Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Что такое природное сообщество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_takoe_prirodnoe_soobshchestvo.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок окружающего мира, 2 класс, провела Толубеева Ирина Вячеславовна (система учебников «Начальная школа XXI века»).

Тема: Что такое природное сообщество

Цели: создать условия для формирования понятия «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятия «цепь питания».

Предметные задачи:

содействовать формированию представлений учащихся о признаках природных сообществ и их разнообразии; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, моделировать «цепь питания», характерную для данного сообщества, анализировать экологические ситуации и оценивать их последствия.

содействовать развитию внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи;

содействовать воспитанию взаимопонимания; бережного отношения к природе.

Метапредметные задачи: способствовать формированию УУД:

- регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других приходить к общему решению при работе в группе и парах;

познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить сравнение и классификацию объектов.

Личностные УУД: содействовать формированию  положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Ресурсы:

основные: учебник «Окружающий мир» (авт. В.Ф. Виноградова); дополнительные: презентация, материал для работы в группах и карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Организационный этап. Мотивация.

– Добрый день, ребята! Я рада видеть вас! Зовут меня Ирина Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Прошу вас присесть. Я предлагаю Вам совершить, на мой взгляд, интересное путешествие. А вот куда?  Попробуйте догадаться сами (Слайд 1).

II. Этап актуализации опорных знаний

- Что такое природа? (Это все, что нас окружает: земля, воздух, вода, животные, растения - что не сделано руками человека).

- На какие две группы делится природа? (Живая и неживая природа)

- Назовите признаки живых существ. (Дышат, питаются, передвигаются, размножаются, умирают).

- Как вы думаете связаны ли живая и неживая природа? (Все объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности. Так, например, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению).

- Ребята откройте учебник на стр. 38. Рассмотрите рисунок и обсудим, какое условие жизни объединяет всех этих животных. (Водная среда).

- Подумайте и назовите другие места обитания живых существ. (Суша, земля, воздух). А как вы понимаете, что такое место обитания. (Там, где живут живые существа, питаются, размножаются).

- А теперь сверим наши предположения с текстом учебника. Найдите в учебнике на стр. 39 определение, что же такое местообитание? Читаем 1 обзац. (Местообитание – это как бы адрес животного существа: здесь оно рождается, растет, развивается, питается, дает потомство. К необходимым условиям жизни относят  температуру воздуха, наличие влаги, питания, место, где можно вырастить потомство.)

- Ребята, а как вы думаете по этому « как бы адресу» проживают одинаковые или разные живые существа? (Разные).

- Давайте опять обратимся к учебнику и прочитаем 2 обзац.

(По одному адресу «прописаны» разные живые существа, они обитают в одном месте, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге. Такое «сообщество» называют природным сообществом.)

- Лес, луг, водоём – это природные сообщества.

-  Вернемся к учебнику. На странице 39 внизу страницы изображена пищевая цепь. Обсудите и попробуйте сформулировать, что такое пищевая цепь. (Одни животные питаются растениями, а этими животными питаются другие животные).

- Подумайте, можно ли считать пищевую цепь условием жизни животных в природном сообществе? Почему?

(Обсуждают в паре смысл понятия «цепь питания», формулируют вывод: пищевая цепь – связь между организмами, при которой одни из них являются пищей для других).

III. Этап открытия новых знаний.

- Сейчас нам с вами необходимо узнать, какие растения и животные относятся к сообществуву лес, водоем, луг и составить цепь питания для каждого сообщества.

- Предлагаю поработать в парах.

Работа в парах (каждой паре раздается покетмод).

- Составлять будем для себя памятки о природных сообществах. Выглядеть они будут так – это карманная книжечка, которая называется покетмод.

-Я предлагаю каждому ряду отправиться в свое сообщество. Заполняем  страницы, которые каждая имеет своё название. Необходимо подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретного сообщества. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители пар будут рассказывать, какие объекты природы расположили на данной территории.

На работу вам 3 минуты (песочные часы). Каждый делает свой покетмод.

Как только будете готовы, покажите свою готовность. (Проверяю правильность выполнения задания)

У первого ряда – лес. У второго – водоём. У третьего – луг.

- Время истекло…. Вы первыми справились с заданием.
- Давайте 1 ряд, с каким сообществом работали вы? Что вы вынесли на стр. покетмода?  (ответы детей)

- Давайте 2 ряд, с каким сообществом работали вы? Что вы вынесли на стр. покетмода? (ответы детей)

- Давайте 3 ряд, с каким сообществом работали вы? Что вы вынесли на стр. покетмода? (ответы детей)

- Ребята, с эти заданием вы все успешно справились.

-А сейчас, ребята, предлагаю вам отдохнуть.

- Встаньте.

Физкультминутка (проводится учителем)

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Крылья пестрые мелькают,

Чудо  бабочки порхают.

Покружились, полетели,

На цветы тихонько сели.

IV Этап. Информация о заповеднике.

- Ребята, а может быть кто-то из вас знает, какой уникальный заповедник расположен на территории Курской области? (Слышали, но мало знаем).

- Давайте найдем определение в толковом словаре Ожегова, что же такое «заповедник»? ( Определение читает ученик).

- Я вам сейчас расскажу про уникальный заповедник им. Алехина или у него есть еще одно название Стрелецкая степь. (слайд 2)

Заповедник занимает обширную территорию, на которой представлены 3 сообщества, о которых мы только что с вами говорили. Здесь есть уникальные растения, (слайд 3) и  животные (слайд 4), а также р. Псел, которая протекает по территории заповедника в Обоянском районе и является охраняемым водным ресурсом.

- Давайте с вами еще раз вспомним,  а - что такое «природное сообщество»?

- Какие природные сообщества вы запомнили? - Приведите примеры цепей питания.

- Ребята, но находясь не только на территории заповедника, но и в лесу, на лугу, около реки, мы должны помнить о том, что мы друзья природы. А для этого, что мы должны делать. (Беречь природу).

Домашнее задание

- Я обращаю ваше внимание на файл, с содержимым  которого вам предстоит  дома поработать. А сделать необходимо будет следующее: составить памятку, которая будет называться «Будь природе другом».

- Достаньте содержимое файла. Прочитайте задания. Все ли понятно?

Уч. стр. 38, 39.

Рефлексия

- Скажите, а зачем мы сегодня так много говорили о сообществах, зачем это нужно вам? (Чтобы больше знать о растениях, животных, чтобы беречь и охранять природу)

- Хотели бы вы еще больше и глубже изучить природные сообщества и их обитателей? (Да, это очень интересно).

- Тогда я вам могу посоветовать посетить городскую детскую библиотеку, школьную библиотеку, где вы в энциклопедиях, справочниках можете найти ответы на интересующие вас вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...