Методическая разработка урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Джебженяк Дарья Олеговна

Методическая разработка урока по окружающему миру.

Тема: "Пустыни".

По аналогии с данным конспектом мною разработан комплекс уроков по разным природным зонам, которые изучают в 4 классе (УМК "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.91 КБ
Файл 5._prezentatsiya_k_uroku.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Школа России», 4 класс

Тема урока: «Пустыни»

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее особенностях, животном и растительном мире.

Задачи урока:

Образовательные:  сформировать представление о природной зоне пустынь, ее растительном и животном мире;

Развивающие: развивать коммуникативные способности, способности наблюдать и делать выводы, интерес к предмету;

Воспитательные: вырабатывать у обучающихся навыки поддержки других и поддержки самого себя, воспитывать любовь, доброту, бережное отношение к природе.

 Планируемые результаты 

Предметные: знать особенности зоны пустынь, научиться находить зону пустынь на географической карте, приводить примеры растений и животных пустыни, научиться объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа пустыни нуждается в бережном отношении.

Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование урока: учебник, презентация, тест, картинки с животными и растениями пустынь, листы для групповой работы.

VI. Ход урока:

Речь и деятельность учителя.

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания:

проверка знаний учащихся по теме «Зона степей»

- Для того, чтобы вспомнить о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку:

Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. 

- Назовите природные зоны России, с которыми мы уже познакомились.

- Для проверки усвоения темы "Степь", я предлагаю вам выполнить тест (Прил. 1). Отмечайте правильные ответы в кружок, после выполните взаимопроверку. Карандашом поставьте оценку соседу по парте.

На прошлом уроке мы говорили о зоне степей.

Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов, степь.

Выполняют тест.

Взаимопроверка.

3. Актуализация знаний и умений

- Проверьте ваши кружочки с вариантами ответа, попробуйте сложить из этих букв слово. У кого получилось – поднимите руку.  

Учитель выводит правильные ответы на экран, получается слово «ПУСТЫНЯ»

- У большинства получилось расшифровать мое тайное послание. Получилось слово…

- Тема нашего урока...

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово?

- По вашему это название характеризует пустыню, ее природу? В помощь вам слайд.

- Я обратилась к толковому словарю и нашла несколько определений к слову пустыня:

* Большое необъятное безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.

*  Безлюдная или малонаселенная природная зона с засушливым климатом и обедненной растительностью.

* Тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова.

- Посмотрите на картинки, согласны с этим утверждением?

- Как вы думаете, каким цветом отмечают пустыни на карте?

- Кое-кто из вас был прав - пустыни отмечают оранжевым цветом. Кто мне скажет почему?

- Действительно, о пустынях часто говорят – песок и небо, потому что на первый взгляд кажется, что там больше ничего нет. А как вы думаете, можем ли мы что-нибудь увидеть там интересное помимо песка и неба с вечно палящим солнцем?

- Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. Отправляемся в пустыню!

Собирают буквы в слово.

Поднимают руку по готовности.

Пустыня.

Пусто, ничего нет

Соответствует, в пустыне очень пусто, ничего нет.

Да, мало животных и растительности, не видно жизнедеятельности людей.

Предположения детей: желтый, оранжевый, красный.

Из-за песка.

Предположения детей.

4. Открытие новых знаний

- Перед вами карта России. Найдите на ней пустыни.

- Много ли места занимают пустыни в России?

- Вы успели заметить еще одно обозначение, где фигурировало слово "пустыня". Это...

-Верно! В России полупустыни охватывают довольно большие пространства, а вот настоящих пустынь мало. Они занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря.

- Давайте теперь посмотрим на карту мира и определим сколько во всем мире пустынь.

- Большую площадь занимают пустыни в мире?

- Пустыни - это южная природная зона. Значит там всегда...

- Посмотрите на поверхность. Что о ней можете сказать? Пустыни бывают песчаные и глинистые

- Лето в пустыне жаркое, днём +70º, в тени +40º. Песок прогревается до + 80º С, при этом ночью достаточно прохладно. Как вы думаете почему?.

- В пустыне мало осадков, за всё лето может не выпасть ни капли дождя.

- Зима короткая, средняя температура января  -10º C, в отдельные годы бывают  сильные морозы до - 30º С.  

- Ветер сухой и горячий – суховеи.

- Узнали что-нибудь новое из моего рассказа? Может вы можете еще что-нибудь интересное дополнить о пустынях?

Ученик выходит к доске, с помощью указки показывает зону пустынь.

Нет.

Полупустыня.

Ученик у доски показывает зону пустынь в мире.

Большую.

Жарко.

Пустыни бывают разные.

Потому что песок и глина быстро остывают.

Рассказы детей.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и применение знаний.

- Предлагаю поработать в исследовательских группах. Как всегда мы разделились на 4 группы:

1. Зоологи

2. Географы

3. Ботаники

4. Экологи

- Напомните, кто это люди и чем они занимаются?

- В работе вам поможет учебник и дополнительных материал, который я заранее вам подготовила, а также картинки. Перед каждой группой лежит план, по которому вам предстоит подготовить сообщение. (Прил.2) Ознакомьтесь с ними.

- Продуктом вашей работы должна стать мини газета по вашей теме. Для ее оформления используйте ручки, карандаши, фломастеры, картинки, учебник, дополнительную информацию.

- Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группах.

- Желаю вам удачи!

Зоологи - исследователи животного мира

Географы - исследователи земли, ее особенностей.

Ботаники - исследователи растительного мира

Экологи - исследуют экологические проблемы и деятельность человека по отношению к природе.

Ознакомление.

Вспоминаю правила работы.

Работа в группах.

6. Систематизация и обобщение знаний.

После каждого выступления групп учитель выводит на экран обобщение по каждой группе.

- Все природные зоны мы изучали по определенному плану. Вспомните план изучения природной зоны.

- На основе полученных знаний заполним план изучения пустынь.

В процессе обсуждения учитель получает информацию от детей и выводит ее на слайд. Учащиеся записывают план в тетрадь.

Презентация работ.

1. Географическое положение зоны

2. Климатические условия

3. Растительный мир

4. Животный мир

5. Экологические проблемы

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Вы хорошо потрудились, а теперь проверим, как вы были внимательны на сегодняшнем уроке:

- С какой темой познакомились на уроке?

- Что такое пустыня?

- Удалось нам выяснить есть ли жизнь в пустыне?

Оцените свою работу: все понравилось - большой палец вверх; нормально - кулачок; было скучно - большой палец вниз.

Зона пустынь

Безводная земля со скудной растительностью.

Мы выяснили, что в пустыне есть жизнь. Растения и животные приспосабливаются к условиям.

Оценка своей деятельности.

Приложение 1

Тест «Зона степей»

1.Зона степей расположена на …. нашей страны.

о) севере 

п) востоке 

в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом.

м) розовым

б) зелёным

у) жёлтым 

с) коричневым

3. Характерный признак зоны степей – это …

с) сплошной травянистый растительный покров

б) отсутствие сплошного растительного покрова

в) обилие мхов, лишайников, кустарников


4. К степным птицам относятся …

у) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

к) ястребы, кедровки, сойки

т) журавли - красавки, дрофы, пустельги

5. Для растений степи характерны …

т) стелющиеся корни, крупные листья

е) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки

ы) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья

6. Основным занятием населения степей является…

к) рыболовство

н) земледелие 

д) оленеводство

7. В Красную книгу занесены …

с) кречет, стерх, краснозобая казарка

я) пион тонколистный, журавль - красавка, степная дыбка

л) зубр, филин, женьшень

Приложение 2

План биологов

1. Особенность растений пустынь.

2. Приспособление к природным условиям.

План зоологов

1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям

2. Примеры животных

План экологов

1. Экологические проблемы пустыни

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

План географов

1. Особенности географии пустынь

2. Климат

Литература

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир, 4 класс (1 часть). – М: Просвещение, 2007.
  2. Сухарев Ю.Ф. Природоведение (учебно-методическое пособие). – Чапаевск. 2000.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. – М: «ВАКО», 2004.
  4. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания. Окружающий мир, 2 – 4 классы.- Волгоград: «Учитель», 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снова пришел долгожданный миг - Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы.

Слайд 2

Природные зоны России Тундра Степь Зона лесов Зона арктических пустынь

Слайд 3

1. Зона степей расположена на …. нашей страны. о) севере п ) востоке в) юге 2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом. м) розовым б) зелёным у) жёлтым с) коричневым 3. Характерный признак зоны степей – это … с) сплошной травянистый растительный покров б) отсутствие сплошного растительного покрова в) обилие мхов, лишайников, кустарников 4. К степным птицам относятся … у) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки к) ястребы, кедровки, сойки т) журавли - красавки, дрофы, пустельги 5. Для растений степи характерны … т) стелющиеся корни, крупные листья е) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки ы ) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья 6. Основным занятием населения степей является… к) рыболовство н ) земледелие д ) оленеводство 7. В Красную книгу занесены … с) кречет, стерх , краснозобая казарка я) пион тонколистный , журавль - красавка, степная дыбка л) зубр, филин, женьшень ПУСТЫНЯ

Слайд 4

Пустыня

Слайд 7

Пустыни Глинистые Песчаные

Слайд 8

Зоологи Географы Экологи Биологи

Слайд 9

Правила работы в группе Распределите обязанности Все члены группы равны Группы не соревнуются Работаем в согласии, слушаем других В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело Ответственность за результат несёт каждый член группы

Слайд 10

Особенности Словарик Оазис – место в пустыне, где есть вода. География Степи = > полупустыни = > пустыни. Днем жарко, ночью холодно. Температура летом до +70, зимой до -30. Осадки выпадают редко. Животные Некрупные, о краска под цвет песка Ведут ночной образ жизни, быстро передвигаются Воду получают, поедая растения Неприхотливы в выборе пище Растения Листья узкие или в виде колючек, чтобы меньше испарять влаги Длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине Растут на большом расстоянии друг от друга Экология Люди осваивают пустыню, н о делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе: - неумеренное орошение приводит к беде, в почвах накапливается соль, гибнут растения. - в ыпас животных, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными.

Слайд 11

План: 1. Географическое положение 2. Климатические условия 3. Растительный мир 4. Животный мир 5. Экологические проблемы

Слайд 12

Оцени свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....