Урок по окружающему миру "Наш край" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Вартик Наталья Владимировна

Урок по окружающему миру "Наш край" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nash_kray.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. 4-й класс.

 Тема: "Наш край"  УМК «Школа России»

Цели урока

- сформировать представления учащихся о родном крае;

- познакомить с географическим положением края особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края.

- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России и картой РС (Я);

- развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;

- воспитывать любовь к своему краю; развивать творческие способности учащихся путем выполнения заданий творческого характера;

- продолжать формировать умения пользоваться различными источниками информации и краеведческим материалом. 

Формируемые УУД:

познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:

частично-поисковый;
фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись песни «Наш край» (сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), административная карта России; карта РС(Я); Толковый словарь В.И. Даля и С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.  Сообщение темы и целей урока

(Звучит запись песни “Наш край”  сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского) (слайд 1)

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-  Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

(Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

«Наш край» (слайд 2)

- Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела:

 «Родной край — часть большой страны».

- Как называется страна,  в которой мы  с вами живем? (Россия) (слайд 3)

- Правильно!  Наша страна называется Россия, а если официально — Российская Федерация.

Наша Родина – Россия

Обратимся к словарю и узнаем толкование слов Родина и Федерация

Родина - Отечество, родная страна (по словарю Ожегова) (слайд 4).

Слово «федерация» в переводе означает «объединение», «союз» (слайд 5).

Российская Федерация состоит из 85 субъектов Федерации. (слайд 6)

В составе Российской Федерации:

  • 22 республики;
  • 9 краёв;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения;
  • 1 автономная область;
  • 4 автономных округа.

- А  как называется республика в составе РФ, в которой мы проживаем? (РС (Я) (слайд 7)

Респу́блика Саха́ (Яку́тия) (якут.  Саха Сирэ) — самый большой по площади субъект Российской Федерации.

- Давайте прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

-  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-  Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — на следующих уроках.

-  Какой он, наш край?

-  Как живут и чем занимаются люди?

-  Что окружает нас?

III. Открытие нового знания

  1. Работа с картой

-  Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная карта) (слайд 8)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

 (Территория России находится на континенте Евразия, в Северном полушарии. Россия — это самое большое государство в мире. Она занимает одну девятую часть земной суши, её территория превышает 17 миллионов квадратных километров. Чтобы пролететь над Россией с запада на восток, самолёту потребуется не менее одиннадцати часов, а с севера на юг поезд будет ехать трое суток.

- На карте показаны границы краев и областей. Как они выделены? Кто знает?

Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны.

- Найдите самые крупные республики, края, округа.

 (Якутия, Хабаровский край. Краснодарский край и т. д.)

В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Рельеф России разнообразен. Горы Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока занимают обширную территорию, но более 70 % территории занято равнинами и низменностями. Россия — самая лесная страна в мире. Половина всей её площади покрыта лесами. Четверть лесных запасов планеты приходится на Россию.

- Назовите с  какими областями граничит Якутия? 

- Послушайте сообщения одноклассников о некоторых областных центрах России.

  • Чита — административный центр Забайкальского края и Читинского района. Расположен в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. (слайд 9)
  • Анадырь — город на крайнем северо-востоке России, административный центр Чукотского автономного округа. Самый восточный город России, находится в пограничной зоне. Анадырь расположен на правом берегу Анадырского залива Берингова моря, близ устья реки Казачки, в зоне вечной мерзлоты. (слайд 10)
  • Владивосток — город и порт на Дальнем Востоке России; политический, культурный, научно-образовательный и экономический центр региона; административный центр Приморского края и Владивостокского городского округа. Расположен на полуострове Муравьёва-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря. (слайд 11)
  • Благовещенск — город в России на границе с Китаем. Административный центр Амурской области и Благовещенского района. Расположен на левом берегу Амура и на правом берегу Зеи. (слайд 12)

Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра.

- Найдите на ваших картах территорию нашей Республики. (слайд 13)

- Назовите столицу  республики. (Якутск) (слайд 14)

- Какие природные зоны занимает территория республики?

(таёжные леса (почти 80% площади), тундра, лесотундра, арктическая пустыня)

Респу́блика Саха́ (Яку́тия) (якут.  Саха Сирэ) — самый большой по площади субъект Российской Федерацииреспублика в её составе, а также самая большая административно-территориальная единица в мире. По размеру территории Якутия превосходит Аргентину — восьмое государство в мире по площади. Однако население республики меньше одного миллиона человек

- Назовите крупные города нашей республики и город, в котором мы живем.

Якутск (столица региона), Нерюнгри, Мирный, Томмот, Ленск, Олёкминск, Алдан (слайд 15)

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики; 2-я — о животном мире; 3-я -— о достопримечательностях нашей республики.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

IV. Физкультминутка

Физкультминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем (Марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг, (Поворот)

Слева находится лес. (Поворот)

В таком лесу полно чудес

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)

Филин крыльями машет. Ух

Аж захватывает дух! (Махи руками)

Солнце над березами светит нам. (Повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

 V. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

- Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

Игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют. (слайд 16)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.) (слайд 17)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа. (слайд 18)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполните самостоятельно задания 2-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края.

(Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VI. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

- Что мы называем родным краем?

– Что понравилось на уроке.

(Выставление оценок.)

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

VII. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

VIII. Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 1 с.65, 4 — 6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

Устный рассказ “Мой край” с. 138 № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс программа ПНШ по теме "Полезные ископаемые нашего края".

Урок направлен на формирование умения работать с картой, коллекционным материалом. Знакомство с полезными ископаемыми своего края, свойствами, применением, охраной....

Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.

Урок по окружающему миру    2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1.     сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

"НАШ КРАЙ" Урок по окружающему миру 4 класс.

Урок изучения по теме "Наш край" с использованием регионального компонента....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Наш край"

Данный урок посвящен  теме "Наш край" (Брянская область)....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край"

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая....

открытый урок по окружающему миру 4 класс " Наш край"

В уроке показаны  природные богатства  и достопримечательности родного края....