кроссворды.

  1. Человек, занимающийся раскопками.
  2. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 
  3. Учреждение, где хранятся документы.
  4. Предмет, выставленный в музее
  5. Таблица с перечнем всех дней в году
  6. Наука, изучающая прошлое человечества.
  7. Деловая бумага.

- Прочитайте выделенное слово. Кто это?

(слайд 3)

-Древнегреческий историк, прозванный «отцом истории».

Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн. Дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Считается, что он родился в Галикарнасе, греческом городе на юго-западе Малой Азии, находившемся тогда под властью Персии. В юности Геродот принимал участие в восстании и в результате был вынужден покинуть родину.

В путешествиях он провел более 10 лет, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму и в стране скифов.

Писать «Историю», прославившую его на века и тысячелетия, Геродот, вероятно, начал в своих странствиях. Это колоссальный труд — изложение событий от мифических времен до современных автору греко-персидских войн. Еще в древности ученые Александрии разделили «Историю» Геродота на 9 книг, назвав каждую из них именем одной из греческих муз.

Вернувшись еще молодым человеком на родину, в Галикарнас, путешественник вновь принял участие в народном движении против тирана Лигдама и содействовал его свержению.

Под конец жизни он уехал в Италию, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.

История – наука о прошлом

Дети заполняют кроссворд

  Его называют «отцом истории».

Слушают рассказ учителя

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания.

3

Новая тема

(10-15 мин)

Физкультминутка

-Откройте учебники на стр. 4  - прочитайте тему урока(чтение вслух)

-Ребята, давайте определим задачи урока (слайд 4)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать

   нам о жизни первобытных людей?

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по

  остаткам жизни и деятельности людей.

Ребята, какие у вас есть предложения, на какие периоды делиться история?

Теперь проверим ваши догадки на стр. 4

-Так на какие же периоды делиться история?

- Ребята, сейчас мы проверим вашу память, даю вам 30 сек. Вы посмотрите на периоды, потом постараетесь перечислить все в правильном прядке (спрашиваю пару человек)

-Как вы думаете, о каком периоде пойдет сегодня речь на нашем уроке?

(слайд 5)

- Верно, о первобытной истории.

-Ребята, посмотрите иллюстрацию на стр. 4 учебника и скажите пожалуйста, чем первобытные люди схожи с современными людьми.

-Что общего с обезьяной, а что общего с человеком? (слайд 6)

Обратите внимание на ЧЕЛЮСТЬ, НАДБРОВНЫЕ ДУГИ, СТРОЕНИЕ ЧЕРЕПА.

-Мы с вами сравнили первобытного и современного человека, а что можем сказать о группах организованных первобытных людей?

-Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

(слайд 7)

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода.

Прочитайте текстпросебяна с. 4–6 учебника  и приготовьтесь ответить на вопросы

Примерно на прочтение текста вам 5-7 мин

 Вопросы к тексту:

1)Почему первобытные люди появлялись именно в Африке? Найдите ответ в учебнике и зачитайте.

2)Как жили первобытные люди сообща или поодиночке?

А как вы думаете почему?

3)А от куда же у древнего человека появился огонь? Ответ найдите в учебнике

-Рассмотрите иллюстрации на стр. 5 и скажите, что изменилось в облике и в быту человека за 40 тыс. лет истории

-Что вы видите на заднем плане?

-Какие орудия труда?

Какие орудия можно увидеть на картинке 2?

-Как изменились занятия людей в течении первобытной эпохи? Зачитайте из учебника

Где-то в Африке Восточной

Более 2-х млн. лет (это точно),

Человек древнейший жил

Давайте покажем, каким же он был.

Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают)

Но делать уже кое-что онимогли.

Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней)

Один о другой их постучали, (стучат кулачками)

И раскололся камень, стал острый!

Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти)

Человек себе похлопал

И от радости потопал.

Читают тему урока

Читают из учебника:

О начале человечества

Говорят свои догадки

Перечисляют периоды из учебника.

Пересказывают наизусть группы

-О первой группе (о первобытной истории)

Сравнивают

Слушают учителя

Читают текст

-Следы их жизни археологи находят в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, много съедобных кореньев и плодов.

-сообща

-Потому что им было так легче справляться с трудностями природы и было легче охотиться, защищать себя от хищников.

 -Величайшим помощником человека стал огонь. Сначала его брали на лесных пожарах и бережно хранили, затем научились добывать.

Сравнивают картинки

Идет усложнение орудий

Нож, копья

Первобытная история длилась сотни тысяч лет. К ее концу жизнь людей изменилась. Разнообразным стали занятия: сбор плодов, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство. Люди научились строить прочные дома, делать орудия из металла, шить одежду из ткани, изготавливать глинную посуду и др.

-Повторяют движения за учителем

4

Закрепление изученного.

(5-7 мин)

Пересказ текста

Ребята, вам дома предстоит подготовить пересказ текста, что нам нужно сделать, что бы облегчить нам эту работу?

Ребята, возьмите в руки простые карандаши, даю вам подсказку текст нужно разделить на 3 части и каждую озаглавить.

Читаем про себя текст

Пересказ первой части

Пересказ второй части

Пересказ третий части

Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 3 Прочитайте задание под №2

В этом номере нам нужно найти неверное утверждение и поставить в квадрате знак

«-»

Следующий номер на стр. 4 и откройте учебник на стр. 5

давайте разберем, кто в каком доме живет.

Для начала нам нужно сравнить дома

Какой дом на первой иллюстрации? На что он похож?

А какой дом на второй иллюстрации, какие изменения?

-Так какое жилище более древнее?

-А какое более позднее?

Составить план по тексту

План:

1.Основа возникновения

2.Социальная жизнь или бытовое устройство

3.Искусство

Один пересказывает первую часть

Другой пересказывает вторую часть

Следующий пересказывает третью часть

Читают задание и выполняют номер

Открывают учебник и тетрадь, сравнивают дома

-Похож на шалаш

-Дом поделен на комнаты

Первое жилище

Второе

5

Итог урока.  

(3мин)

Домашняя работа.

Прочтите вывод на с. 7 учебника под вертикальной линей.

-Итак, достигли ли мы заданных задач?

-Ребята, о каком историческом периоде мы сегодня говорили на уроке?

- Почему первобытные люди жили группами?

- Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

- Для чего строили жилища первобытные люди?

- Для чего они изготавливали орудия труда? (слайд 8,9)

Д/з: Уч. стр. 4-7, пересказ,

 Р. т. 3.

Ученики читают вывод на с. 7 учебника.

-Достигли

-Первобытная история.

-В одиночку невозможно

   было справиться с трудностями жизни

-Они жили там, где всегда тепло.

-Дома их защищали от  палящего солнца, непогоды, хищников.

-Чтобы  разделывать мясо животного, разрезать его шкуру.

Записывают д/з

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

6

Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы узнать:

-Кто сделал для себя открытие?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Почему вам было интересно его выполнять?

-Вы все поняли или остались какие-то вопросы?

-Кто испытывал затруднения? В чем?

-Я всех благодарю за хорошую работу, на этом наш урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя



Предварительный просмотр:

План

1.Причина возникновения

2.Бытовое устройство

3.Искусство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История - наука о прошлом

Слайд 2

7. Деловая бумага. 3. Учреждение, где хранятся документы. а р х е о л о г м у з е й а р х и в э к с п о н а т к а л е н д а р ь и с т о р и я д о к у м е н т 1. Человек, занимающийся раскопками. 2. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 4. Предмет, выставленный в музее. 5. Таблица с перечнем всех дней в году. 6. Наука, изучающая прошлое человечества.

Слайд 3

Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История» Древнегреческий историк - Геродот

Слайд 4

Задачи урока 1. Узнать, на какие эпохи ученые делят историю человечества 2.Выснить, какие свидетельства о первобытных людях сохранились . 3.Проследить, как постепенно менялась жизнь первобытных людей.

Слайд 5

Археология- это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.

Слайд 6

Этапы истории человечества: Первобытная история; История Древнего мира; История Средних веков; История Нового времени; История Новейшего времени.

Слайд 7

сравни

Слайд 9

Орудия труда

Слайд 10

Рыболовные крючки

Слайд 11

Домашнее задание Учебник с. 4-7 пересказ, рабочая тетрадь № 3



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2

Тема: «В школе».

Образовательная программа: «Школа России».

Тип урока:обобщение ранее изученного материала

Цель:обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни; совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему.

Задачи урока:

1. Образовательные: Расширять знания о школе, дать представление об истории создания школ. Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

2  Развивающие: развивать устную речь, мышление, память;

3. Воспитательные:воспитывать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты:

Личностные:внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная,групповая.

Используемые ресурсы: презентация,  учебник  «Окружающий мир 2 класс», рабочая тетрадь.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

2.Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и читают,

Рисуют и считают. (Школа.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— Прочитайте тему урока на с. 48 учебника.

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

(О школе.)

(В школе.)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

3. Работа по теме урока

4.

Продолжение работы по теме урока

        

5.Рефлексия

-Итак, ребята, так какую же роль школа играет в нашей жизни?

-Хорошо, а как все люди в школе должны взаимодействовать? И какие взаимоотношения должны быть?

-Как же в школе нужно правильно вести себя со взрослыми и сверстниками?

— Расскажите, что вы знаете о своей школе.

— Прочитайте рассказ Ф. Кривина «Здание и знание» на с. 48-49 учебника.

-Ребята, как вы понимаете первое предложение второго абзаца «Потому что главное в нашей школе не здание, а знание», найдите ответ на этот вопрос в тексте. («Когда ты выйдешь из школы, здание останется, а знание ты унесешь с собой).

-А как вы понимаете второе предложение? («Разница всего в одной букве, а какая большая разница!»)

-А последнее предложение последнего абзаца («О красоте нужно судить не по зданию, а по знанию».)

 Ответьте на вопросы после текста по шаблону, который вы видите на доске.(2 вопроса)

-На первый вопрос отвечает первый вариант, а на второй вопрос отвечает 2 вариант.

-Даю вам минутку и буду спрашивать.

-Обратите внимание на иллюстрацию.

Что на ней изображено?

-А вы бы хотели, чтобы в вашей школе были подобные конкурсы?

- А какие конкурсы существуют в вашей школе?

-Ребята, а нужна ли в школе культура общения,  почему?

Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Все ребята дружно встали.

И на месте зашагали.  (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели.  

1. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте задание 1 на с. 50.

Выполняем это задание вместе.

(Обсуждение картинок совместно с учителем)

-Молодцы, справились и с этим заданием.

-Прочитайте задание 2 до точки.

-Так с чем же сравнил класс на перемене Муравей и почему?

-А что значит высказывание «и застыл от изумления, переменой поражен…»?

-Как вы думаете, чем же так поражен  муравей?

-Давайте обратим внимание на иллюстрацию.

-Что на ней изображено? (беседа)

— Вспомните, что вы делаете на переменах. Какие правила соблюдаете?

А сейчас, чтобы ваш класс не был похож на «муравейник», как в стихотворении, мы вместе с вами составим правила поведения на перемене. (Слайд №3)

(После обсуждения учащиеся под руководством учителя формулируют правила поведения на перемене.)

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни зарядку).

2. Не шуми. Помни, что с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. Во время игр соблюдай все правила, уважай своих друзей.

4. Умей уступить, не ссорься с товарищами.

5. Если кого-то обидел, нечаянно толкнул — извинись.

6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

7. Не забывай о том, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку, повторить стихотворение, правило.

-Молодцы,справились!

Выполнение задания в рабочей тетради

№1,2,3. (с. 20).

(Беседа, обсуждение)

Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и... (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай, ... (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку... (поднимать).

На математике считают,

На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу —

Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда... (готовым).

 (Затем учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 51, в рамке).)

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:  строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;  воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  осуществлять синтез как составление целого из частей;  проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные:  учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

6.Подведение итогов урока

— О чем мы говорили на уроке?

— Что вы узнали? Чему научились?

— Какие правила нужно соблюдать в школе?

— Как нужно вести себя по отношению к одноклассникам?

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:  учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...