Разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Русский язык - государственный язык России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Дейч Татьяна Викторовна

Данный урок разработан по УМК "Школа 21 века" . Тема "Русский язык - государственный язык России" рассматривается в разделе "Гражданин и государство". Урок спланирован с включением в него этнокультурного компонента. В уроке реализуется системно-деятельностный подход, межпредметная связь, созданы условия для формирования метапредметных УУД. Разработка включает сценарий урока, презентацию к уроку, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «Этнокультурное образовательное и воспитательное пространство школы как площадка для успешной социализации и воспитания обучающихся»

Открытый урок в рамках окружного семинара «Этнокультурное образовательное и воспитательное пространство школы как площадка для успешной социализации и воспитания обучающихся»

Сценарий урока

Тип урока: изучение нового материала.                                                           

Тема урока: Русский язык – государственный язык России

Цели: Воспитание уважительного отношения к русскому языку, а также к языкам и культуре других народов населяющих Россию.

Формирование коммуникативности, социальной компетентности учащихся.

Развитие умения работать в коллективе, умения обосновывать свой ответ, формулировать собственные выводы.

Планируемые результаты:

Коммуникативные:

Обучающиеся активно участвуют в обсуждениях, возникающих на уроке.

— ясно формулируют ответы на вопросы учеников и педагога;

— участвуют в обсуждениях, работая в группе.

Регулятивные:

— принимают участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

— выполняют работу в группе, помогая друг другу;

— участвуют в оценке обсуждения результата, полученного при совместной работе группы;

— оценивают результаты индивидуальной работы;

Предметные:

— понимают значение языка в жизни народа;

— имеют первоначальное представление о государственном языке России, о его роли в государстве.

Личностные:

— приобретают основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— формирование ценностей многонационального российского общества;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (таблицы, дополнительная информация, задания для групповой работы), географическая карта.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку.

У: - Ну-ка, детки, встаньте вряд! Готов к работе мой отряд?

Д: - Мы готовы снова и снова идти вместе к знаниям новым!

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха.

1.1. Проверка домашнего задания

- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Мы живём в Российском государстве)

- Как называлось наше государство в разные периоды Российской истории?

А) Восстановите ленту времени.

(На карточках написаны названия России в разные периоды истории: Древняя Русь, Киевская Русь, Московская Русь, Московское царство, Россия. Российская империя, Советская Россия. СССР, Россия. Российская Федерация.)

- Что мы понимаем под словом «государство»? (ответы детей)

 Б) «Горячий стул» (Дети задают вопросы, подготовленные дома)

1.2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.      

Опережающее задание.

- Послушайте очерк Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Родина». (Читает Сахабаев Александр)

- Как представляет свою Родину И.С. Соколов-Микитов? Что для него Родина? Дополните схему данными из очерка.

Учитель фиксирует на доске ответы детей:                                                        

- поля, - реки,  - горы, - леса и степи, - тайга, - города,  - народы, - языки

Слово учителя (подходит к карте): от Петербурга до Владивостока нашу страну населяют разные народы: русские, карелы, буряты, корЯки, чукчи, татары, башкиры, чувАши, ингушИ, дагестанцы и другие. У всех нас общая родина – Россия.   У каждого народа свой язык, свои традиции, но есть то, что нас объединяет. Что же это? Попробуем сегодня на уроке это выяснить.

- Прочитайте высказывание Виссариона Григорьевича Белинского «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

-Что вы почувствовали, прочитав эти слова? (гордость)

- Почему гордость? (потому, что русский язык – это тот язык, на котором говорю я, мои мама и папа, братья и сёстры. На этом языке я общаюсь с друзьями.  Я – гражданин страны, где все говорят на русском языке)

- Какую роль играет русский язык? (ответы детей)

- Как вы думаете, вы всё уже знаете о значении русского языка для нашей страны и народов, проживающих на ней?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулировать тему нашего урока.

- Уточним тему в учебнике (стр. 157).

1.3. Постановка целей урока

Сформулируйте свою цель на уроке.

«Я хочу узнать…   мне интересно выяснить…» и т.д.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Учитель.: Слово «язык» - многозначное. Какие значения этого слова вы знаете?

  • произношение звуков
  • железный пест в колоколе
  • тонкая деревянная пластинка у кларнета и гобоя (иллюстрация в презентации
  • система жестов
  • система обозначений: «язык математики», «язык музыки», «язык танца» и т.д.

2.1. Постановка учебной задачи:

Слово учителя: Попробуем выяснить, какова роль русского языка в нашем государстве.

2.2. Открытие нового знания.

Наблюдение за многонациональным составом народов, населяющих Россию. Русский язык – язык межнационального общения.

Вопрос учителя: На каких языках говорят в России? Почему языков так много? (ОтветРоссия – многонациональная страна).

Всего в России проживает более 180 национальностей. Данные по национальному составу России определяются благодаря письменному опросу населения входе всероссийской переписи населения.

Практическая работа с таблицами.

 - Рассмотрите таблицы.

 (Работа в паре) У детей на парте лежат таблицы. Сведения по России. Сведения по Алтайскому краю.  (Приложение 1.)

Вопросы и задания по первой таблице.

- Сколько человек согласно переписи населения 2010 года составляет Население России (142 856 536 человек)

- Из них сколько человек указали национальность (137 227 107 человек или 96,06 %.)

- Какой самый многочисленный народ в нашей стране?

- Назовите 7 народов в Российской Федерации с численностью населения более 1 миллиона человек. (русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне)

- Численность каких народов меньше полумиллиона?

Вопросы и задания по второй таблице.

Продолжите предложение:

«На территории Алтайского края больше всего проживает……»

«Вторыми по численности являются …..»

«Кроме русских и немцев на территории АК проживают …..»

Учитель:

-Как же народы, проживающие на такой огромной территории как наша страна понимают друг друга? Свободно общаются? (Все народы общаются на русском языке.

- Можно ли русский язык назвать – языком межнационального общения? Тогда, какова его роль?

III этап. Решение учебно-практической задачи.

А) Открытие понятия «Русский язык – государственный язык РФ»

Утверждение учителя.

- Русский язык – государственный язык России. А что это значит, узнаем из статьи в учебнике и источника дополнительной информации.

1) Работа по учебнику. (стр. 157)

    Чтение статьи в учебнике учащимися самостоятельно.

2) Работа с дополнительным источником информации. (На листах у каждого) Приложение 2.

Проверка результативности самостоятельной работы учащихся. Приём «Инсерт» (элемент)

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Подведение итогов работы:

- Как вы понимаете выражение «государственный язык»?

- Что значит «РФ гарантирует право на сохранение родного языка»?

ФИЗМИНУТКА

Б) Этнокультурный компонент.

Продолжаем работу по «открытию нового знания». Расширяем поиск. Работа с дополнительной информацией.

Учитель: Язык – это душа народа. У каждого народа свой национальный язык, своя история, культура.

- Как вы смогли сами убедиться, вторым по численности народом, проживающим на территории Алтайского края, являются немцы. Наш район является уникальным поселением этнических немцев в России. Всего на территории России таких поселения 2: Азовский район в Омской области и наш - Немецкий национальный район.

- Есть ли в нашем классе, семьи, причисляющие себя к российским немцам?

- Когда и почему они оказались в нашей стране? Вы что-нибудь об этом знаете? От кого вы узнали? (Свободные ответы детей)

Сообщение учителя: (с показом на ленте времени и на карте)

Корни «немецкого вопроса» уходят в глубь веков.

Первые немцы появились в IX веке. В годы правления Ярослава Мудрого и его сыновей немецкие купцы, ремесленники и лекари жили во многих древнерусских городах. Русские князья завязывают с немцами родственные отношения через брачные союзы.

По мере усиления русского государства при Иване III  и Иване IV немцы всё чаще и чаще приезжали в Россию, в российских городах появились кварталы компактного проживания немцев — «немецкие слОбоды». Это были не только купцы, но и мастера-оружейники, золотых дел мастера и литейщики колоколов, мастера горного дела, инженеры и лекари.

Это продолжалось и при Петре I, и при его преемниках. Развитие страны и освоение новых территорий требовало много рабочих рук.

Российская императрица Екатерина II, подписав «вызывной» Манифест 1762 г., а затем «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» 1764 г., дала старт массовой эмиграции немцев из Германии в Россию. Целью Екатерины было освоение малолюдных территорий на окраинах империи, и одним из таких регионов явилось Поволжье. В 1764 г. На Волге возникла первая колония – Нижняя Добринка, а уже через 10 лет после опубликования Манифестов в Поволжье насчитывалось более 100 немецких колоний, где жили 23 тыс. человек. В регион в основном приезжали хлебопашцы, но были среди переселенцев и ремесленники – представители более 150 различных профессий. Эмиграция из Германии на Волгу продолжалась в течение 100 с лишним лет. По переписи 1897 г. В Поволжье проживало 395.800 немцев.

Революционные события 1917 года привели к тому, что 19 октября 1918 г. Была создана Автономная область немцев Поволжья, а в 1924 г. Преобразована в АССР немцев Поволжья со столицей в городе Покровске.

В 1941 году советская власть приняла решении о ликвидации Немецкой автономии. В одночасье, несправедливо и очень жестоко она перестала существовать.

Основной поток немецких переселенцев в Сибирь был связан с реформами Александра II, отменой крепостного права и возможностью селиться на землях в Сибири и Степном крае, — Немцы селились на территории современных Омской и Тюменской областей, а также Алтайского края. 

Немецкие переселенцы живут в Кулундинской степи уже более ста лет. Об истории основания Немецкого района вы уже говорили и будете ещё говорить на уроках немецкого языка, на внеурочных занятиях.

Учитель: Сегодня в России нет немецкой территориальной автономии, но есть немцы – граждане Российской Федерации. Для них Россия – это родина. Но этот народ признаёт свою этническую принадлежность к немецкому народу, населяющему не только Германию, но и проживающему во всех уголках мира. Российские немцы сумели сохранить и передать из поколения в поколения язык своего народа, свои традиции, свою культуру.

- А как вы думаете, в нашем районе удалось сохранить традиции, культуру и язык немецкого народа? В чём это проявляется? С чем вы знакомились на уроках немецкого языка, внеурочных занятиях, на лингвистической площадке, в немецком центре?

 (В нашем районе бытовали и сохранились до настоящего времени традиционные ремесла: пивоварение, производство колбасных изделий, резьба и роспись по дереву, изготовление мебели, вязание рукавиц, носков, чулков, шитье одежды, вышивка, лоскутное шитье, изготовление кирпича.  В районе бережно хранится уникальный устный и песенный фольклор, свадебные обряды, характерный только для этих мест говор. В каждом селе есть свои песенники, объединяющиеся в фольклорные коллективы. Визитной карточкой района являются ансамбль немецкой песни «Моргенрот» из села Подсосново. Не отстает от него по заслугам народный хор «Сибирские напевы» из села Гальбштадт, поющий русские песни и коллектив «Сударушки», исполняющий фольклорные композиции.)

- Проверим ваши знания и накопленный опыт.

Работа в группах.

1-4 группа – Блюда. (Найти по описанию традиционное блюдо российских немцев. Приклеить название)

2-5 группа – Жилище. (Найти описанное жилище. Определить какому народу оно принадлежало)

3-6 группа – Костюм (Найти описанный костюм. Определить какому народу он принадлежал)

Проверка работы групп. (Прикрепляем на доску. На магниты) Объясните свой выбор.

IV. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

- Какова была тема нашего урока?

- Что для себя нового вы узнали на уроке?

- О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома, друзьям  после нашего урока?

- Заинтересовал ли вас наш сегодняшний разговор?

- Возникло ли у вас желание самостоятельно изучать историю своей страны, своего народа?

Рефлексия: «Пять, три, один»

Назовите 5 слов, выражающих ваше отношение к родине. Что для вас Родина?

Оставьте только три слова.

Оставьте только одно слово.

Родина – это……

Вывод (учитель): Российское государство объединило разные народы. Уже много веков они живут в мире и дружбе, сохраняя свою национальную культуру. Сплачивает народы и русский язык – государственный язык России.

V. Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Мой родной язык», ответить на вопросы: «Какой твой родной язык? На каком языке разговаривают дома члены твоей семьи? Какие языки, кроме русского они знают?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы живём в Российском государстве

Слайд 2

Иван Сергеевич Соколов-Микитов очерк «Родина»

Слайд 3

«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения .»

Слайд 4

Русский язык – государственный язык России Тема урока:

Слайд 6

Карта Немецкого национального района



Предварительный просмотр:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года 

Народность

Численность 2010 чел.

% от всего насел.

ВСЕГО, РФ

142 856 536

100,00

итого лиц, указавших нац-ть

137 227 107

96,06

1

Русские*

111 016 896

77,71

2

Татары

5 310 649

3,72

3

Украинцы

1 927 988

1,35

4

Башкиры

1 584 554

1,11

5

Чуваши

1 435 872

1,01

6

Чеченцы

1 431 360

1,00

7

Армяне

1 182 388

0,83

8

Аварцы

912 090

0,64

9

Мордва

744 237

0,52

10

Казахи

647 732

0,45

11

Азербайджанцы

603 070

0,42

12

Даргинцы

589 386

0,41

13

Удмурты

552 299

0,39

14

Марийцы

547 605

0,38

15

Осетины

528 515

0,37

16

Белорусы

521 443

0,37

17

Кабардинцы

516 826

0,36

18

Кумыки

503 060

0,35

19

Якуты

478 085

0,34

20

Лезгины

473 722

0,33

21

Буряты

461 389

0,32

22

Ингуши

444 833

0,31

23

Немцы

394 138

0,28

24

Узбеки

289 862

0,20

25

Тувинцы

263 934

0,19

26

Коми

228 235

0,16

27

Карачаевцы

218 403

0,15

28

Цыгане

204 958

0,14

29

Таджики

200 303

0,14

30

Калмыки

183 372

0,13

31

Лакцы

178 630

0,13

32

Грузины

157 803

0,11

33

Евреи

156 801

0,11

34

Молдаване

156 400

0,11

35

Корейцы

153 156

0,11

36

Табасараны

146 360

0,10

37

Адыгейцы

124 835

0,09

38

Балкарцы

112 924

0,08

39

Турки

105 058

0,07

40

Ногайцы

103 660

0,07

41

Киргизы

103 422

0,07

Сибирский федеральный округ

Алтайский край - все население

2 419 755

Лица, указавшие национальную принадлежность

2 378 771

100,0

Русские

2 234 324

93,9

Немцы

50 701

2,1

Украинцы

32 226

1,4

Казахи

7 979

0,3

Армяне

7 640

0,3

Татары

6 794

0,3

Белорусы

4 591

0,2

Алтайцы

1 763

0,1

Кумандинцы

1 401

0,1

Другие национальности (не перечисленные выше)

31 352

1,3

Лица, не указавшие национальную принадлежность

40 984

Русский язык — государственный язык РФ, этот статус русского языка закреплен в Конституции нашей страны.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Все языки в нашей стране признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.

Русский язык — государственный язык РФ, этот статус русского языка закреплен в Конституции нашей страны.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Все языки в нашей стране признаются равными, потому что каждый из них уникальный, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Русский язык - государственный язык России. Как люди объединяются.

Презентация к уроку ОРКСЭ (ОДНК) в 4 классе о русском языке и о том как объединяются люди России....

Методическая разработка урока в 3 классе по окружающему миру: "Москва - столица России"

Разработка содержит богатый материал к уроку "Окружающий мир " в 3 классе....

Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....

Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "История России. Екатерина Великая"

План конспект урока окружающего мира для учащихся 4 класса. Может быть использовано в любом УМК. Урок построен на работе в мини-группах с использованием технологии развития  критического мышления...