Конспект урока по окружающему миру "О дружбе. Умеешь ли ты дружить?"
план-конспект урока по окружающему миру

Юрьева Майя Николаевна

Урок-исследование по окружающему миру, 2 класс

Тема урока: О дружбе. Умеешь ли ты дружить?

Цели:

  • Создать условия для формирования нравственных качеств, таких как, умение дружить, беречь дружбу.
  • Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся.
  • Содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Используемые материалы: при разработке конспекта урока использован методический материал Коптюг Людмилы Николаевны, учителя начальных классов школы № 19 г. Белгорода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_o_druzhbe.docx91.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование по окружающему миру, 2 класс

Тема урока: О дружбе. Умеешь ли ты дружить?

Цели:

  • Создать условия для формирования нравственных качеств, таких как, умение дружить, беречь дружбу.
  • Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся.
  • Содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал. 

Используемые материалы: при разработке конспекта урока использован методический материал Коптюг Людмилы Николаевны, учителя начальных классов школы № 19 г. Белгорода.

                 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей.

  • Повторение правил посадки.

  1. Сообщение темы урока в виде проблемного задания

- Ребята, сегодня у нас на уроке новая тема, а сформулировать вы ее сможете, решив кроссворд. 

(презентация «Кроссворд»)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

         А зимой под вьюжный вой

        Спит в избушке ледяной.

                                (медведь)

Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.

                        (дверь)

В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет.

                        (муравьи)

С неба звездой, в ладошку – водой.

                        (снежинка)

Стоит Антошка на одной ножке.

                        (гриб)

Из горячего колодца через нос водица льется.

                        (чайник)

- Молодцы, вам удалось отгадать ключевое слово. И сегодня на уроке речь пойдет о дружбе.

Звучит аудиозапись песни о дружбе.

  1. Актуализация знаний.

- Какое прекрасное слово - «дружба». Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать. А какие у вас ощущения вызывает слово – «дружба»?

  • Игра «Ваши ощущения»

- Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)

- Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

- Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

- Какими красками вы будете рисовать дружбу?

  • Проблемная ситуация

- Посмотрите на доску и попробуйте продолжить эту фразу «дружба это -……»

Дети записывают на листочках свои размышления, а затем по желанию зачитывают свои мысли. Учитель в это время составляет список ключевых слов, и записывает их на доске.

Физминутка

4. Представление основного материала

- У автора стихотворения «Монолог о дружбе» Л. Измайлова свое мнение, что такое дружба, послушайте.

Звучит аудиозапись стихотворения.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово дружба что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видит и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?»-

Оба дружно начинают врать.

Ну а может дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год.

Если друг твой, что-то к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет

Может быть, обидеться он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст,

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких,

Дружба на земле объединяет

Всех детей и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба – это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

- Что такое дружба, по мнению автора?

- С какими его мыслями следует согласиться?

- А с чем вы не согласны?

- Что вы можете рассказать о своих друзьях?

- О дружбе размышляли во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, ученые, философы. Люди сложили о дружбе множество пословиц и поговорок. А какие из них вы знаете?

Старый друг лучше новых двух

Нет друга, так ищи, а нашел - береги

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Доброе братство дороже всякого богатства.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.

Друга на деньги не купишь.

5. Мини-исследовательская работа

- А теперь напишите на своих листочках пять наиболее важных качеств характера, которые вы цените в своих друзьях.

Дети записывают эти качества, а затем по желанию высказывают свое мнение.

- Но ведь и ваши друзья, наверное, хотят видеть в вас такие же черты характера. Подчеркните в своих листочках те записи, которые и вам присущи.

Составление правил дружбы

- Как сделать так, чтобы было много друзей?

(нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т.д.). Нужны правила дружбы. Давайте их составим.

Из предложенных высказываний, написанных на альбомных листах, ребята выбирают только те, которые подходят к правилам дружбы и объясняют свой выбор.

1. Помогай другу в беде.

2. Умей разделить с другом радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Умей признавать свои ошибки.

9. Относись к другу как к себе.

  1. Рефлексия

- Ребята, оцените себя. В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте короткое слово Я. Прочитайте.

Настоящий друг –  это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.

Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

  1. Подведение итогов урока.

 - Возьмитесь за руки в своей паре, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу.

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.

-  Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Демонстрация отрывка из мультфильма «Кот Леопольд».

  1. Задание на дом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Дружба". Модуль "Светская этика"

Разработка урока поможет развить представление у учащихся о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....

Конспект урока ОРКСЭ на тему "Дружба".

Конспект содержит стихотворения, пословицы и проблемные ситуации по теме "Дружба"....

Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Дружба"

Разработка урока по ОРКСЭ. Тема урока : "Дружба"...

Конспект урока по окружающему миру " Как нам жить в дружбе с природой?" 3 класс

Цель урока: Обучение бережному отношению к природе....

конспект урока по окружающему миру "Умеешь ты общаться?"

Конспект урока для 4 класса по программе "Школа 21 века" по окружающему миру. Тема урока "Умеешь ли ты общаться?". В конспект урока входит новый материал, игры, работа с карточкам,...