сценарий урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ковалевская Наталья Юрьевна

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме " Семейный бюджет".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Семейный бюджет.

 Цели урока:

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»

Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.

3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

4) Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

5) Способствовать развитию  практических  навыков  по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях с помощью приемов и методов ТРИЗ.

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Оборудование: 

Интерактивная доска, маршрутные листы, карточки, схемы, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса.

1.Организационный момент

Ребята, сегодня урок я хотела бы начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие.

Попробуем.

- Добрый день девчонкам!

- Добрый день мальчишкам!

- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!

- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!

2. Актуализация знаний.

Слайд 1: Рисунок Мудрой Черепахи

-Сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты.

(На столе лежат монеты, на обратной стороне которых написаны вопросы. Проверка д/з)

Учащиеся собирают монеты в горшок: (на каждой монете написаны вопросы)

1.  Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов).

2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).

3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

4. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец,  учитель, врач и т.д.)

Слайд 2 - Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна! 

3. Изучение нового материала. Постановка проблемы урока.

-Ребята, а ведь у нас тоже есть свои государства. Они хоть и маленькие в нашей огромной стране, но у каждого государство своё. Кто догадался о чём я говорю? ( ответы детей)

-  Слайд 3 Давайте проверим ваши предположения, разгадайте  ребус. ( семья)

- Сегодня каждая группа на уроке- семья. Придумайте фамилию своей семьи и запишите её на листочек. ( на ватман прикрепить картинку « семья»).

- А что такое семья? ( ответы детей).

Слайд 4  Проверим ваши предположения. Семья- это люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство.

- Может ли у семьи быть свой бюджет? (да)

- Как он будет называться? ( семейный).

- Какая же сегодня тема нашего урока? ( Семейный бюджет)

Слайд 5 Тема: « Семейный бюджет».

- Что бы вы хотели узнать по данной теме? (что такое семейный бюджет, для чего он нужен, из чего он складывается).

Слайд 6  Задачи урока

- Это и есть задачи, с которыми вам нужно справится.

- Назовите членов своей семьи, распределите роли. ( карточки: мама, папа, ребенок, ребенок, бабушка, дедушка).

- Перед каждой семьёй лежит текст о ваших доходах. Найдите и выделите в тексте откуда ваша семья получает доход ( тексты с доходами: заработная плата, стипендия, пенсия, пособие). Напишите на листочках по одному слову откуда ваша семья получает доход и прикрепите листочки на доску под словом доход.

Слайд 7- Найдите в словариках определения этих слов. ( на доске карточки: пенсия, стипендия, заработная плата, пособие)( на столе лежит определение этих слов).

- Что такое пенсия? Заработная плата? Стипендия? Пособие?

- Деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? ( доход)

- С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются ещё и некоторые виды доходов. Что это за виды доходов? За что их получают?  Это вы можете узнать самостоятельно прочитав информацию на стр.77 учебника.

Слайд 8- О каких ещё видах дохода вы узнали из учебника? ( если папа писатель- гонорар, если папа- предприниматель- прибыль от фирмы, если семья хранит сбережения в банке, то банк выплачивает проценты).

- А могут ли быть незапланированные доходы ? Какие? ( ответы детей).

4. Физкультминутка

-Доход семьи может меняться. От чего это зависит, вам поможет понять игра «Больше или меньше», которая нам  позволит   и  немного отдохнуть.

Я буду читать задачу, а вы должны определить, больше или меньше станет доход семьи. Если больше  - прыгаем на двух  ногах  и машем руками над головой,  если меньше – то стоим на месте и разводим руки в стороны.

  • папе в этом месяце дали премию;
  • маме задержали заработную плату;
  • сестре повысили стипендию за отличную учебу;
  • дедушка выиграл в лотерею;
  • брат заработал деньги, разнося рекламную газету.

    5. Продолжение работы над новой темой.

    - А теперь посмотрим, какие расходы будут у ваших семей. Возьмите маркер другого цвета и выделите расходы. ( на доске открывается слово расходы).Запишите свои расходы на листочек по одному слову и прикрепите на доску под словом расходы.

- А могут ли быть непредвиденные расходы? Приведите примеры.

- Как будут называться деньги, которые расходуются на покупки? ( расход).

- Ребята, посмотрите. Мы составили план доходов и расходов.  Что это такое? ( семейный бюджет). Слайд 9

- Мы выяснили с вами из чего могут складываться доходы и расходы семьи. Составляется семейный бюджет не на год, а на более короткий  срок, например на месяц.

Творческая работа « Распределение денег».

- Сейчас и мы с вами попробуем составить семейный бюджет.

-Я не буду говорить, сколько денег в предполагаемом бюджете ваших семей. Мы даже уберем из разговора слово рубли. Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть у нас с вами будут «Шустрики».

-У вас на партах   лежат листы  с названиями товаров и услуг Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке, в колонке « Расходы» галочкой.

- А сейчас я вам раздам цены на товары и услуги. Проставьте цены рядом с галочками, выбранных вами товаров и услуг. И подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

- А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 шустриков.

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдёте в словарике.

- Обсудите в своих семьях какими должны быть доходы и расходы в семье?

- Что произойдёт , если… Слайд 10

-Конечно это все условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Обсудите в семье.

- Проверим ваши предположения. Слайд 11

Слайд 12. – Сделаем вывод

 Работа в группах.

-Каждой семье предлагаю дать советы для экономии семейного бюджета Вам нужно выбрать верные утверждения:

Задание для 1 семьи

-Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов.

Уходя из дома, не забывай выключать свет.

Проси у родителей  новую игрушку к каждому празднику.

Задание для 2 семьи

Сходил в магазин, оставил сдачу себе.

Бережно относись к своим вещам.

Не разговаривай долго с друзьями по телефону.

Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

- Молодцы! Все справились с заданием!

VIII. Итог урока.

 Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу:»Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть родителям даже придется занимать деньги. Поэтому  прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.

Домашнее задание

-Составить список расходов своей семьи на 1 день.

 Слайд 13

 6. Рефлексия

- Что такое семейный бюджет?

- Для чего нужен семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

- Как вы думаете зачем мы прошли эту тему? Пригодится ли вам это в жизни?

- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… 

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

Слайд 14 - Спасибо вам за урок. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Сценарий урока окружающего мира. Тема урока:" Когда на Руси появилось государство?"

Класс: 3Авторы учебника:  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.ТыринТема: Когда на Руси появилось государство?Дидактическая цель: создать условия для формирования УУД в условиях решени...