Медведь-символ России.
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс)

Кузнецов Юрий Григорьевич

Данная работа направлена на воспитание интереса и любви к природе родного края через образ бурого медведя, расширить знания о семействе медвежьих. Использование регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medved.2docx.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Медведь - символ России.

Цели: воспитать интерес и любовь к природе родного края через образ бурого медведя; расширить знания о семействе  медвежьих.

Оборудование: рисунки и поделки учащихся; выставка книг; карта звездного неба.

Ход занятия.

-Хорошее ли у вас настроение? Если нет, посмотрите в окно, какая чудесная на улице погода. Как красиво сейчас в лесу! Давайте отправимся в заочное путешествие в лес. Только вспомните, как надо себя вести на природе.

(Не шуметь, не сорить, не ломать ветви деревьев и кустарников, не разорять птичьих гнезд…).

 Закройте глаза. Представьте лесную поляну, залитую солнечным светом.

Идем и ….(Чувствуем кто-то сзади…)

 Оборачиваемся. Чуть заметно вздрогнул папоротник, качнулась ветка. Подходим - никого. Но в грязь вдавлен…(След.) слайд1

Он заполняется водой. След в две ладони.

Только ,что здесь был…(Медведь) слайд 2

 Это его лес и его участок. Мы у него в гостях, и, скорее всего, мы -гости незваные. Должен бы понять медведь, что мы ему не угрожаем, ничего худого не замышляем. С полным уважением мы отнесемся к его пограничным столбам - ободранным когтями елкам.

 Как только медведь вышел весной из берлоги, сразу проверил свои метки и подновил их. Да и потом, проходя вблизи, иногда сворачивал к ним.  Подходил, вставал на задние лапы и терся холкой о дерево, оставляя на потеках загустевшей смолы пучки линялой шерсти.

 Особо хорош его пограничный столб на опушке ельника!

Толстую ель медведь исполосовал когтями так высоко, что до задиров не дотянуться, даже встав на цыпочки! Из царапин натекла густая смола, к смоле прилипла длинная шерсть - ель стала косматой.

 Любит медведь оставлять отметины, а чужие не переносит. Медведи –соседи не пытаются ему мешать  Если кто и забредал по неосторожности, то, натолкнувшись на его следы или отметины, задумывался. Но ,ненадолго. Стоило только примерить свою лапу к его следу – все равно, что поставить босоножку рядом с валенком! С медведями-соседями просто, а вот с людьми-соседями….

 Лесоустроители  на прорубке-визирке оставили вешки…(он их все поломал)

 Лесник на перекрестке кварталов вкопал столб номерной…(медведь столб выворотил).

Лесхозовцы вывесили фанерки: «Охота запрещена»,  «Не бросай окурки», «Заливайте костры»….(медведь все фанерки содрал.)

Одну оставил – «Охота запрещена».( Скоро сами охотники раздробили ее в щепки.)

 По – своему медведь, конечно прав. Он истинный хозяин наших лесов и символ нашей Родины. Медведь изображен на гербах городов Новгородской, Пермской, Ярославской, Саратовской областей, многих городов Норильск, Екатеринбург, Новгород, Пермь ,Сыктывкар и др.

 Даже в нашей Республике Башкортостан есть медведь в геральдике на гербах Бурзянского и Мишкинского районов, а также на гербе города Межгорья. На гербе-фигура медведя-это образ хозяина земли, до прихода строителей-основателей в этих диких и прекрасных местах хозяином был –медведь.

          (Показ гербов.)

 

-Ну-ка,  кто там шумит сучьями? (Да это же медведь)

-А вы знаете, почему медведя называют медведем?

( Потому что медведь любит мед и ведает, т.е. знает ,где его искать)

 От  этих  двух слов- мед и ведь и получилось слово медведь.

Медведь. Ну-ка, посторонись. Я тороплюсь. Не зря же меня называют хозяином леса. 

1 ученик. Топтыгин, почему все говорят, что ты неуклюжий, неповоротливый? 

Медведь. Это не так. Бегаю я очень быстро, со скоростью 40-50 км/час, могу догнать лошадь, хорошо плаваю.

2 ученик. Медвежата ,какие они?

Медведь. Зимой в берлоге рождаются 2-3 медвежонка. Вес новорожденного не более пятисот граммов. Он такой маленький, что может свободно уместиться на ладони взрослого человека. Это кажется необычным. А объясняется просто: новорожденные медвежата питаются молоком матери. Молока немного-медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, накопленного летом и особенно осенью.

3 ученик. Почему медвежата рождаются зимой? 

Медведь. Потому что только в это время у медведя есть свой дом- берлога. Летом он бродит по лесу и ночует ,где придется. Что-то я проголодался, пойду травку и корешки поищу.

4 ученик. Как же так? Мы знаем, что медведь- хищник, поедающий и мышей, и лосей, а тут травка, корешки…

Медведь. У нас, медведей свои чудачества. Любим мы и растительную пищу. В малиннике можем сидеть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветви. И как вы уже сказали, мы знаем, где есть мед. Мы, медведи ,большие лакомки.

5 ученик. Как же при таком питании медвежата становятся ловкими и сильными?

Медведь. А вот как…

Сценка «Мишка-спортсмен.»

1 ученик. В одном лесу жили-были зверята : волчонок, бобренок, медвежонок, барсучонок, ежонок. И каждый на папу похож.В лесу им было не скучно.

2 ученик. Лишь утро раздвинет листочки лучами,

        Коснется травинок , пошутит с цветами,

                  Бегом, кувырком, на двух лапах, прыжками

        На зарядку бежит вся честная компания.

        Солнце выше над лесом поднимается,

        Каждый делом своим занимается:

        Кто орехи в дупло запасает впрок,

        Кто строит дом, кто ищет зернышки,

        По лесу скок да скок.

3 ученик. В этом лесу жил Мишка- Топтыжка, и такой он был толстый, неловкий. За что ни возьмется, ничего не получается; то забор повалит, то молоток сломает. Пойдет играть в футбол - отдавит малышам лапы. В чехарду зовут играть-бурчит: « У меня сил не хватает» .

Как вы думаете , можно Мишке помочь?

Учащиеся (хором )  Да.

Стал Мишка Физкультурой заниматься, а чтобы ловким стать все время бурчал волшебные слова.

Я Мишутка- не топчумба,

Я гимнамбо-научумбо,

Намбо томбо захотембо

И немного попотембо,

Наклонямбо,приседамбо,

Будет Мишка здоровамбо!

4 ученик. То ли волшебные слова помогли, то ли волшебные упражнения, но изменился наш Мишка: стал сильным, ловким, а на лесных олимпийских играх занял первое место. Не зря его выбрали символом Олимпиады в Москве в 1980 году.

 С тех пор ни одна игра, ни одно большое дело в лесу не обходится без Мишки-спортсмена.

5 ученик. Что помогло нашему Мишке? (физкультура).

Давайте и мы с вами выучим волшебные слова и волшебные упражнения.

Физкультминутка.

Медведь. Медведь всегда готов прийти на помощь тем, кто ночью заблудится в лесу. Об этом расскажет астроном.

 Астроном. Звезд на небе очень много, поэтому запомнить их трудно. Тогда люди разделили их на группы, нанесли на карты и соединили черточками. Так появились картинки-созвездия, похожие на людей, на зверей или разных сказочных чудищ.

Найти созвездия легко, если начать с Большой Медведицы. Ковш Большой Медведицы состоит из 7 звезд и четко виден круглый год. Сам ковш лежит на спине Большой Медведицы ,как седло.

Большая Медведица главенствует в небе над самой северной частью нашей планеты- Арктикой, что в переводе значит  Медвежья страна. 

Издавна Большая Медведица помогала найти дорогу. Находили в небе ковш, состоящий из 7 звезд, увеличивали стенку ковша (напротив ручки) по высоте в пять раз. Увеличенная стенка указывала Полярную звезду. Найдя звезду, поворачивались к ней лицом: север-впереди, по правую руку восток, откуда солнце всходит, а по левую руку- запад, туда солнце заходит.

Медведь. Медведи в лесу следят за порядком и споры разрешают Воспитанием детей занимаются.

Сценка « Зверята» (по Ник.Иван.Сладкову).

Сидел Мишка на поляне пень крошил. Прискакал заяц.

Заяц. Беспорядки, Медведь, в лесу. Малые старых не слушают. Вовсе от лап отбились.

Медведь .Как так?

Заяц. Да уж так! Бунтуют, огрызаются. Все по-своему делают. Во все стороны разбегаются.

Медведь. А может, они…выросли?

Заяц. Куда там: голопузые, короткохвостые, желторотые!

Медведь. А пусть бегут.

Заяц. Мамы лесные обижаются. У зайчихи семеро было- ни одного не осталось. Кричит : « Куда вы , лопоухие, потопали ?»

Вот вас лиса услышит! А они в ответ: « А мы сами с ушами!»

Медведь. Н-да, ну что же, Заяц , пойдем поглядим, что к чему.

 

Пошли  Медведь и Заяц по лесу. Только зашли в лес густой слышат.

 Бельчонок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от мамы ушел, я от папы ушел!

 Медведь .Это , что еще за колобок объявился?

Бельчонок. И вовсе я не колобок! Я солидный, взрослый Бельчонок.

Медведь .А почему у тебя хвост куцый? Отвечай сколько тебе годов?

Бельчонок. Не сердись, дяденька, Медведь. Годов мне еще ни одного. И с полгода не наберется. Да только вы, медведи, живете60 лет, а мы, белки, от силы 10. И выходит, что мне, полугодке, на ваш медвежий счет ровно 3 года!

Вспомни-ка, Медведь, себя в 3 годочка. Небось тоже от медведицы убегал?

Медведь. Что правда, то правда! Год еще, помню, рядом с мамой ходил, а потом сссбежаааал…..Да на радостях, помню , улей разворотил. Ох, и покатались же на мне пчелы тогда посейчас бока чешутся!

Пошагали Медведь и Заяц дальше. Вышли на опушку и слышат.

Бурундук. Я, конечно, всех умней.

        Домик рою меж корней!

Медведь .Это еще что за поросенок в лесу? Подать мне сюда этого киногероя!

Бурундук. Я ,уважаемый Медведь, не поросенок, я почти вз рослый, самостоятельный Бурундук, не грубите, я укусить могу.

Медведь. Отвечай: почему от матери убежал?

Бурундук. А потому и убежал, что пора! Осень на носу, о норе, о запасах на зиму пора думать. Вот выройте вы с Зайцем для меня нору, набейте кладовую орехами, тогда я с мамой до самого снега в обнимку готов сидеть. Тебе, Медведь, зимой забот нет: спишь да лапу сосешь!

Медведь. Хоть лапу и не сосу, а забот правда у меня мало. Идем, Заяц, дальше.

Водяная крыса Хоть мал ,да удал, переплыл канал. Поселился у тети в болоте.

Заяц. Слышишь, как похваляется? Из дома удрал, да еще и похваляется, песни поет!

Медведь .Ты почему из дома удрал, почему с матерью не живешь?

Водяная крыса. Не рычи, Медведь, сперва узнай, что к чему! Первенец я у мамы: нельзя мне с ней вместе жить.

Медведь. Как так нельзя? Первенцы у матерей завсегда первые любимчики, над ними больше всего трясутся!

Водяная крыса. Трясутся да не все ! Моя мама, старая Водяная крыса, за лето 3 раза крысят приносила. Две дюжина нас уже. Если всем вместе жить, то ни места, ни еды не хватит. Хочешь не хочешь, а расселяйся. Вот так, Медведушко!

Почесал Медведь щеку, посмотрел на Зайца сердито.

Медведь. Оторвал ты меня, Заяц, без толку от серьезного дела! Всполошил по пустякам. Все в лесу идет ,как положено: старые старятся, молодые растут. Осень, Косой, не за горами, самое время возмужания и расселения. И быть посему!

-Русский  народ всегда с уважением относился к хозяину леса Он частый герой народных сказок. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.  

Викторина « В гостях у сказки».

-А что значит оказать медвежью услугу?( Медвежья услуга-неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.). Когда употребляют следующие сравнения: « здоровый ,как медведь», « неуклюжий, как медведь», «сила, как у медведя», « толстый, как медвежонок»?

Много ли родственников у медведей и где они живут? Кто из вас знает?

1 ученик. Семейство медвежьих насчитывает несколько видов- медведь белый, бурый, черный, очковый, губач, барибал, малайский. Первые 3 вида живут в нашей стране, а остальные « иностранцы».

Кто из вас что-нибудь знает о родственниках хозяина нашего леса?

2 ученик. Археологические раскопки показали, что первые медведи появились в Европе 13 млн. лет назад.. Согласно последним данным , в Канаде и на Аляске обитает 5 тыс. медведей гризли, в США-менее 300 особей. Для сравнения:  в начале прошлого века в Северной Америке обитало от 80 до 100 тысяч медведей.

У белых медведей очень чуткое обаяние. Запах падали они чувствуют на расстоянии более 30 км. Они способны также учуять тюленей, лежащих в укрытии почти двухметровым слоем снега и льда.

1ученик. В горах белогрудый медведь устраивает на снегу « гнезда». Для этого он приносит листья и ветки. На этом лежаке медведь нежится в лучах солнца или обсыхает после снегопадов. Он поедает сочные молодые растения, которые пробиваются из земли на месте отдыха. Возраст черного медведя можно определять по зубам, на разрезе которых видны круги, как на стволе дерева.

2 ученик. Малайский медведь- очень сообразительное животное. Был замечен медведь, который просунул коготь в замочную скважину и пытался открыть дверь. Другой самец малайского медведя придумал 4 надежных способа, как выбраться из клетки.

1 ученик. Медведь –губач днем спит среди кустарников или  в неглубокой пещере, при этом он очень громко храпит. Ночью губач охотится на насекомых. А еще медведи любят петь и танцевать.

Исполняется танец « Мишка с куклой» и  песня.

= Солнце садится за горизонт. Нам пора прощаться с гостеприимным хозяином леса и возвращаться домой. Спасибо тебе, Мишка, за интересную встречу. Мы узнали много нового и интересного о вашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

медведь - символ россии

Цель:Выяснить, почему медведь является символом России.Гипотеза:Предполагаю, что медведь – это красивый и сильный зверь. Являясь символом страны, он показывает её силу, мощь, способность защитит...

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Медведь-символ России.

Данная работа направлена на воспитание интереса и любви к природе родного края через образ бурого медведя с использованием регионального компонента, а также расширения знаний о семействе медвежьих....

Медведь-символ России.

Медведь -хозяин наших лесов и недаром он на многих гербах городов и областей....

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

УМК «Школа России» Окружающий мир 4 класс Опрос по разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»

УМК «Школа России»  Окружающий мир 4 классОпрос  по  разделам: «Страницы истории России», «Современная Россия»...