Урок по окружающему миру в 4 классе "Патриоты России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шевченко Мария Николаевна

Открытый урок с применением приёмов критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов ЧУ ОО «Православная Свято-Никольская классическая гимназия» Шевченко М. Н.

Тема урока: «Патриоты России».

Класс: 4 .

Предмет: «Окружающий мир».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: учащиеся познакомятся с героическими страницами истории Отечества в начале XVII века; сформируют представление о патриотизме; познакомятся с патриотами России К. Мининым и Д. Пожарским; будут развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки; научатся применять полученные знания на практике; привитие любви к Родине, доброжелательное отношение к товарищам, благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви; овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии; умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову.

Метапредметные результаты: познавательные: формировать представление о патриотах России; формируют навыки логического мышления; формируют умения строить рассуждения, учатся выделять существенные признаки понятий. регулятивные: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи. коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Личностные результаты: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; формировать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих; воспитывать любовь к Родине, сохранять традиционные духовно-нравственные и культурные идеалы, воспитывать  наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь; формировать бережное отношение к своей Родине; формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине, к Церкви; формировать учебно – воспитательный интерес к новому учебному материалу и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формировать укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни,

Межпредметные связи: литературное чтение (работа с текстом).

Методы и технологии:

Методы: словесный, наглядный. Приемы критического мышления

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник; тексты с дополнительной информацией; презентация, карточки.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Актуализация

Вызов

Этап осмысления

Подведение итогов

Рефлексия.

Домашнее задание

Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

 У неё великая история и героическое прошлое. Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижения пришлось испытать нашим соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества.

  Но в тоже время оптимизмом наполняются наши сердца от других воспоминаний и уроков истории, которые восславили русское оружие его защитники, - это героические победы, выкованные храбростью, мужеством, глубочайшей любовью к своей израненной  и страдающей Родине, жаждой видеть свой народ свободным, могущественным, величавым.

Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.

И по сей день наша армия стоит на страже наших границ и территорий. Она также всегда готова помочь более слабым государствам и республикам в борьбе за справедливость.

О чем говорят вам имена Александр Невский, Димитрий  Донской, Федор Ушаков?

А еще их можно назвать патриотами. Почему?

Предположите, какова тема нашего урока?

Родина гордится своими патриотами. И мы с вами должны помнить и знать героев и события, в которых они прославились, а также то, что должен знать каждый человек, любящий свою Родину.  А помним ли мы и знаем? Проверим.

Прием «Верю-неверю»

 Я буду читать предложения, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой для дальнейшей работы.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно ли, что Дмитрий Донской одержал победу в Куликовской битве

Верно ли, что жителей нашей страны называют патриотами

Верно ли, что гимн – это торжественная патриотическая песня страны

Верно ли,  что наша страна стала называться Россией при Иване III

Верно ли, что битва на льду Чудского  озера  вошла в историю под названием Ледовое побоище

Верно ли, что человек и нерусской национальности может быть патриотом России

Верно ли, что народное ополчение – это армия страны

Верно ли, что Минин и Пожарский – патриоты России.

Прием «Корзина идей»

Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страницей истории нашего Отечества.

Изображение «Памятник Минину и Пожарскому»

Какую информацию дала вам эта фотография? Какие вопросы у вас возникли? Посовещайтесь в группах и представьте вопрос от каждой группы.

От себя добавлю вопрос:  

Можем ли мы их назвать патриотами?

Вопросы фиксируются на экране.

Как вы думаете, что значит слово «патриот»?

Где можем узнать?

Из словаря Ожегова «Патриот» - это человек, одушевлённый патриотизмом, патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Патриотичный человек – тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

В начале 17 века полякам удалось войти в Москву. Почему?

 Где сейчас об этом можем узнать?

Распределите работу в группе: кто читает, кто выделяет главное, кто представляет группу.

Вспомним правила работы с текстом

Распределение текстов:

1 группа: Минин и Пожарский, их историческая роль

2 группа: памятник Минину и Пожарскому

3 группа: день народного  единства

4 группа: Икона Казанской Божией Матери

 

Проведите работу с текстами и изложите главное в пяти предложениях.

Обратимся к вопросам, заданным вами в начале урока. Смогли мы ответить на них?

Проверим карточки с утверждениями. Появились ли изменения в ответах? Почему?

Переверните карточки и подумайте, как вы можете продолжить предложения:

Я понял…

Я узнал новое…..

Я знал раньше….

Я смогу объяснить….

Я не понял……

Опрос учащихся выборочно.

Написать мини сочинение «Могу ли я себя назвать патриотом»

Россия

святые, воины, защитники

В первой строке ставят + если согласны и – если не согласны

Рассматривают, совещаются, задают вопросы:

Кто такие Минин и Пожарский?

За какие подвиги им воздвигли памятник?

Что сделали Минин и Пожарский для России?

За что благодарны им потомки?

в толковом словаре

В учебнике.

Каждая группа поработает с информацией, предоставленной в учебнике, а также с историческими текстами.

Распределяют обязанности

  1. Внимательно читаем текст
  2. Выделяем ключевые слова в предложениях
  3. С использованием ключевых слов составляем краткий вывод

Дети работают с текстами учебника и доп.информацией.

Выделяют главное, готовят обзор изученного материала, составленный из пяти предложений.

Отвечаем на вопросы, собранные у памятника Минину и Пожарскому.

Если появились изменения, это связан с изучением темы. Если изменений нет, то ранее это уже было известно.

Продолжают начатые фразы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 4

Минин и Пожарский, их историческая роль Икона Казанской Божией Матери День народного Единства Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 6

Я понял…. Я узнал новое…. Я знал раньше…. Я смогу объяснить….. Я не понял…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...