Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

4 класс

2021-2022 учебный год

Составитель:

Кильченбаева А.С.

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

г. Нижневартовск

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Тематический план.

Тематическое планирование.

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класса.

Пояснительная записка

Настоящая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. 4 класс. В  2 ч. А.А.Плешаков. 3-е изд. - М.:2013г.  
  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»

Основные цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Предметные задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программы курса в 4-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих

  1. Личностных результатов:
  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
  1. Метапредметных результатов:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

  1. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

              Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.

              Раздел 2. Природа России (11 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.

Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.

            Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.

              Раздел 4. Страницы Всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.

              Раздел 5. Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый

– царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Основные виды учебной деятельности: беседа, проект, игра, путешествие, викторина, блиц-опрос, тестирование, исследование, экскурсия, сообщение.

              Раздел 6. Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Раздел 1. Земля и человечество

Земля и человечество

Земля и человечество

9

Раздел 2. Природа России.

Природа России

11

Раздел 3. Родной край – часть большой страны

13

Раздел 4. Страницы Всемирной истории

6

Раздел 5. Страницы истории России  

20

Раздел 6. Современная Россия

9

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома

1

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

5

Мир глазами историка

Р/К Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

1

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами».

1

7

Мир глазами эколога.

 Р/К Экскурсия "День города", "День нефтяника"

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие. Р/К Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. Международная Красная книга.

1

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

1

Раздел 2. Природа России (11 ч)

10

 Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

11

 Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

12

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

14

 Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

15

 Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

1

18

 Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

19

 У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков»

1

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1

Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч)

21

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1

22

Поверхность нашего края.

 Р/К Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти.

1

23

 Водные богатства нашего края.

 Р/К Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1

24

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

25

Земля - кормилица

Р/К Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей

1

26

 Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

Р/К Охрана растительности нашего края.

1

27

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».

Р/К Красная книга Югры.

1

28

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

29

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Р/К Растительный мир Югры.

1

30

 Животноводство в нашем крае.

 Р/К Животный мир Югры.

1

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Р/К Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел...

1

32

Экскурсии в природные сообщества родного края. Проект «Наш край» Р/К Югра - единая семья народов. Культура и быт коренного населения.

1

33

Защита проекта «Наш край»  

1

Раздел 4. Страницы всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества

1

35

Мир древностей: далекий и близкий.

1

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

1

Раздел 5. Страницы истории России (20 ч)

40

Жизнь древних славян

1

41

Во времена Древней Руси

1

42

Страна городов

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван Третий

1

48

Мастера печатных дел

1

49

Патриоты России.

Р/К Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

1

50

Пётр Великий

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

52

Екатерина Великая.

1

53

Отечественная война 1812 года

1

54

Страницы истории XIX века

1

55

Россия вступает в XX век

1

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

57

Великая война и великая Победа

1

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

1

Раздел 6. Современная Россия (9 ч)

60

Основной закон России и права человека

1

61

Мы – граждане России

1

62

Славные символы России.  Р/К Наш край на карте Родины. Столица, герб, флаг  Югры.

1

63

Такие разные праздники

1

64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

65

 Путешествие по России   (по Уралу, по северу европейской России)

1

66

Путешествие по России   (по Волге, по югу России)

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

1

68

«Наши проекты»

1

                       


Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 4 Г класс

Учитель Кильченбаева А.С.

                 

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

план

факт

Раздел 1.  Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома

1

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

1

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

1

5

Мир глазами историка

Р/К Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

1

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами».

1

7

Мир глазами эколога.

 Р/К Экскурсия "День города", "День нефтяника"

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Всемирное наследие.

Р/К Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. Международная Красная книга.

1

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

1

Раздел 2. Природа России (11 ч)

10

 Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

1

11

 Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

12

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

1

13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

1

14

 Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

1

15

 Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

1

18

 Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

1

19

 У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков»

1

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».

1

Раздел 3. Родной край – часть большой страны (13 ч)

21

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края»

1

22

Поверхность нашего края.

 Р/К Многообразие полезных ископаемых нашего края. мансийская легенда о происхождении нефти.

1

23

 Водные богатства нашего края.

 Р/К Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

1

24

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

1

25

Земля - кормилица

Р/К Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей

1

26

 Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

Р/К Охрана растительности нашего края.

1

27

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».

Р/К Красная книга Югры.

1

28

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

1

29

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» Р/К Растительный мир Югры.

1

30

 Животноводство в нашем крае.

 Р/К Животный мир Югры.

1

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны». Р/К Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел...

1

32

Экскурсии в природные сообщества родного края. Проект «Наш край». Р/К Югра - единая семья народов. Культура и быт коренного населения

1

33

Защита проекта «Наш край» .

1

Раздел 4. Страницы Всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества

1

35

Мир древностей: далекий и близкий.

1

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории».

1

Раздел 5. Страницы истории России  (20 ч)

40

Жизнь древних славян

1

41

Во времена Древней Руси

1

42

Страна городов

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван Третий

1

48

Мастера печатных дел

1

49

Патриоты России.

 Р/К Югорская земля во глубине веков. первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком.

1

50

Пётр Великий

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

52

Екатерина Великая.

1

53

Отечественная война 1812 года

1

54

Страницы истории XIX века

1

55

Россия вступает в XX век

1

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

57

Великая война и великая Победа

1

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

1

Раздел 6. Современная Россия 9 ч)

60

Основной закон России и права человека

1

61

Мы – граждане России

1

62

Славные символы России.  Р/К Наш край на карте Родины. Столица, герб, флаг  Югры.

1

63

Такие разные праздники

1

64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

65

Путешествие по России   (по Уралу, по северу европейской России)

1

66

Путешествие по России   (по Волге, по югу России)

1

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия».

1

68

«Наши проекты»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...