Живая и неживая природа
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Манузина Вероника Васильевна

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Живая и неживая природа" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc387 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учебный предмет

Окружающий мир

Учитель

Манузина Вероника Васильевна

Школа, класс

МОУ «Каслинская СОШ № 27», 2 кл.

Тема урока

«Живая и неживая природа»

Тип урока

Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий

Цель изучения (целевые установки урока):

Создание условий для формирования представлений о живой и неживой природе; раскрытие связи между неживой и живой природой.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные (УУД)

Предметные

Воспитывать коммуникативные умения, бережное отношение к природе; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к изучению предмета.

Регулятивные: Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативные: Владеть действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Расширить и углубить знания о живой и неживой природе.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» (учебник и рабочая тетрадь).

ЦОР

Аудиозапись (Вивальди «Осень»); мультимедийный продукт для интерактивных досок («Экзамен-Медиа»); иллюстрация героя «Муравей Вопросик».

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности путём создания у обучающихся внутреннего стремления к освоению новых знаний и/или видов учебных действий

Содержание

Создание положительного настроя на урок.

Введение в тему.

Деятельность учителя

- Начнем мы наш урок с небольшого путешествия.

(под музыку Вивальди «Осень» включаются слайды о природе)

- Скажите, пожалуйста, что за мелодию вы услышали?

Деятельность ученика

Знакомятся с произведением Вивальди «Осень», погружаются в заочную «осеннюю экскурсию»

Анализируют прослушанную мелодию.

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

К: планирование сотрудничества с учителем.

Л: самоопределение (мотивация учения).

  1. Актуализация учебной деятельности

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Игра «Поиграем в отношение»

Подведение итога.

– На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру.

- Вы хотите поиграть? Задача первого ряда: подобрать слова, выражающие отношение человека к себе.

- Второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе.

- Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов.

– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? – Как нужно относиться к природе?

Вспоминают тему прошлого урока, анализируют и высказывают свое мнение о том, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают.

Предположительные ответы команд:

1-й ряд – уважительное, доброе и пр.

2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и пр.

3-й ряд – жестокое, бережное и пр.

- Доброжелательное, бережное.

- Охранять, беречь, не загрязнять.

Л: включение в учебную деятельность.

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений учащихся.

  1. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и / или видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Привлечение героев учебника.

Подведение к теме урока.

Применение загадок.

1. Не по рыбам, а сети расставляет.

2. У родителей и деток вся одежда из монеток.

3. Распускает хвост павлином. Ходит важным господином.

По земле ногами – стук.

Как зовут его?

4. Без языка, а говорит, без ног, а бежит.

5. По синему морю гуси плывут.

6. Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

7. Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный.

Определение темы урока.

Определение целей урока.

-Ребята, посмотрите, кто пришел сегодня к нам на урок за знаниями?

-И как всегда не с пустыми руками. Он принес нам вопрос.

«Я сегодня прилетел к вам не спроста, И прошу вас, помогите мне друзья. Я поспорил с камнем серым на песке, Что узнаю все о нем и о себе. Что относится к живой природе, а что нет. И сейчас хочу услышать я ответ.»

-Ребята, поможем Муравью ответить на все вопросы и узнать правильные ответы?

Муравей Вопросик: «Это задание, друзья, выполнить вам не составит и труда. Вот загадки камень вам прислал, думает, что я не отгадал. Помогите мне, пожалуйста, друзья и отгадки напишите не тая». 

Муравей Вопросик: «Вот ребятки, Вам спасибо! Помогли мне отгадать. И это заданье камня Вы сумели разгадать, Но теперь вам нужно слово Из первых букв собрать.

- Ребята, как Вы думаете, какие объекты из этих загадок можно назвать живыми?

-По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе?

-Ребята Вы молодцы, назвали два признака живой природы – это дыхание и питание, а вот движение, это не признак живой природы. А какие объекты Вы отнесли к неживой природе?

-Ребята, назовите признаки неживой природы?

-Скажите, а растения дышат?

-Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?

- К какой группе мы отнесем слово арбуз?

- А теперь, давайте назовем признаки неживой природы.

Муравей Вопросик: «И с этим заданием вы справились – Ура!

А тему этого урока вы назовете без труда.

Вы ребята молодцы, настоящие спецы,

Но слова – отгадки опять играют в прятки.

Из ответов собери ты скорей две группы.

-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

-Какие цели мы поставим перед собой? 

- Муравей Вопросик.

Внимательно слушают задачу Муравья Вопросика.

- Паук

- Рыбы.

- Индюк.

- Ручей.

- Облака.

- Дождь.

- Арбуз.

Работа в парах.

- Это слово «Природа»

- Живые – паук, рыба, индюк.

- Они двигаются, едят, дышат.

- Неживые – ручей, облако, дождь, арбуз.

- Не двигаются, не едят и не дышат.

- Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

- Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются.

- К живой природе, т.к. это растение и оно обладает всеми признаками живой природы

- Уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется, размывается.

- Мы сегодня будем говорить о живой и неживой природе.

- Научиться различать объекты живой и неживой природы;  рассматривать взаимосвязь между живой и неживой природой; научиться беречь природу.

Л: самоопределение к деятельности.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: целеполагание, планирование, прогнозирование.

  1. Освоение новых знаний и / или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Использование мультимедийного продукта для интерактивных досок в начальной школе.

hello_html_m134c7e9c.png

Работа с материалом учебника.

- Рассмотрите схему. Какой бывает природа? Назовем еще раз.

- Сделайте вывод о том, какие объекты относятся в живой и неживой природе.

- Назовите признаки живой и неживой природы.

- Обратимся к учебнику, чтобы проверить все ваши высказывания.

Высказывают свое мнение.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: целеполагание, планирование, прогнозирование.

  1. Выполнение пробного учебного действия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Работа с учебником.

Обозначение с помощью фишек разного цвета, что относится в неживой природе, а что к живой.

Использование мультимедийного продукта для начальной школы.

(заполнение таблицы)

Закрепление проделанной работы выводом.

- Ребята, перед вами таблица «Живая и неживая природа» и фишки разного цвета. Вам нужно отметить фишками, что относится к живой природе, а что к неживой.

-Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.

Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ

Предлагаю обратиться к собственному опыту и знаниям полученным на уроке.

Заполняют таблицу.

Делают вывод о проделанной работе.

Р: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

  1. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и/или сформированности видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

- по вариантам (с. 7 № 1);

- в парах (с. 7 № 3).

-Ребята, сейчас вам нужно выполнить следующее задание в рабочей тетради (задание на слайде).

Задание № 1 проверяем на экране.

Задание № 3 проверяем в парах, обмениваемся тетрадями.

- Какой вывод, из проделанной работы, мы с вами можем сделать?

Самостоятельное выполнение заданий.

Самопроверка.

Взаимопроверка.

- Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т.к. все в мире взаимосвязано.

 

Р: контроль, оценка, коррекция.

П: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  1. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и/или формированию видов учебных действий

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Самооценка деятельности учащихся

на уроке.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Какую цель ставили? Достигли ее?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

- Ребята, перед собой вы видите шкалу, вам нужно поставить отметку в соответствии с вашей работой на уроке.

- Если все было понятно и вы не испытывали трудностей при выполнении заданий, то ставите + в самом верху.

- Если выполнение какого-либо задания было для вас несколько затруднительным, то + ставим в середине шкалы.

- Если же совсем ничего не поняли, то + ставим внизу.

Подводят итоги.

- Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между данными видами природы.

Оценивают себя при помощи шкалы оценивания.

К: рефлексия.

П: смыслообразование.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Задания с кратким ответом, задания на классификацию и установление соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...