Урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тютюнник Елена Владимировна

Урок окружающего мира в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИВАН III. ГЛАВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ НА РУСИ.100.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

в 4 классе

«Иван III.

Главные перемены на Руси»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0345/000260bc-1402fe8c/640/img0.jpg

Тема. ИВАН III. ГЛАВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ НА РУСИ.

Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Формируемые УУД: 

познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная  

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, текст для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Церкви?

Карточка 2

Как проходила Куликовская битва?

Карточка 3

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?

Карточка 4

В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

2. Блицопрос

• Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

• Кто бросил открытый вызов Орде? (Князь Дмитрий Иванович.)

• В чем выражался этот вызов? (Он перестал платить дань.)

• Что происходило в Орде в ту пору? (Шла борьба за власть.)

• Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь? (Летом 1380 г.)

• С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (Собирать войско для отпора.)

• Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами? (Сергий.)

• На какой реке встретились войска? (На реке Дон.)

• Когда произошло сражение? (8 сентября 1380 г.)

• Как называлось поле? (Куликово.)

• С чего началась битва? (С поединка богатырей.)

• Чем закончилось сражение? (Победой русских войск.)

• Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 26. (На картине изображено утро перед битвой.)

III. Самоопределение к деятельности

— Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая?

(Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

— Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)

— Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? (Мы этого еще не знаем.)

— Тема урока: «Иван Третий. Главные перемены на Руси».

---Какие вопросы у вас возникли? (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1.  Работа в группах

— Прочитайте текст о событиях того времени. Сформулируйте три вопроса. Чей вопрос окажется самым интересным?

(Текст для работы в группах.)

      Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еше более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

      Важным событием во времена правления Ивана III было присоединение Новгорода к созданному Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание русских земель. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.

         Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

          Летом 1480 г. московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Князь Иван убедился, что монголы через Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.

        Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.

Игра «Ты — мне, я — тебе»

(Группы отвечают на вопросы друг друга.)

2.  Работа по учебнику   С. 75

— Прочитайте текст на с. 75. Какую новую информацию узнали из этого текста?

— Каким был Иван III? (Дальновидным, осторожным и расчетливым человеком.)

— Какой решительный шаг сделал Иван III? (Избавил Русь от ордынцев.)

V. Первичное закрепление

1. Сообщения учащихся

(Рассказ сопровождается показом слайдов.)

— Что вы знаете о Москве? (При Иване Калите Москва стала центром княжества. Иван Калита отстроил Кремль, стены которого были сделаны из дуба. А Дмитрий Донской возвел белокаменные стены. Значение Москвы возросло.)

    Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. Окончательное возвышение Москвы произошло при московском князе Иване III, правнуке Дмитрия Донского. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. Современники отмечают его осторожность. Он был из тех людей, которые, принимая какое-либо важное решение, следуют пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Избегая излишней поспешности, князь в то же время был скор в своих делах и поступках, как не любил без нужды торопиться, так и не считал нужным проявлять медлительность. Иван III заботился об украшении Москвы.

       Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Всегда ли Кремль был таким? Нет, не всегда.

       Первый Кремль — деревянный — был заложен по приказу Юрия Долгорукого в 1156 г. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли. Зимой 1238 г. к Москве подступили ордынцы. Москвичи мужественно оборонялись, но деревянный Кремль не мог сдержать монгольских полчищ. Сожгли враги Москву. И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место — самое сердце Руси. Отстроили Москву, снова поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель.

       В 1365 г. случилась на Руси засуха, в церкви Всех Святых занялся пожар, ветер быстро разнес огонь... Через 2 часа не стало Москвы — сгорела от копеечной свечки.

Но не умерла Москва — приступили москвичи к делу, доселе невиданному: возвели на кремлевском холме стены и башни из белого камня. Не так страшны теперь пожары. Красавицей белокаменной называют теперь москвичи свой город.

          Шли годы. Прогнали с Руси ордынцев. Узнали о Москве за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце XV в. построили новый Кремль — из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее. Так что не зря говорят: «Москва не сразу строилась...»

       В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала соборная площадь. В августе 1479 г. на кремлевском холме засиял массивный, изящный и стройный Успенский собор- Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные указы. Его украшают фрески выдающегося русского художника Дионисия, древние иконы XI—XIII вв.

       Замечательный живописец Андрей Рублев создал неповторимые иконы для Благовещенского собора. Сооружение это куда меньше пятиглавого соседа — Успенского собора, но зато благодаря трехглавию, легкое, почти воздушное. Здесь, в Кремле, создавался новый стиль зодчества, который постепенно стал общерусским.

Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Ее возвели в 1491 г. итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна — ее площадь почти 500 м2, стены украшены фресками.

В первом десятилетии XVI в. другой итальянский зодчий — Алевиз Фрязин построил новый Архангельский собор, ставший некрополем — усыпальницей московских великих князей и царей.

        Гордость площади трех соборов — колокольня «Иван Великий» высотой около 80 м. На ее башне было 34 колокола общей массой свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва. Одновременно строили стены, ворота, башни Кремля, которые в XVII в. увенчались шатрами. Был построен чудесный Теремной дворец — жилые палаты царской семьи. В XVIII в. на территории Кремля появилось строгое прекрасное здание архитектора Казакова (ныне в нем работают высшие руководители нашей страны) и Арсенал. В следующем веке к ним прибавились Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата — один из старейших музеев нашей страны. Самый молодой в семье построек древнего Кремля — Дворец съездов.

       Среди музейных ценностей Кремля выделяется гигант артиллерийского производства XVI в. — Царь-пушка. Она отлита талантливым русским мастером Андреем Моховым. Пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Масса Царь-пушки около 40 т, длина почти 5,5 м, а диаметр дула, т. е. калибр, составляет чуть ли не метр. Она предназначалась для стрельбы каменной картечью.

Не менее, чем Царь-пушка, известен и Царь-колокол. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733— 1735 гг. Масса колокола 200 т.

       И Царь-пушка, и Царь-колокол напоминают нам о старинных умельцах, чьи творения вызывают неизменное восхищение. Краснокирпичный Кремль, воздвигнутый в Москве во времена великого князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлялся. Реконструировали его и в наши дни. Полюбоваться им ежедневно приходят тысячи экскурсантов.

2. Рассказ учителя (сопровождается показом на карте).

Рассказывает о заслугах Ивана III  .

– Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля.

– Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

– Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

– Для чего они возводились?

– Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каж-дой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.

 С каждой башней Кремля связана интересная история.

Совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву,  в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.

2. Инсценирование.

Сценка «Разговор с башнями Кремля»

Учитель (обходя Кремль, ведет я разговор с башнями Кремля). Какая же из вас, башен, самая старейшая?

Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.

Учитель. А самая молодая?

Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

Учитель. А самая высокая?

Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.

Учитель. А самая маленькая?

Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

Учитель. Сколько же вас всего башен?

Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой своё лицо.

Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.

Учитель. Почему же?

Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!

Учитель. И какие же?

Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.

Учитель. А как же насчет заслуг?

Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

Учитель. Да, много ты видела, Москворецкая башня.

Москворецкая. Но я ещё не всё сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.

Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.

Учитель. Что же стряслось?

Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.

Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлёвских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моём подземелье бьёт тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…

Все. У каждого своя история.

Работа по учебнику   С. 75—78

— Прочитайте текст. Какие изменения произошли в Москве при Иване III? (Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.)

— Вырос ли авторитет Москвы? (Стали охотно посещать Москву посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Викторина

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? (Еще сто лет.)

2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)

3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)

4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)

5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван III отказался платить дань.)

6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)

7. Когда это произошло? (В 1480 г.)

8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)

9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)

10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)

11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)

12. С какими реками соединялись рвы вокруг Кремля? (С Москвой-рекой и с рекой Неглинкой.)

13. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)

14. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.)

— Прочитайте текст на с. 79-81. О ком этот текст? (Об Иване IV)

— Что интересного о нем вы узнали? (Это был первый царь на Руси.)

— Почему его прозвали Грозным? (Он был лют да скор на расправу.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Узнать, кто такой Иван Третий.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст нас. 75—81 учебника.

Самоанализ  урока окружающего мира в 4  классе,

учитель начальных классов Тютюнник Е.В.

Урок проведен в соответствии с программой курса «Окружающий мир» (УМК « Школа России»). Тема урока: «Иван III. Главные перемены на Руси» новая для учащихся. Данный урок из раздела «Страницы истории России».

Целью познавательного аспекта  урока являлось сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Планируемые результаты:

познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

   

        Изучение новой темы базируется на умении  работать с текстом, умении анализировать,  находить ответы на поставленные вопросы.

На уроке применялись ИКТ-технологии.

       Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока.

        Следующий этап урока «актуализация знаний» прошёл с опорой на жизненный опыт учащихся, их кругозор.   Учащиеся смогли сформулировать тему и цель урока.

         На этапе изучения нового была организована групповая работа, с которым обучающиеся справились. После был подведен итог работы над данной темой.

       На  этапе рефлексии, обучающиеся оценили свои знания об изученном материале.

       Проведение разных видов работы на уроке позволило включить в работу всех обучающихся, повысить познавательную активность на уроке. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Каждый этап содержал  в себе информацию по изучаемой теме и планомерно пополнял знания обучающихся.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...