Конспект урока по ОРКСЭ Тема: "Дружба"
методическая разработка по орксэ на тему

Вихарева Наталья Владимировна

Разработка урока по ОРКСЭ. Тема урока : "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_orkse_2014.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: Дружба

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Рассмотрение  роли друга в жизни каждого из нас.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II.Актуализация знаний

Прослушивание песни «Если с другом вышел в путь…»

-Ребята, вам знакома эта песня? О чем поется в этой песни?

III. Сообщение темы урока

- Определите тему урока.

– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».

На какие вопросы мы должны сегодня ответить? (Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).

– Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

IV. Работа над понятием «дружба».

–«Дружба» в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов. (желательно подобрать фото)

Учитель читает стихотворение:

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей) 

– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Дети читают информацию и дают сами общее определение понятию дружба)

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)

–  А Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

- Найдите определение понятия дружбы в учебнике. (Дети зачитывают) Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе?

 Работа в парах

– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще

дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)

 Работа с учебником

– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?

– Прочитайте ответ учебника и сравните со своим ответом

V. Работа над понятием «друг».

- Кто такой друг?

–Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

– Для чего нужны друзья?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

-А в произведении В. Осеевой «До первого дождя»?

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

– Каким не должен быть настоящий друг?

– А как вы считаете, может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? Тогда разберите данные ситуации в группах и дайте совет вашим одноклассникам.

Работа в группах.

1 группа

Твой друг часто говорит плохие слова и выражения. Как ты поступишь? Дай совет.

2 группа

Твой друг без причины обидел одноклассника. Как ты поступишь? Дай совет.

3 группа

Твой друг совершил плохой поступок, а обвинили тебя. Как ты поступишь? Дай совет.

(Обсуждение ситуаций, добавление других решений)

– Давайте с вами в группах попробуем открыть еще секреты дружбы. Поработайте в группах и представьте свой результат.

-  Наш мудрый народ сочинил множество пословиц о дружбе. Соберите пословицу и объясните ее смысл.

 Задание «Собери пословицу» ( Слайд 6)

Друзья познаются в беде

Вместе тесно, а врозь скучно

Один за всех и все за одного

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

- А какие вы еще знаете пословицы о дружбе?

Задание: приведите примеры литературных или сказочных героев, которых можно назвать настоящим другом. Аргументируйте свой ответ.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

  • - Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
  •  Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Что такое дружба?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

VII. Домашнее задание.

Написать рассказ о своем друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Дружба" ( модуль "Светская этика")

ЦельФормировать у обучающихся представлений о дружбе как  о важнейшей нравственной ценностиЗадачиформировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Дружба" 4 класс, модуль Основы светской этики...

Конспект урока ОРКСЭ тема "Дружба"

Технологическая карта урока ОРКиСЭ по теме "Дружба"...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему " Дружба" ( модуль "Светская этика")

ЦельФормировать у обучающихся представлений о дружбе как  о важнейшей нравственной ценностиЗадачиформировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу...