Конспект урока, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Вандаева Жаргалма Михайловна

Раздел: «Жизнь города и села»

Тема: «В гости к зиме»

Цель: расширить у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okr_miru.docx394.18 КБ

Предварительный просмотр:


Предмет: окружающий мир

Класс: 2 - Б

Тип урока: урок открытия новых знаний

Раздел: «Жизнь города и села»

Тема: «В гости к зиме»

Цель: расширить у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Обучающие: систематизировать и обогатить знания о природных связях.

Развивающие:  развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать наблюдения над зимними природными явлениями; формулировать правила поведения в лесу; вести наблюдения в природе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Основные понятия: названия месяцев, происхождение их названия, устаревшие названия, зимние явления, связь между животными и растениями.

Ресурсы основные:

  • Компьютер, экран, проектор, электронное приложение к уроку.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.

Ресурсы дополнительные:

  • Карточки с птицами, зверями, растениями.
  • Раздаточный материал для групповой, парной и индивидуальной работы.

Организация пространства: фронтальный способ обучения, работа в группах, работа в парах, коллективный способ обучения.

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. I.Оргмомент

Мотивация к учебной деятельности.

  Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте мы поприветствуем наших гостей. Садитесь.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,

Ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

  У.  - Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

   - Почему это важно? Выскажите свои мысли. 

Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазами пожелайте товарищу хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

II. Психологический настрой Актуализация знаний. (Урок начинается с добрых слов, обращённых друг к другу. Такое начало создает положительный настрой на урок).

Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

-  С чего обычно мы начинаем урок окружающий мир?

- Откроем рабочие тетради.

- Какое время года?

 -Какой месяц у нас сейчас?

- Нашли табличку с этим месяцем.

- А какое число?  Написали 19.

- Что можем сказать о температуре воздуха сегодня?

- Что ещё можем сказать о погоде?

- Закрыли дневник наблюдения, положили на край парты.

1. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Снегопад». Назовите по одному слову, связанному с зимой, с зимними явлениями. Только. 5. «».

Прозвенел  звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Мы отмечаем погоду.

Зима

Декабрь

19

- 20С

пасмурно, ветер

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

  1. Формулирование темы и целей урока.

Постановка проблемы

Вы уже догадались, наверное, о каком времени года будем с вами говорить?

Да,  будем говорить о зиме.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

 - Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 1)

Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается.

- Что ответить мальчику?

- Что вы по этому поводу думаете?

- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?

-  Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.

- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить

- Что для этого надо сделать?

О зиме.

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Иван Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

(Высказывания детей)

- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы

Регулятивные:

Определять тему, цели деятельности на занятии.

Работа в парах. Работа по учебнику с. 130-131

- Итак, в гости к зиме. Первый привал «Приметы зимы» (Слайд 2)

-   Я вас попрошу назвать   приметы зимы (изменения в природе).  Повторяться нельзя.

Неживая природа зимой. Обобщение (Слайд3)

Игра «Хлопки».  

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад,  гроза,  снегопад,  дождь,  метель,  мороз,  цветение  яблонь,

прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица

Откройте учебник на с. 130-131 и прочтите, правильно ли вы назвали зимние явления.

Зима – трудный период в жизни растений и животных. 

«Приметы зимы»

- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи.

Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы.

Земля покрывается снежным покровом.

В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу.

Познавательные:

извлекать информацию из текста.

IV.Изучение нового материала. Из личного наблюдения.

Работа в парах

Второй Привал «Зимняя жизнь растений».

- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С. Что вы тут заметили?

2. Работа по учебнику (работа в парах) с 132.

Деревья, кустарники, травы

Лиственные и хвойные.-

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. На многих растениях: рябине, черёмухе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. 

- Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные:

формирование моральных норм самооценки.

2.Привал «Секреты животного мира».

– На какие группы делятся животные? (Слайд 8)

- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с животными и птицами зимой.

- Каких птиц можно увидеть зимой?

- Это какие птицы?

- На какие группы делятся птицы?

- Рассмотрите изображенных птиц. Назовите их.

-Чем питаются птицы зимой?

  Пшено, просо, овёс, пшеница;

  Семена подсолнечника;

  Ягоды рябины, боярышника;

  Семена клёна, ясеня;

  Шишки, жёлуди, орехи;

  Хлеб, хлебные крошки.

И  всё  же  птицы  зимой  нередко

голодают.  Как  вы  можете  помочь

птицам  пережить  трудное  время?  -

(Надо сделать кормушки для птиц и

подкармливать  их)

-Какую пользу приносят птицы?

- Кто расскажет  о своих наблюдениях за птицами?

- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Предложить составить «Меню для птичьей столовой».

Птицы будут благодарны вам за:

Ни в коем случае давать нельзя:

несоленое свежее сало

 говяжий жир, мясо

 топленое масло

 маргарин

 пшено, рис, овес

 подсолнечные семечки (несоленые и нежареные)

 пшеница

 ягоды рябины

 ягоды боярышника

 крошки хлеба

черный хлеб

 чипсы

 сладкие кукурузные хлопья

 соленые, сладкие или жареные продукты

Оцените свою работу

Всё верно – зелёный круг.

Есть небольшие недочеты – жёлтый

Не справился – красный круг.

Звери, птицы, рыбы, насекомые.

Снегири, воробьи, синицы, сороки, вороны, голуби.

Это зимующие птицы.

Зимующие и перелётные.

 Семечки, зерно, крошки хлеба, несолёное сало.

- Наблюдая за птицами, я выяснил, какому корму отдают предпочтение птицы. Один из любимых кормов – несоленое сало. Оно очень питательно. Семена подсолнечника клюют все птицы. Синицы клюют все семена. Воробьи клюют семена пшена и тыквы, пшеницу. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают.  Они  привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

 Сделать кормушки, давать еду.

Составление меню для птиц.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной или письменной форме,

поиск и выделение необходимой информации.

Личностные:

сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Физкультминутка.  

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Фронтальная работа

Работа в парах

Работа по учебнику

С.132, Р\Т с.86

-Мы много внимания уделили птицам, пора вспомнить о зверях. Что меняется в их жизни с приходом зимы? Как звери приспосабливаются к изменениям температуры?

-Что зимой происходит с белкой и зайцем? Для чего это надо?

-Как звери добывают себе корм?

Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведите примеры таких зверей.

_ У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст о мышах полёвках. (Слайд 10)

-Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (Слайд 11)

-Прочитайте текст о зайцах, о лосях, о кабанах.

- У нас осталось несколько текстов про зверей – хищников. Прочитайте их и скажите: чем питаются зимой лиса, волк.

По ходу чтения демонстрируются слайды с изображением зверей. (Слайд 12)

-Есть еще одна группа зверей. Мы их не видим зимой в лесу.

-  Кто же они? Почему мы их не видим?

Какие звери залегают в спячку?

Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу.  Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.

Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.

Кто еще из животных спит зимой?

Но в отличие от медведя они просыпаются, поедят запасов у себя в норе и снова засыпают.

- Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? ( Люди какой профессии соприкасаются с темой сегодняшнего урока).

 

- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать кому принадлежат следы на снегу (Слайд 13)

- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена,  раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.

- А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой?

Некоторые звери запасают себе корм, некоторые сами ищут, другие уходят в спячку.

зайца, лося, кабана

Медведь, барсук, ёж.

- Спят зимой и барсуки.

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

Познавательные:

делать самостоятельные выводы.

Личностные:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и само принятия.

IV.  Закрепление.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах.

Задание по группам. Игра «Расселите животных по домикам». (Игра позволяет установить ассоциативные связи в изучаемой теме, развивает логическое мышление).

Домик 1 — животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 — животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 животные, которые зимой ищут корм в природе.

V. Творческая работа.

Работа в группах

- Сейчас нам предстоит очень интересная работа. Возьмите конверты.

- Художники будут составлять картину зимнего леса.

- Писатели будут подбирать эпитеты к этой картине.

- А остальные группы будут заполнять лес жителями и гостями. Экологи – людьми, орнитологи – птицами, зоологи - зверями, ботаники – растениями.

- Давайте вместе посмотрим, что у нас получилось. Почему вы выбрали именно этих животных? Птиц? Людей?

Творческая работа.

Работа в группах

Рефлексия

Подведение итогов работы; повышение мотивации к учебному процессу; развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности и деятельности одноклассников; оценка деятельности обучающихся.

Эмоциональная оценка деятельности каждого учащегося.

Ит    Итог урока- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы?

-  Сегодня мы побывали в гостях у зимы.

- Вы все замечательно потрудились. Вы все молодцы! Выполнили много заданий.

- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?

- Что запомнили на уроке?

- Чему научились?

- Какое задание было самое интересное?

- Что вас удивило на уроке?

- Что понравилось?

- Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке. 

 Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться.

О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

Регулятивные:

умение оценивать качество выполнения работы в соответствии с принятыми требованиями.

Домашнее задание (по выбору).

Выполнить задание в рабочей тетради с.86,87.Найти информацию о зайце-беляке и зайце-русаке и написать их сходство и различие.

Приложение 1

Полевая мышь ведёт ночной образ жизни. Днём она обычно сонная. Полевая мышь, как и все, запасается на зиму. Она ест меньшую часть еды, а остатки прячет на дне гнезда или в норе, старательно зарывая чем-нибудь. Плавать мыши умеют, но не любят. Всё время что-нибудь грызут. Так как постоянно растут зубы.

Лиса – хищница. Она очень хитрая. Она заметает следы своим пушистым хвостом. Лиса ловит мышей и зайцев. Но она умеет поживиться и у человека. Ночью лиса приходит в деревню и тихо проникает в курятник. Она ворует кур и уносит их с собой в лес.

Рыжая лиса живет в лесной норе, обитает в лесу.

Волк – осторожный и умный хищник. Спят волки под открытым небом, а логово устраивают только в период выведения потомства. Домашние коровы, овцы, козы являются для них более лёгкой добычей, и серые разбойники не упускают случая наведаться на пастбища. Кроме домашнего скота и птицы, волк ловит зайцев, не даёт пощады лисице, барсуку, песцу, подстерегает у нор сурков, хомячков и даже полёвок. Разоряет птичьи гнёзда на земле, не брезгует лягушками и ящерицами.


Приложение 2.

Птицы будут благодарны вам за:

Ни в коем случае давать нельзя:

  • несоленое свежее сало
  •  говяжий жир, мясо
  •  топленое масло
  •  маргарин
  •  пшено, рис, овес
  •  подсолнечные семечки (несоленые и нежареные)
  •  пшеница
  •  ягоды рябины
  •  ягоды боярышника

 крошки хлеба

  • черный хлеб
  •  чипсы
  •  сладкие кукурузные хлопья
  •  соленые, сладкие или жареные продукты

Такое угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведет к их гибели


Приложение 3http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_2_7_clip_image004.gif


Приложение 4

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Иван Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»


                                     

                                   

                                 Делают

                       запасы

               

        Впадают

        в спячку


Ищут

корм

в природе

 природе

МЕДВЕДЬ

БЕЛКА

ЛОСЬ

ЗАЯЦ

ЁЖ

ХОМЯК

КАБАН

ВОЛК

МЫШЬ

БАРСУК

ЁЖ

БЕЛКА

ЛОСЬ

ЗАЯЦ

МЕДВЕДЬ

ХОМЯК

КАБАН

ВОЛК

МЫШЬ

БАРСУК

Сергей Есенин

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Фёдор Тютчев

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Александр Пушкин

Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Афанасий Фет

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.

Озябли пташки малые,

 Голодные, усталые,

 И жмутся поплотней.

 

Величава Зима-

Называть её хочется

Не по имени просто, а по имени-отчеству.

Ой, Зима ты Морозовна!

Ой, Зима ты Метелевна!

                         Константин Ибряев

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....