Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Жизнь луга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бортникова Надежда Геннадьевна

Жизнь луга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_luga_okruzh_mir.docx58.19 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока окружающего мира в 4   классе

Тема: Жизнь луга

Цель урока: формирование представлений учащихся о луге, как природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать формированию экологической культуры, воспитывать бережное отношение к природе, ее богатствам.

Планируемые результаты:        

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

 Познавательные самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

Регулятивные действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Предметные: учащиеся получат представление о луге как о природном сообществе, взаимосвязях внутри сообщества.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, физическая карта России, карта Крыма, карточки с индивидуальным заданием, гербарии.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

  1. Блиц-опрос +Индивидуальная работа по карточкам.

  • Какую  большую тему мы начали  изучать? (Родной край – часть большей страны)
  • Как называется наш родной край? Покажите на карте России. Столица Крыма?
  • Какие горы находятся на Крымском полуострове?
  • Назовите водные объекты  нашего края.  (карта Крыма)

2.  Проверка домашнего задания. Работа в парах.

- Какую тему изучали на прошлом уроке? Жизнь леса.

1.На доске размещены карточки 

м

Подумайте, какое задание я могу вам предложить с этими словами? (Задача:  распределить карточки согласно ярусному произрастанию леса).

2.  Индивидуальная работа по карточке. Жизнь леса.

Вставь вместо точек нужное определение.  Закончи фразу.

     Лес – это сложное единство _____________________________________ (живой и неживой природы).  В лесу растут ___________________________________ (деревья, кустарники и травы).

Растения предоставляют  _____________________________ (пищу и укрытие)  животным. А животные распространяют __________________________________ (плоды и семена)  растений. Живые организмы   леса  составляют ___________________________________ (природное сообщество).

3.Графический диктант.

Если утверждение, верно ставим «+», если нет  « - «

1. Опавшие листья и другие части растений образуют на поверхности лесную подстилку.  

2. На дереве обитают кроты и землеройки

3. Бурый  медведь – хищник

4.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

6.Средний ярус леса – это мхи и лишайники.

7. Дятел является наземным животным.

8. Лес называют природным сообществом потому,

рядом друг с другом растут разнообразные растения.

9. Живые организмы леса составляют природное сообщество.

Проверка.  Проверяют друг у друга, работая в парах (обмениваются карточками). Крестики на одной линии по диагонали.

+

-

-

-

+

-

-

-

+

III. Самоопределение к деятельности

—  Послушайте внимательно стихотворение. Создание  эмоционального  фона. Слайд 1

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь — цветы вокруг

Да по колено травы. 

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.  И. Суриков

- О чем говорится в стихотворении? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге.)       

—  Сформулируйте тему урока.    Слайд «Жизнь луга».

 —  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?  

-выяснить особенности луга:

-что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга  

 У: Какие растения вы увидели на лугу?

Д: ромашка, лютики, тысячелистник, лисохвост, клевер.(цветы и травы)

У: К какой группе относятся эти растения?

Д: Это травы.

У: Как вы думаете, что объединяет эти растения?

Д: эти растения любят свет и тепло.

У: На какой поверхности растут травы?

Д: На открытой,  ровной  поверхности.

У: Кто может сказать, что же такое луг?

Д: Луг-это открытые местности, на которых растут травы и цветы.

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет, тепло, поэтому растут на открытой местности.                                        

Чем отличается луг от леса?  (Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная). Слайд 3

   IV. Открытие новых  знаний.

1. Беседа                                  

Ребята, я предлагаю вам поближе познакомиться с жизнью луга.

 На уроке будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга». Табличка. Слайд 4

Каждый отдел получает карточку – задание.

Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов.  Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

1 отдел работает по теме «Растения луга» (Дети зачитывают задание)

2 отдел работает по теме «Животные луга»

3 отдел работает по теме «Человек и луг»

Карта  № 1

План работы 1 отдела «Растения луга» с. 170

Выяснить:

  1. Какие растения растут на лугу?
  2. Что объединяет эти растения?
  3. Интересные факты из жизни  луговых растений?

Карта № 2

План работы 2 отдела «Животные луга» с.171-174

Выяснить:

  1. Какие животные живут на лугу?
  2. Богат ли луг разнообразием животных?
  3. Особенности жизни некоторых животных луга?
  4. Составить цепь питания.

Карта № 3

План работы 3 отдела «Человек и луг»  (с.174-175)

Выяснить:

  1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?
  2. Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
  3. Значение луга для человека?
  4. Составьте правила друзей  луга. (Правила могут быть в рисунках.)

2. Каждая группа работает по своим направлениям. Время работы 5 минут.

Так как это новый материал, часть информации, которой нет в учебнике я дам сама,

Учитель: Луг – это покрытое травянистой растительностью открытое пространство. В отличие от леса, на лугу главные растения – травы,  огромное разнообразие травянистых растений. Главные растения луга – травы. Они здесь очень разнообразны. На одном квадратном метре иногда можно насчитать до 100 различных видов травянистых растений.

Обычно луг бывают около рек и заливаются во время половодья водой. Это ЗАЛИВНЫЕ  луга. Слайд 5 

 Они раскинулись по берегам рек и озер. Площадь их небольшая. Они особенно красивы и богаты кормовыми травами. Весной, когда реки разливаются, вода затопляет наиболее низкие места. Постепенно вода спадает.  Травы же после схода воды быстро идут в рост, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением.

- Почему не растут деревья? Слайд 6                                            3

В  почве много влаги. Поэтому деревьев на лугах нет, они не выживут – вымокнут. Они растут небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги.

  На более высоких местах, на склонах холмов расположены СУХОДОЛЬНЫЕ луга, (Слайд 7),  они сформировались на месте вырубленных лесов. Чаще всего луга человек отвоёвывает у лесов для использования их в сельском хозяйстве. Эти луга используются для выпаса животных и заготовки сена. Чтобы запасы травы не исчезали, человек заботится  о таких лугах. Рыхлит почву, сажает многолетние травы, удобряет землю. Не приступает к сенокосу, пока не созреют семена трав, для того, чтобы в следующие годы не исчезали невызревшие виды трав. Если человек перестаёт заботиться о таких лугах, лес вступает в свои права, он быстро зарастает сначала кустарниками, а затем древесной растительностью. То есть луг обязан своим происхождением деятельностью человека.  

-Как вы думаете, верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах? (В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)

В горах на высоте 600-800 метров раскинулись горные луга. Слайд 8, 9.

Такие луга есть в Крымских горах. Называются они яйлами.  Карта Крыма.  Слайд

- Луговые травы растут этажами – ярусами; выше всех – светолюбивые, нижние – теневыносливые. Слайд 10

V. Давайте и мы побываем на лугу. Гимнастика для глаз Слайд  

-Луга – отличные пастбища и территории для заготовки кормов домашним животным.

        Слайд 11, 12

Слово сотрудникам отдела  «Растения луга» 

- Какие растения нашли в гербарии?

-На лугу растёт много лекарственных растений: пастушья сумка, подорожник,  валериана. тысячелистник, аптечная ромашка, одуванчик, Слайд 13, 14

Продолжение изучения новой темы.

Рассказ учащихся о тысячелистнике, подорожнике.

По преданию, этот цветок пробуждается ранней весной и так влюбляется в солнышко, что поворачивается вслед за ним до тех пор, пока не поседеет (одуванчик)

- Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето. Да и цветут они по-разному. Как вы думаете, каким растениям нужны яркие цветки, а каким – нет.

ЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ – МЕДОНОСЫ. Слайд 15

- На лугу встречаются и ядовитые растения. Слайд 16,17

Сообщение детей. Лютик едкий.  Известное всем  растение, которое мы с детства привыкли называть «куриная слепота». Все помнят бессмертную трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Именно из лютика было приготовлено снадобье, которое аптекарь дал Джульетте, чтобы она погрузилась в сон, так похожий на смерть. Несмотря на свой вполне безобидный вид, это растение смертельно ядовито для животных и человека, если случайно попадает в пищу. Опасно, когда сок из листьев соприкасается с кожей и слизистыми оболочками, это нередко приводит к ожогам. Лютиковые растения часто называют «куриной слепотой» из-за временной  

потери зрения, возникающей, если сок попадает в глаза. При попадании яда в пищеварительный тракт возможны нервные расстройства, судороги, потеря сознания.

Белена обыкновенная очень ядовитое растение, причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, учащённое сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

Ландыш

Учитель: Размножаются они по-разному. Семена одних разносит ветер (одуванчик, мятлик), других – животные (репей), третьи- сами с силой выстреливают из стручка. Слайд 18

Слайд 19   О грибах

-Что объединяет все эти растения?  Вывод: Слайд 20

На лугу растут травы, большинство растений – цветы.

На лугу растут грибы.

Растут на открытой местности.

Любят свет и тепло.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы  по новой теме

1. Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.

- Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?

Д: невысокие,  так как растения невысокие.

У: А каким должен быть животный мир луга?

Д: Животные луга должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

У: Закройте глаза. Представьте летний луг и животных которых вы услышите (звучит запись «Голоса животных луга»)

У: Кого вы услышали?

Д: Жужжание мухи, пение птиц

2. Слово сотрудникам отдела «Животные луга»

Богат луг разнообразием животных. Особенно разнообразны насекомые. Слайд 21 - 23

-Кто живёт на лугу?  Сообщения детей о цветочной мухе , Слайд 24

 о жуке-могильщике, Слайд 25

 птицах коростеле, трясогузке. Слайд 26, 27,  28-30

Животный мир разнообразен. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.

Вывод:  Слайд 31

У: Мы рассмотрели животный мир луга.  

У: Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу, и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

- Как живут обитатели луга

Д: Они живут сообща.

У: Ребята, а если обитатели луга живут сообща, как можно назвать луг? Слайд 32, 33                                                                  

Д: Луг - природное сообщество.

Итог: Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы,  живущие на лугу,  тесно связаны между собой.

    Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

Чтение вывода (слайд)

Луг – сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество.
- Составьте экологические связи  обитателей луга, пользуясь слайдом 34 

У: Давайте проверим,  какую цепь питания вы составили?

Д: трава-гусеница-трясогузка. Слайд 35

Ягоды – кузнечик - ящерица

Остатки растений - червяк- трясогузка

Нектар ромашки - бабочка-лягушка

3.Отдел  «Человек и луг».

 У: Сотрудники этого отдела прочитали статью в учебнике «Луга и человек»  и составили памятку «Друзья луга?» Сообщения детей.

 Слайд 36 

          Значение природного сообщества для человека. Луга являются незаменимым источником корма для скота: здесь заготавливается прекрасное сено. Также на лугах выпасают животных. Луговое разнотравье содержит в себе множество лекарственных растений, которые человек издавна использует. Большинство луговых цветов являются прекрасными медоносами. Пчелы собирают на лугах вкусных и очень полезный разнотравный мед. Луга – бесценный источник отдыха. Здесь необыкновенно красиво: разноцветные цветущие волны колышутся под ветром и солнцем, упоительные ароматы цветения и деловитый гул пчел наполняют душу радостью и спокойствием.

Слайд 37

 Влияние человека на сообщество. Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. При сборе луговых цветов на букеты напрасно губятся самые красивые цветы. Гораздо лучше было бы их сфотографировать и таким образом сохранить себе на память. Также уничтожаются бабочки, шмели и другие насекомые. Многие из них являются редкими и нуждаются в особой охране. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки и множество полезных насекомых, почвы от этого теряют свое плодородие.

Слайд 38

 Охрана сообщества. Луга нуждаются в бережном отношении. При скашивании травы на лугах, необходимо оставлять нетронутые участки, чтобы растения на них смогли дозреть и распространить свои семена. Нельзя собирать редкие луговые растения, ловить бабочек и других насекомых. Нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Некоторые луга являются заповедными территориями, на которых запрещена любая деятельность человека.

VIII. Закрепление изученного.  Слайд 40-41 Работа в парах.

 Самостоятельная работа. Июньский день. Найди ошибки. У детей текст на листочке.

Июньским воскресным днём мы отправились на луг.  Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие  букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве  мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили.   Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл  день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? (5) Какие? Подумайте и скажите.

Ребята имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества и нарушать экологическое  равновесие?                                                        

Вывод: Конечно же, человек не имеет право вмешиваться. Если всё-таки  человек нарушит жизнь луга, его природное равновесие, то он пострадает от этого сам.

 А  вот как правильно вести себя на лугу?  

Правила друзей луга Слайд 39

Нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых, ящериц, жаб и рушить гнёзда птиц, нельзя разводить костёр, сбивать грибы.

2. Есть ли луга в Крыму?  Работа с картой.

Во всех районах Крыма встречаются луговые почвы. Они формируются под влиянием пресных грунтовых вод, в основном в долинах рек и в балках.  Вдоль русла рек Салгир,  Биюк-Карасу  на местах, где грунтовые воды находятся на глубине   от 2—8 м, развиты лугово-черноземные почвы. Это крымские луга.

Крымские степи  отличаются от лугов наличием в травяном покрове ковыля и засухоустойчивых растений. А на лугах растут сочные, влаголюбивые травы. Кроме того, внешний облик степей сильно меняется в течение теплого периода, от весны до осени.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполните задание в рабочей тетради с. 70-73, № 4, 5.

(Ученики соединяют стрелками рисунки и названия, сравнивают насекомых. Выделяют признаки, по которым их можно различить в природе.)

—  Выполните задание 5 на с. 72.

—  Что за птица постоянно потряхивает хвостиком? (Трясогузка.)

—  Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»? (Коростель.)

— А какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»? (Перепел.)

Используя иллюстрации на с. 172 – 173 запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.  

(Взаимопроверка в парах)

Травы       гусеницы       птицы

IX. Подведение итогов урока

-  Какова была цель урока?

- Почему луг называется природным сообществом?

-  Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.)

X. Рефлексия

— Какую ступеньку  Лестницы знаний вы выбираете на уроке?

XI. Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 170—177 учебника.

2. Выполнить задания  в тетради, с. 70-73, № 3,6,7.

 Дифференцированно:

Красная  карточка ( задание повышенной сложности). Составить кроссворд  «Жизнь луга»

Зеленая карточка. Прочитать в Красной книге нашего края о растениях и животных луга. Сделать сообщение.  

  Желтая – Сравнить схемы.  Учебник с. 176 задание 3.

Чтение стихотворения учителем: (фон «Теплый май»)

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...