Конспект урока: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тарасова Анастасия Павловна

ТЕМА: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Цель: систематизирование и расширение знаний об овощах и фруктах через введение определений понятий «овощи» и «фрукты», развитие умения их различать; знакомство с определением понятия «витамины», их значением для человека.

Задачи:

- образовательные:  формировать умение различать овощи и фрукты,

сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, правила гигиены питания;

- развивающие:  развивать умение анализировать и обобщать информацию, слышать и слушать друг друга, работать в группах, оценивать ответы своих товарищей;

развивать мышление, речь, память, кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ВО 2 КЛАССЕ

Тарасова А.П.

МБОУ Школы № 8 г.о.Лыткарино

Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике. Значение игры невозможно исчерпать и переоценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Серьезно изучали игровые технологии многие педагоги. По определению Павла Ивановича Пидкасистого и Даниила Борисовича Эльконина понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, активизирующих деятельность учащихся и направленных на усвоение общественного опыта. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд игровых технологий встроенных в основное содержание обучения:

(Робот Сам Самыч, близнецы Алеша и Маша - В.В.Репкина; Незнайка - Э.И. Александровой; Черепашка, Муравьишка и Злючка-Грязнючка - А.А. Плешакова и т.д.) Эти персонажи способствуют повышению интереса к предмету, разнообразят урок, активизируют деятельность учащихся, снимают утомляемость.

Так, например, Муравьишка из окружающего мира А.А. Плешакова испытывает различные затруднения, которые становятся проблемной ситуацией урока. Вместе с ним дети незаметно для себя решают возникшую проблему, усваивая сложные понятия и приобретая необходимые умения и навыки. На заключительном этапе урока появляется Мудрая Черепашка, которая помогает детям в процессе игры сделать выводы и подвести итог урока.

Различают следующие классификации педагогических игр:

  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;
  • умение моделировать, драматизировать;
  • свобода деятельности;
  • эмоциональная приподнятость;
  • равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. 

В практической работе педагоги часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Живое-неживое», «Во саду ли, в огороде», «12 месяцев», «Путешествие во времени» и т.п.


УРОК

ТЕМА: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Цель: систематизирование и расширение знаний об овощах и фруктах через введение определений понятий «овощи» и «фрукты», развитие умения их различать; знакомство с определением понятия «витамины», их значением для человека.

Задачи:

- образовательные:  формировать умение различать овощи и фрукты,

сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, правила гигиены питания;

- развивающие:  развивать умение анализировать и обобщать информацию, слышать и слушать друг друга, работать в группах, оценивать ответы своих товарищей;

развивать мышление, речь, память, кругозор детей.

I.Оргмомент.

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Проверка дом. задания.

(Проверка знаний, полученных на прошлом уроке)

-Зачем ночью нужно спать?

-Как нужно готовиться ко сну?

-Люди каких профессий ночью не спят?

III. Знакомство с темой, постановка целей урока.

Цель: обсуждение ситуации чем можно помочь Муравьишке с последующей формулировкой темы урока в виде вопроса.(Видеоролик)

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать, Как здоровым стать.

-К нам пришла телеграмма от нашего друга Муравьишки. (Приехать не могу. Заболел. Посоветуйте, что делать?)

(Дети высказывают свои предположения.)

- Мудрая Черепашка прислала вам видеофрагмент. Давайте его посмотрим. (Просмотр видеофрагмента. Формулирование темы урока детьми с помощью учителя.)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об овощах, о фруктах, о витаминах).

- Тогда сформулируем тему нашего урока. (Высказывание детей, выведение темы.)

- Откройте свои учебники и прочитайте, как называется тема нашего урока. («Почему нужно есть много овощей и фруктов?»)

- Чему мы можем научиться, работая по этой теме? (Разные ответы детей, через которые выводим цели урока.)

- Сегодня на уроке мы научимся различать овощи и фрукты,

познакомимся с витаминами и их значением для человека,

повторим правила гигиены.

IV. Изучение нового материала.

Цель: решение учебной задачи через диалог, работу в группах, беседу. (Загадки, игра «Во саду ли, в огороде», работа с учебником.)

-Вспомните и назовите, что было в корзине доктора Зеленкина?

(Если дети перечисляют все, что лежит в корзинке, надо поставить конкретный вопрос: Как назвать одним словом ….-овощи и фрукты.)

1) Работа с учебником с 55.

А) Загадки. (Про фрукты. Дети называют отгадки и закрывают кружочки фишками. Остаются не закрытыми овощи).

1. Круглое, румяное,

я расту на ветке.

Любят меня взрослые

и маленькие детки. (Яблоко)

2. Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок.

(Груша) 

3. Фрукт на свете всем известный,

Хоть и кислый, но полезный.


Ты его нарежь — и в чай.

Как зовется? Отвечай! (Лимон)

4. Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти

И от нас укрылись в листьях.

(Виноград)

5. Я — сладкий, рос на юге

как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

я нравлюсь детворе.

(Апельсин, мандарин)

6. Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

(Банан)

7. Арбуз не арбуз,

А медовый на вкус(Дыня)

8. Эта шишка не простая,

а огромная какая!

В плотной жёсткой кожуре,

и растёт она в траве.

Мякоть – ярче, чем желток,

на макушке – хохолок.

Вкус у шишки – просто класс!

Это чудо – ... (Ананас)

Б) Самопроверка по с. 89.

- Назовите одним словом то, что вы обозначили фишкой красного цвета. (Фрукты)

- А как назвать одним словом все, что осталось незакрыто фишками? (Овощи).

- Проверьте себя. Найдите правильные ответы в учебнике на стр. 89.

- Все ли фишки вы положили правильно? Кто ошибся? Какой овощ или фрукт вы определили не правильно? Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить овощи и фрукты.

- Как вы отличаете овощи от фруктов? (Дети высказывают свое мнение.)

- Какие на вкус фрукты? Где они растут?

- Какие на вкус овощи? Где они растут?

(Этими вопросами надо подвести детей к выводу, что фрукты обычно сладкие и растут в саду, а овощи обычно несладкие и растут на огороде).

Физкультминутка. (С целью отдыха и закрепления полученных знаний).

- Черепашка предлагает вам игру.

Игра «Во саду ли, в огороде.»

(Учитель называет различные овощи и фрукты. Если овощ – дети приседают на корточки, если фрукт – встают, тянутся руками вверх.)

- Ребята, вспомните, о чем мы уже говорили сегодня на уроке и подумайте, какой совет мы дадим Муравьишке, чтобы он меньше болел? (Есть больше овощей и фруктов.)

-Чем они полезны, помните, что говорил доктор Зеленкин? (В них содержатся витамины.)

В) Работа в группах (С использованием ролевой игры – получение новых знаний).

Учитель делит класс на 3 группы. (Витамины А, В, С)

Повторить правила работы в группах.

В каждой группе учителем определяются роли: доктор (хорошо читающий ученик) и его помощники. Доктор читает информацию в учебнике о своем витамине для своей группы (с.54-55), а помощники складывают пазлы с изображением овощей и фруктов, в которых этот витамин содержится и наклеивают их на листы бумаги (на столах в конвертах) с изображением витаминов в середине листа – создают коллаж. (ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ).

Проверка работы в группах.

-В каких овощах и фруктах содержатся витамины…? (Выступление групп: доктор рассказывает о значении витамина, а помощники демонстрируют собранные пазлы.)

После проверки выходит Доктор Зеленкин (заранее подготовленный ученик) и читает стихотворение про роль витаминов для человека.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

Г) Беседа. (Получение новых знаний и повторение правил гигиены).

- Ребята, посмотрите на с.55 вашего учебника. Муравьишка последовал вашему совету и ему уже стало легче. Он хочет угостить вас своим любимым овощем. Что он принес? (Морковь.)

- Какой витамин есть в ней? (А).

- Мудрая Черепаха спрашивает: Как вы думаете, что произойдет с Муравьишкой, если он будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Может снова простудиться, не будет сильным или потеряет аппетит.)

- Почему?

- Какой вывод можно сделать? (Нужно есть все овощи и фрукты, потому, что в них есть разные витамины.)

-Ребята, Злючка-грязнючка увидела Муравьишку с морковкой и тут как тут. Почему она так обрадовалась? (Морковка грязная.)

-Что нужно сделать Муравьшке, чтобы Грязнючка исчезла? (Вымыть морковку).

-Да, Муравьишка знает это правило. А мы его прочитаем еще раз вместе на с.55. (Чтение хором правила).

V.Физкультминутка

Овощи

В огород пойдем,                                  маршировать на месте

Урожай соберем.                                  подпрыгивают и хлопают в ладошки

Мы морковки натаскаем,                     показывают, как  таскают

И картошки накопаем,                         как копают

Срежем мы кочан капусты                   как срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.      показать руками соответствующие

движения

Щавеля нарвем немножко                   «рвут»

И вернемся по дорожке.                       маршируют на месте.

VI. Закрепление нового материала.

Работа в тетради (Р.т. с. 36 №1)

А) Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки. Обсудите, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности. Отметьте их на рисунке зеленым карандашом, а те, что привозят из жарких стран, раскрасьте красным цветом.

Фронтальная проверка.

Б) Работа по вариантам.

Р.т. с. 36 №2

- Рассмотрите рисунок. Что варит Черепаха? А Муравьишка?

Нужно помочь им. Подскажите, из чего можно сварить борщ и компот.

1 вариант помогает Черепахе, 2- Муравьишке.

Взаимопроверка. (Поменялись тетрадями).

1) Игра «Угадай овощ или фрукт»

(Ученик с закрытыми глазами берет из корзинки муляж овоща или фрукта или фрукта и угадывает то это.)

2) Игра «Кто быстрее»

(2 учащимся-соперникам нужно достать из корзины только овощи или только фрукты. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и правильнее).

Появляется Доктор Зеленкин (подготовленный ученик) и читает стихотворение:

VII. Рефлексия.

-Оцените свои достижения на уроке:

- Поднимите яблоко зеленого цвета, если для вас урок был интересным, вы узнали много нового и можете поделиться этими знаниями со своими друзьями, со своей семьей.

- Поднимите яблоко желтого цвета, если вы что-то осталось для вас не совсем понятным и у вас еще остались вопросы.

- Поднимите яблоко красного цвета, если тема урока для вас осталась непонятной.

VIII. Подведение итога урока.

- Давайте вернемся к тем целям, которые определили в начале урока.

Вы научились различать овощи и фрукты?

- Как отличить овощи от фруктов? Приведите примеры овощей. Приведите примеры фруктов.

- Что такое витамины? С какими витаминами вы сегодня познакомились?

- Почему надо есть много овощей и фруктов?

- Какое правило гигиены надо помнить, прежде чем есть овощи и фрукты?

IX. Рекомендации по теме для занятий дома по выбору.

1) Рабочая тетрадь с. 38 №4 (Написать рецепт приготовления овощного или фруктового салата.)

2) Учебник с. 35 (По рисунку придумать сказочную историю про Злючку-Грязнючку.)

3) Сочинить двустишие про овощи и фрукты, витамины, здоровье.


Заключение

Использование игровых технологий в современной школе остается актуальным, т.к. изученный в процессе игровой деятельности материал усваивается учащимися лучше. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Презентация составлена к уроку окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?  к УМК "Школа России", 1 класс....

Окружающий мир.Тема урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов.

Окружающий мир.Тема урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов....

конспект урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Преемственность между начальной школой и д/садами. Открытый урок....

Методическая разработка урока"Почему нужно есть много овощей и фруктов".

Конспект урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов" разработан по программе "Школа России". Можно использовать в 1 классе  на уроках окружающего мира....

Технологическая карта урока "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"

Тема урока: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"Дидактические цели: систематизировать и расширить знания об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами, их значением для человека; уч...