Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру.

Тема: "Звездное небо"

Класс: 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnoe_nebo.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 Б

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: «Звёздное небо осенью».

Цели:вспомнить, что такое звёзды и созвездия, узнать, как они располагаются на небе осенью.

Задачи: Обучающие: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение понятий «звезда» и «созвездие», отличие понятия «созвездие» учёных древности от трактовки современных учёных, умение отличать созвездие «Большой медведицы», «Лебедь» и «Кассиопея» и знать историю происхождения их названий.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся умения сравнивать, строить рассуждения, создать условия для приобретения опыта постановки целей с помощью учителя.

Воспитывающие: создать условия для понимания важности умения определять созвездия, знакомить учащихся с мифами древней Греции.

Ход урока

1.Мотивационный этап.

Послушайте стихотворение:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 (А. С. Пушкин)

- Кто автор этого стихотворения? (А. С. Пушкин)

- Какое время года описывает поэт? (Осень)

- Как вы думаете, почему я решила начать урок именно с этого стихотворения? (Потому что за окном это время года)

-Ребята, я предлагаю вам выполнить задание на карточках в парах, распределите эти картины на две группы. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы)

- На какие группы вы разделили все изображения?

- Какие изменения происходят в живой природе осенью? (Птицы улетают, листья опадают, некоторые животные готовятся к спячке)

- Давайте вспомним, какие изменения происходят в неживой природе осенью. (Дни становятся короче, температура воздуха понижается. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие).

- Сделаем вывод - И живая и неживая природа осенью имеют изменения.

А как вы думаете меняется ли звездное небо осенью? (Ответы учащихся)

- А вы хотели бы узнать больше?

2.Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаете о звездах? (Звезды - это огромные раскаленные газовые шары. Мы их видим как маленькие светящиеся точки, потому что они очень от нас далеко расположены).

- Приходилось ли вам наблюдать звездное небо?

- О чем вы думаете, что представляете, когда видите небо, украшенное россыпью звезд?

Все что желтым, я бы убрала.

Логично сразу перейти к след чсти

3.Самоопределение к деятельности.

Мы вспомнили, какие изменения происходят в объектах неживой природы, а о каком объекте мы будем говорить сегодня, вы мне скажете сами.

- сядьте удобно, закройте глаза, представьте, как ясной безоблачной ночью  и вы смотрите  в небо.

Вы видите тысячи мерцающих огоньков, складывающихся в причудливые фигуры. Раньше люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде.

Но мы-то с вами знаем, что это не так….

Посидим еще чуть чуть с закрытыми глазами…

А теперь откройте глаза и скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить?

А все желтое убирай:

Если я ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то увидим великолепную картину звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков складываются в причудливые фигуры. Раньше люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде.

- Как называются эти фонарики? (Звезды)

- Так о чем мы сегодня будем говорить? (Звездное небо)

- Какие причудливые фигуры можно разглядеть на небе ночью? (созвездия)

- Я не зря начала урок со стихотворения об осени, попробуйте сформулировать о чём пойдет речь сегодня на уроке? как будет звучать тема? («Звёздное небо осенью»)

- Предположите, какие задачи на данный урок мы можем поставить?

Не предположат. Нет основания. Формулируйц задачи сама

  1. Узнаем на сколько участков ученые раздели звездное небо. Эту задачу убери. Первая задача такова:

1. Узнаем, что такое созвездие (посмотри рубрику проверь себя, вывод)

2. Узнаем новые созвездия и историю происхождения их названий.

3. Узнаем, как созвездия располагаются осенью.

4. Открытие нового знания.

- Почему человечество всегда особенное внимание уделяло звёздам? Как люди ориентировались в сторонах горизонта до изобретения компаса? (По звёздам)

Поэтому за звездами наблюдали, изучали,  как они расположены.

Вот в результате наблюдений люди и заметили, что из звезд на небе можно сложить фигуры, которые назвали созвездия.

Дальше читайте учебник, решайте 1 ую задачу

Все желтое убирай

- В течение ночи звёзды меняют свое положение, так как земля вертится вокруг своей оси.

- Давайте представим звёздное  небо.

- Какими вам кажутся звёзды? (Разного цвета и размера).

- Ребята, а кто помнит, как расположены звёзды? (Звёзды расположены неравномерно, есть места, где звёзд много, они совсем рядом друг с другом).

- Кто – то знает, почему звезды расположены неравномерно? Нет ответа в учебнике на этот вопрос. И мы тоже не можем это объяснить!! «Почему» - значит надо раскрыть причину неравномерного расположения звезд. Это разве что астрономам под силу

-Давайте откроем учебник на странице 66  и 67 и прочитаем. Поставь задачу - О чем прочитать

После чтения ответим на вопрос – что называли созвездием в древности и сейчас?

- Так что такое созвездие и почему звезды расположены неравномерно?  Убирай вопрос!!!(Созвездие – это группа звезд, объединенная в разнообразные фигуры. Люди распределили звезды по созвездиям, чтобы было легче ориентироваться в небе. Ведь легче найти созвездие, чем одну звезду).

- Откройте учебник на стр. 67.  Сразу ставь задачу читать

Прочитайте 1 абзац и ответьте на вопрос, а что сейчас учёные называют созвездиями? (Не сами фигуры звёзд, а участки неба, на которых они расположены).

- На сколько созвездий учёные разделили всё звёздное небо? (88 участков).

- Как вы думаете, как люди давали названия созвездиям? (Смотрели на что они похожи, давали имена героев историй)

Зафиксируй решение первой задачи!

- Сегодня мы с вами познакомимся с двумя созвездиями: Большая Медведица, Лебедь.

- Я каждому раздам свое созвездие: 1 варианту - Большую Медведицу, а 2-Лебедь.  Внимательно читаете про созвездие, которое будет вам дано.

Вы получаете карточки с вопросами, на которые надо будет написать ответы.

1 Вариант: 1. Посчитайте, сколько звезд составляют ковш Большой Медведицы.

2. Придумайте свое сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы.

2 Вариант: 1.Найдите самую яркую звезду созвездия Лебедь, как она называется.

2. Придумайте свое сказочное объяснение появлению на небе Лебедя.

-Давайте послушаем ответы некоторых ребят. (Затем по одному представителю от каждого варианта к доске и говорят, как они выполнили задание)

- Я предлагаю вам прочитать в учебнике, правильно ли мы ответили на вопросы.

- Итак, с какими 2 созвездиями мы познакомились?

-Мы с вами выполнили вторую задачу нашего урока и узнали новые созвездия и историю происхождения их названий. Это фиксация в речи решения  2ой задачи. Молодец!!

-Давайте преступим к третьей задаче, как она звучит? (Узнаем, как созвездия располагаются осенью)

-Правильно! Как вы думаете, как располагаются созвездия осенью? Близко или далеко? Все ли звезды хорошо видно?  (Звезды находятся далеко и высоко, поэтому их плохо видно, видны лишь самые яркие звезды созвездия)  

5.Физкультминутка.

6. Первичное закрепление материала.

- Ребята, что такое созвездие? (Созвездие – это группа звезд, объединенная в разнообразные фигуры. Люди распределили звезды по созвездиям, чтобы было легче ориентироваться в небе. Ведь легче найти созвездие, чем одну звезду)

- А теперь посмотрите на доску, я прикрепила изображения созвездий. Давайте с вами определим, как называется каждое из созвездий? (Большая Медведица и Лебедь)

- Как располагаются звезды на осеннем небе? Звезды находятся далеко и высоко, поэтому их плохо видно, видны лишь самые яркие звезды созвездия)  

7.Закрепление изученного материала.

-Итак, давайте вспомним, что называли созвездием в древности?

- Что называют созвездием современные ученные?

- С какими созвездиями мы познакомились на уроке? Как их найти на небе?

8.Рефлексия.

Продолжите фразу:

- В начале урока мы ставили задачи:

1. Узнаем на сколько участков ученые раздели звездное небо. исправить

2. Узнаем новые созвездия и историю происхождения их названий.

3. Узнаем, как созвездия располагаются осенью.

- Все ли задачи мы выполнили?

-Давайте еще раз ответим на все задачи нашего урока.

- Сегодня на уроке я узнал …

- Самым интересным на уроке для меня было…

- Больше всего мне понравился миф о созвездии …

- Я рада, что мы сделали с вами новые открытия. Урок окончен, все спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...