Конспект открытого урока для участия в городском конкурсе " Раз ступенька, два ступенька...". Тема урока: "Польза и вред плесени"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Дашиева Светлана Васильевна

Конспект открытого урока " Польза и вред плесени" для участия в 3 городском конкурсе среди учителей начальных классов "Раз ступенька, два ступенька"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: комбинированный

УМК: программа «Перспектива», Плешаков А.А., Окружающий мир. 2 класс.

Тема

Польза и вред плесени

Цель

Продолжить знакомство с царством грибов

Задачи

по достижению результатов

Личностные результаты:

  • понимать, что выращивание цветов – большой труд на радость людям, ценить этот труд;

Метапредметные результаты:

  • выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений;
  • использовать дополнительную литературу.

Предметные результаты:

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Основные понятия

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2017.

мультимедийное оборудование, карточки

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. эмоционально- волевая регуляция ( орг.момент)

Цель:

включить детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Организует класс на работу.

Мотивирует на позитивный настрой.

-Здравствуйте!

-Ребята, я очень рада всех вас видеть. Покажите мне свои глазки, улыбнитесь друг другу. Вы уже заметили, что на уроке у нас сегодня присутствуют гости. А теперь улыбки подарите гостям. Пусть у них будет хорошее настроение от встречи с вами.

  • Присаживайтесь.

-Ребята, на сегодняшнем уроке я вам желаю удачи. В добрый путь, за новыми знаниями.

Настраиваются на совместную работу с учителем, одноклассниками

Позитивный психологический настрой. Ребята организованы на учебную деятельность.

Личностные: ценностное отношение к педагогу, одноклассникам.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Ребята, на прошлом уроке мы побывали с вами на виртуальной экскурсии по осеннему лесу. Там мы с вами говорили и о грибах.

- Вспомните о каких группах грибов мы говорили?

 (шляпочные, дрожжевые и плесневелые)

правильно, молодцы!

я Предлагаю вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого, вы узнаете тему нашего урока.

Внимательно посмотрите этот фильм

- Ну что, ребята, вы догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о грибах, о  плесени, научное название - Мукор)

Домашнее задание было вырастить плесень

Как вы думаете для чего мы выращивали плесень?

для того:

  1. Узнать, как устроена плесень?
  2. Какой вред и пользу приносит плесень

Это будет наша с вами исследовательская работа и результаты мы будем записывать в карточки исследователя, которые лежат у вас на столах, не забудьте их подписать.

Включаются в учебную деятельность

Высказывают своё мнение

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы,

определяют тему урока

Постановка проблемного вопроса

Соотносить иллюстрацию с представлениями об окружающем мире

Личностные:

Знать и соблюдать моральные нормы поведения

Познавательные

умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные:

умение высказывать своё мнение.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и понимать других.

3. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель: формировать знания о видах домов

проверка результата

проверка результата

вывод о вреде плесени

Вывод о пользе плесени

Работать будем в парах. Я прошу помогать друг другу.

ОПЫТ № 1

.Рассмотрите невооруженным глазом плесень на хлебе. Опишите его внешний вид. Определите цвет. (Белого цвета, зеленого, черного; запах – едкий, неприятный)

Это мы с вами запишем в карту исследователя. Проверяем, что  вы записали

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, чтобы узнать строение плесени , мы с вами будем работать с электронным микроскопом. Опять работаем в паре, дружно!

  и Перед работой с ним вспомним правила:

Правила работы с микроскопом

1. Работать с микроскопом следует сидя.

2. Микроскоп установить перед собой, на расстоянии 5-10 см от края парты.

3. Глядя одним глазом в окуляр и вращая винты, плавно опускать предметный столик, пока не будет видно изображение объекта.

4. В случае, если сломается стекло, не брать его руками , а сообщить учителю

ИТАК, прежде чем начать работать с микроскопом, его надо включить.

ОПЫТ №2

Дети посмотрите в микроскопе уже вставлено стекло с микропрепаратом «Мукор»,  мы знаем, что это научное название плесени, рассмотрите его

- На что похожа грибница плесени?((на тонкие нити) . Зарисуйте ее.

Рассмотрите ножки и споры Мукора и нарисуйте их в картах исследователя.

итак, что же у вас получилось?

молодцы, ребята!

 А теперь, поговорим о вреде и пользе плесени.

ВРЕД ( фильм)

Плесень- серьёзная проблема. Мы привыкли к запаху плесени, входя в подъезд старого дома. В нашей  ванной комнате есть черный грибок, и в погребе тоже  она есть. Но нам она не мешает.

Правда, потом удивляемся, почему у нас аллергия, почему так тяжело дышится, почему дом гниёт, а ремонт надо делать каждый год.

Оказывается, причина этому- плесень, грибок. Он все время растет, его споры проникают к нам в нос, в дыхательные пути, становится тяжело дышать, мы начинаем болеть.

Плесень часто встречается и на продуктах, которыми мы питаемся- хлеб, варенье, фрукты…

Нельзя принимать в пищу продукты, поражённые плесенью. Ведь там содержится яд. Человек может тяжело заболеть и попасть в больницу с отравлением.

ПОЛЬЗА ПЛЕСЕНИ

Оказывается, жить без грибов нельзя. Вот почему: в природе есть немало полезных грибов, и даже плесени.

Например, кефир изготавливают с добавлением специального грибка. Мы пьем его с удовольствием, он помогает нашему пищеварению.    

Есть такой грибок- пеницил рокфориум, его добавляют в сыры. Сыр мы тоже очень любим кушать, он полезен.

Хлеб невозможно испечь без дрожжей- а это тоже гриб.

Но самое главное- это то, что грибок под названием пеницилл даже спасает человека от многих заболеваний. Ученые изобрели лекарство, в которое тоже добавляют этот грибок, а мы им лечимся.

Даже в авиации применяют плесневые грибы – при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке.

А еще некоторые грибки используют при очистке воды.

а теперь, какую пользу приносит плесень, запишите в картах исседователя

вспоминают правило

работают с плесенью

работают с микроскопом

результаты записывают в рабочую карту

Познавательные:

формирование умения извлекать информацию из вопросов. Формирование умения на основе анализа рисунка делать выводы.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Познавательные:

формирование умения на основе анализа иллюстрации делать выводы.

Личностные: знать и соблюдать моральные нормы в классе, уважительно относиться к другому мнению

  1. Итог урока

Цель: проверить умение разграничивать понятия

- Ребята, мы провели с вами 2 разных опыта

Заполнили карту исследователя. Давайте посмотрим, у кого, что получилось, сравним.

Показать на Документ камере 2 карты учеников

У кого получилось похоже? У вас также?

итак, ребята, с задачами нашего урока мы справились?

 1. Мы узнали, как устроена плесень?

2. плесень может принести вред , а может быть полезна.

Обучающиеся работают с материалом предоставленным в учебнике, готовят ответы на вопросы.

Формирование умения классифицировать предметы.

Личностные: знать и соблюдать моральные нормы в классе, уважительно относиться к другому мнению.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Высказывают своё мнение на вопрос

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Использован прием «вопросы, которые учат»

Формировать представление о том, что необходимо для строительства дома, различать строительные материалы

Личностные: ценностное отношение к одноклассникам через их собственную точку зрения, осознание особенностей своей собственной позиции

Метапредметные:

Регулятивные:

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Итог урока:

-ребята, сдаем ваши карты исследователей, я проверю их и выставлю вам отметки. А на сегодняшнем уроке все вы поработали на славу. Спасибо за урок!

Высказывают своё мнение на вопросы

Познавательные: формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: управление партнёром, умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение



Предварительный просмотр:

Цвет плесени

запах плесени

ОПЫТ № 1

 

ОПЫТ № 2 Нарисовать Мицелий (Грибницу) и споры плесени

 Вред плесени:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Польза плесени:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия имя ученика________________________________________________________  

ОПЫТ № 1. Записать в таблицу

Цвет плесени

запах плесени

ОПЫТ № 2 Нарисовать грибницу, ножки и споры плесени

        

Вред плесени

___________________________________________________________
польза плесени

Фамилия имя ученика________________________________________________________  

ОПЫТ № 1. Записать в таблицу

Цвет плесени

запах плесени

Цвет плесени

запах плесени

цвет плесени

запах плесени

Цвет плесени

запах плесени

ОПЫТ № 2 Нарисовать грибницу, ножки и споры плесени

        

Вред плесени

___________________________________________________________
польза плесени

____________________________________________________________