«Удивительные свойства воды» внеклассное занятие на экологическую тему (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Внеклассное занятие «Удивительные свойства воды» формирует экологическое мировозрение учащихся, в том числе с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природными явлениями, используя здоровьесберегающие технологии. Расширяет представления учащихся о свойствах воды, используя способ практического освоения действительности, основываясь на физические эксперименты. Формирует представление о том, что вода является составной частью всех живых организмов нашей планеты. Учащиеся знакомятся с процессом круговорота воды  в природе, как с  процессом циклического перемещения воды на Земле и частью глобального биологического круговорота веществ и энергии. На внеклассном занятии широко используются методы компьютерных и наглядных технологий, чтобы показать значение и виды круговорота воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятий37.17 КБ
Файл Наглядный материал1.23 МБ
Файл Презентация2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие на экологическую тему:

(для детей с ограниченными возможностями здоровья)

 «Удивительные свойства воды»

Цель: Формировать экологическое мировозрение учащихся, с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природой и здоровьесберегающие технологии.

Задачи:

  1. Расширить представление учащихся с ОВЗ о свойствах воды, используя способ практического освоения действительности, основываясь на физические эксперименты.
  2. Формировать представление учащихся с ОВЗ о том, что вода является составной частью всех живых организмов нашей планеты.
  3. Познакомить с процессом круговорота воды  в природе, как с  процессом циклического перемещения воды на Земле и частью глобального биологического круговорота веществ и энергии.
  4. Рассказать о значении и видах круговорота воды в природе, используя методы компьютерных и наглядных технологий.
  5. Продолжать расширять знания учащихся, с ОВЗ, о природных ресурсах, основываясь на здоровьесберегающие технологии.

Методы и приёмы:

Словесный:

  • Постановка проблемных вопросов
  •  Дискуссия
  • Беседа

Наглядный:

  • Экспериментирование
  • Просмотр компьютерных презентаций
  • Воспроизведение полученных знаний на фланелеграфе

Практический:

  • Проведение опытов
  • Подвижные игры
  • Телесноориентированные упражнения
  • Пальчиковые игры

Рефлексия

Предметно – наглядные средства:

  • Проектор
  • Фланелеграф и фигурки для показа
  • Обурудование для опытов (одноразовые стаканы, по количеству детей; 9 – прозрачных стаканов для опытов, 2 – ложки; ёмкости с сахаром, солью, песком, водой и молоком;  гуашь; термос с горячей водой; бутылка питьевой воды.
  • Смайлики

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поговорим с вами про удивительное вещество, которое проникло повсюду: и поверхность Земли и тело человека состоят из этого вещества более чем на 70%. Это вещество заполняет подземные пустоты и трещины, пропитывает почву. Туман и облака тоже состоят из этого вещества. Даже в камне можно обнаружить микроскопическое количество этого вещества. Это не только самое распространенное вещество. Без него не будет возможным существование на Земле живых организмов. Человек, животные и растения могут жить длительное время только благодаря этому веществу.

Догадались, о каком веществе идёт речь?

Ответы детей.

Воспитатель, обобщает ответы детей и читает стихотворение:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
Дети отвечают хором:
 (Воды)

2.Основная часть

Воспитатель: Правильно, сейчас мы поговорим о самой обыкновенной воде и в тоже время самом загадочном веществе на нашей планете.

Если я возьму стакан молока и воды (ставит оба стакана на стол) и помещу в них ложечки, то ложечка будет видна полностью в стакане с водой, а в стакане с молоком видна только та часть ложечки, которая не погружена в молоко, какой можно сделать вывод?

Дети: Вода прозрачна, а молоко нет.

 Воспитатель: Правильно, этот простой опыт доказывает, что вода прозрачна, она способна пропускать свет.  Благодаря этому качеству воды, мы можем любоваться рыбками в аквариуме.

Вода, безвкусная жидкость, которая не имеет запаха и вкуса. Чтобы это доказать, нужно прочистить наш носик, приготовились:

«Кто самый громкий?» (телесноориентированное упражнение)

(Дети смыкают губы, указательным пальцем левой руки плотно прижимают левую ноздрю. Глубоко вздохнуть правой ноздрёй и произнести «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. Затем повторить с левой ноздрёй).

Молодцы! Начинаем  разогревать наши губы:

«Хоботок» (телесноориентированное упражнение)

(Вытягивают губы хоботком, напрягли губы, а затем, расслабили их).

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И раслаблены они.

Молодцы! Посмотрите, у каждого на столе стоят стаканы с чистой водой, возьмите стакан и понюхайте воду. Есть ли запах?

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь попробуйте её. Какой вкус у воды?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Вода не имеет вкуса и запаха.

Воспитатель: Внимание на экран! (Включает презентацию)

Угадайте, какие свойства воды отображает каждая картинка? (слайд 2). (работают с каждой картинкой, повторяя свойства воды, последней расматривают картинку «Вода — универсальный растворитель»)

Вода не имеет вкуса и запаха, но является  универсальным растворителем.

Докажем это, проведём эксперимент (вызывает на помощь двух учеников). Задание первому ученику: найти баночки с солью, сахаром, речным песком и баночку с гуашью и поставь их на стол. Задание второму ученику: налить в четыре пустых стакана чистой воды и поставь их на стол.

Возьмите ложечки и поместите в один стакан с водой соль, в другие сахар, речной песок и гуашь, размешайте их. Что произошло с данными веществами?

Ответы детей: все растворились, кроме речного песка.

Воспитатель: Правильно, соль и сахар растворились полностью, от них не осталось и следа, вода осталась прозрачной, (слайд 3). Гуашь растворилась, но поменяла цвет воды, (слайд 4). А песок не растворился, хотя вода стала мутной, значит, часть песка вода растворила, (слайд 5).

Вряд ли найдется человек, который бы никогда не говорил или не слышал слов: «Какая вкусная вода!» или, наоборот, «Не вкусная вода». Но ведь вода не имеет вкуса!(Слайд 6) А вода, которую мы берем из водопроводного крана или колодца, имеет вкус и запах. Объясняется это совсем просто. Не забываем, что есть у воды такое свойство – быть растворителем. В разных местах в земле есть разные вещества, и растворяются они в воде в разных количествах. Эти растворившиеся вещества и придают вкус воде, (слайд 7). Так в некоторых местах образуются лечебные минеральные воды. В зависимости от того, какие вещества растворены, эти воды могут лечить разные болезни. В местах, где в земле обнаружены минеральные воды, строят санатории, (слайд 8).

Благодаря своим свойствам вода является для человека, животных и растений исключительно важным источником питания, (слайд 9). Именно вода перерабатывает пищу в энергию,( слайд 10) помогает клеткам усваивать питательные вещества, доставляет к каждой клеточке нашего организма кислород и питательные вещества, (слайд 11). А еще вода выводит шлаки и отходы из нашего тела,( слайд 12).

На этом чудеса воды не заканчиваются!

Всем известно, что вода существует в природе в трех состояниях: в твёрдом, жидком и парообразном (слайд 13). Повторите.

Ответы детей: В твердом состоянии, жидком и в виде пара.

Воспитатель: Докажем это (вызывает на помощь одного из учеников).

Найди на столе воду (ученик показывает на бутылку с водой), налей её в стакан и поставь на край стола. Найди на столе лёд (ученик показывает на коробочку со льдом), возьми кусочек льда и положи его в другой стакан и поставь на край стола к первому стакану. А я соберу в стакан пар (Показывает термос,  с горячей водой. Открывает термос, обращая внимание детей на пар, который выходит из термоса. Напоминает, о правилах безопасности при обращении с горячей водой. Берёт прозрачный стакан и накрывает открытый термос, собирая в него пар. Нагретый стакан, закрывает листом картона,  и ставит к остальным стаканам). Мы с вами поставили на стол лёд, воду и пар, который постарались собрать из термоса.Чтобы доказать, что лёд и пар – это тоже вода, нам нужно, для этого эксперимента, время. В конце нашего занятия мы посмотрит, что станет с содержимым наших стаканов. Предлагаю поиграть в игру:

«Берег и река» (подвижная игра средней интенсивности)

Воспитатель: На полу наклеины две линии, (растояние меджу ними 1м). Между этими линиями – «река», а по краям «берега». Встаём на берега и ждём, когда я поизнесу команду: «Река!». Как, только прозвучит эта команда, «прыгаем в реку», по команде «Берег!», прыгаем на берег. Совершаем движения, только по моей команде, тот ребёнок, который не успел совершить действия, проигвывает и выходит из игры. (Игра продолжается 3 – 5 мин).

Благодаря уникальной способности воды, быть в естественных природных условиях в трех состояниях - твердом, жидком и парообразном, существует круговорот воды в природе, (слайд 14). Это непрерывный замкнутый процесс циркуляции воды на земном шаре. Познакомимся с этим удивительным процессом подробнее, (работа на фланелеграфе).

Круговорот воды в природе включает в себя несколько этапов. Чтобы начался процесс  круговорота, и вода стала изменять своё  состояние -  нужна энергия. Необходимую энергию для непрерывного процесса круговорота воды дает Солнце. (Вызывает одного из учеников). Подойди к фланелеграфу, найди мнемокарточки – солнца, воды и земли (ученик выбирает мнемокарточку солнца, синий круг и зелёный груг с ёлочками), наклей их на фланелеграф. Садись на место. Солнце нагревает воду в водоёмах.  (Вызывает одного из учеников). Подойди к фланелеграфу, найди мнемокарточки, которыми можно показать процесс нагревания, от солнечных лучей (ученик выбирает стрелки оранжевого цвета). Покажи, как солнце нагревает воду. Садись на место. Благодаря энергии солнечного света начинается первый этап круговорота воды в природе – испарение. Испарение - преобразование воды из  жидкого состояния в газообразное, (слайд 15).  От солнечного тепла вода начинает испаряться: подниматься вверх в виде пара. (Вызывает одного из учеников). Подойди к фланелеграфу, найди мнемокарточку - процесса испарения (волнистые стрелки фиолетового цвета), наклей их на фланелеграф. Где начинается процесс испарения? В каком направлении надо наклеить стрелки?

Ребёнок: На водной поверхности. Снизу  вверх.

Воспитатель: Садись на место. Такой процесс встречается ежедневно: на поверхностях рек и океанов, морей и озер, в результате потения человека или животного, (слайд 16).  Температура воздуха наверху гораздо ниже, чем на поверхности Земли. Поэтому чем выше поднимается пар, (показывает на фланелеграфе движение стрелок), тем больше он остывает, начинается этап - конденсации пара. Этот процес можно увидеть и на земле, капли росы на траве ранним утром. Осенний туман в низине. Облака на голубом небе, (слайд 17). Всё это видимый результат конденсации. Пар, соприкасаясь с холодным воздухом, выделяет тепло, после чего  преобразуется в жидкость или даже в твёрдое состояние, образует множество водяных капелек и льдинок, (слайд 18). Они собираются в облака. (Вызывает одного из учеников). Подойди к фланелеграфу, найди мнемокарточку самого маленького облака, наклей её на фланелеграф. Садись на место. Облака увеличиваются в размерах, (заменяет, на фланелеграфе, мнемокарточку маленького облака на среднее). Ветер уносит это облако далеко от того места, где оно образовалось (показывает этот процесс на фланелеграфе). Облако продолжает увеличиваться в размере, (заменяет, на фланелеграфе мнемокарточку среднего облака на самое большое). Когда воздух уже не может удержать тяжёлое облако, водяные капельки и льдинки возвращаются на поверхность, земли или водоёмов, в виде осадков — дождя или снега (слайд 19). (Вызывает одного из учеников). Подойди к фланелеграфу, найди мнемокарточки, которые изображают процесс выпадания осадков (прямие стрелки голубого цвета), наклей их на фланелеграф, в нужном направлении. Дети, в каком направлении надо наклеить стрелки?

Дети (хором): Сверху вниз.

Попадая на землю, вода просачивается в почву, пополняет находящиеся под землёй грунтовые воды и снова стекает в водоёмы, (слайд 20). Так замыкается большой круговорот воды.

Предлагаю поиграть со своими пальчиками: «Дождик» (Пальчиковая игра)

Рассердилась тучка злая,

(Стучат кулаком о кулак)

И заплакал мелкий дождь

(ритмично стучат указательным пальцем о ладонь противоположной руки)

Что такоё, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

(ритмично стучат указательными пальцами о стол)

А теперь пошёл силиней

И по крыши бьет сильней!

(увеличивают темп)

Дождь сильнее стал,

И ветер сделал вдруг его косым.

Вправо капли, влево капли.

Словно всех косой косил.

(делают диагональные движения ребром ладони сверху вниз в разные стороны)

Различают несколько видов круговорота воды в природе:

  1. Мировой, или большой круговорот. С поверхности океана испаряется вода, превращаясь в водяной пар, и воздушными потоками переносится на материки. В виде дождя, снега и других атмосферных осадков выпадает на землю и стоковыми водами возвращается в океан, (слайд 21).

2. Океанический, или малый круговорот. Вода, которая испарилась над поверхностью океана, выпадает в виде осадков снова в океан, (слайд 22).

3. Внутриконтинентальный круговорот. Испарившаяся над поверхностью суши вода конденсируется и опять выпадает на сушу в виде дождя, тумана или снега, (слайд 23).

Чтобы наглядно представить круговорот воды, проведите, дома, элементарный опыт: стакан с водой плотно накройте пищевой пленкой и в солнечный день поставьте на подоконник. Через некоторое время заметите, как на пленке происходит конденсация жидкости, а затем тяжелые капли, отрываясь от пленки, падают в стакан, напоминая дождь.

Благодаря круговороту воды переносится большое количество веществ необходимых для поддержания жизни на Земле.

Круговорот воды в природе очищает воды Мирового океана, меняется состав и качество воды. Испаряясь, загрязненная вода очищается, а соленая лишается солей и превращается в пресную. Он влияет и регулирует климат планеты.

Круговорот воды – это не изолированный процесс, а часть глобального биологического круговорота веществ и энергии, (слайд 24). Благодаря круговороту воды в природе вода попадает практически во все уголки земного шара. Именно этот процесс позволяет животным и растениям получать столь необходимую для их жизни и существования влагу.  

В начале занятия, мы с вами поставили на стол три стакана, в один налили воды, в другой, положили лёд, а в третий собрали пар из термоса, Посмотрим, что же стало. Стакан с водой стоит без изменения, (показывает детям). Во втором стакане лёд растаял и превратился в воду, (показывает детям). А на стенках последнего стакана, мы видим капельки воды, пар остыл и тоже превратился в воду, (показывает детям). Какой мы можем сделать вывлд?

Дети: Вода, в природе, существует в трёх формах.

Воспитатель: Правильно! Мы доказали, что лёд и пар это вода в разных её состояниях и вода может находиться одновременно в трёх видах.

  1. Заключительная часть

Рефлексия: Наше занятие подошло к концу, мы многое успели сделать, вспомнили, свойства воды, доказали, что лёд, пар это тоже вода, только разные её состояния. Что нового мы узнали на занятии?

Дети: Что такое круговорот воды в природе, его этапы и виды.

Воспитатель: Перед вами лежат весёлый смайлик и  грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грусного (Учащиеся, самостоятельно,  оценивают достигнутые результаты). Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Удивительные свойства воды Презентацию подготовила Ткаченко Наталья Викторовна, воспитатель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области «Школы-интерната № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти» ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004

Слайд 2

Свойства воды

Слайд 3

Подведение итогов исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования Вода – универсальный растворитель

Слайд 6

Почему вода, которую мы пьём, имеет вкус и запах!

Слайд 7

Вода – растворитель, растворившиеся вещества придают вкус воде

Слайд 8

Лечебные минеральные воды

Слайд 9

Вода очень главный источник питания для человека, животных и растений

Слайд 10

Вода перерабатывает пищу в энергию

Слайд 11

Вода помогает клеткам усваивать питательные вещества

Слайд 12

Вода выводит шлаки и отходы из нашего тела

Слайд 13

Вода существует в природе в трёх состояниях

Слайд 14

Круговорот воды в природе

Слайд 15

Испарение – преобразование воды из жидкого состояния в газообразное

Слайд 16

Процесс испарения в природе

Слайд 17

Этап – конденсации пара

Слайд 18

Пар соприкасаясь с холодным воздухом преобразуется Во множество водяных капелек Во множество льдинок

Слайд 19

Водяные капельки и льдинки возвращаются на поверхность земли или водоёмов в виде осадков Дождя Снега

Слайд 20

Вода просачивается в почву, пополняет грунтовые воды и снова стекает в водоёмы

Слайд 21

Виды круговорота воды в природе Мировой или большой круговорот воды в природе

Слайд 22

Океанический, или малый круговорот воды в природе

Слайд 23

Внутриконтинентальный круговорот воды в природе

Слайд 24

Круговорот воды в природе – это часть глобального биологического круговорота веществ и энергии

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Весна" с элементами художественной деятельности (оригами).

Занятие по ознакомлению с природными явлениями (весна) комбинированного типа с элементами художественной деятельности (оригами) для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная шко...

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Весна" с элементами художественной деятельности (оригами).

Занятие по ознакомлению с природными явлениями (весна) комбинированного типа с элементами художественной деятельности (оригами) для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционная шко...

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...