конспект урока по предмету Мир природы и человека
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Корчагина Екатерина Николаевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока236.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Белоомутская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока по предмету

 МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

«Дикие животные и растения осенью»

C:\Users\Dizly\Desktop\686db8512521345a13684bdf0bb71119.jpg

Автор-составитель:

Е. Н. Корчагина

 учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

2022-2023 учебный год.

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных и растений.

Тип урока:  комбинированный.

Задачи:

Образовательная:

  - Формировать у обучающихся представление о том, как животные и растения готовятся к зиме.

-Закрепить полученные ранее знания.

-Учить обобщать полученные знания.

Коррекционно- развивающая:

  - Коррекция и развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

       Воспитывающая:

- Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оснащение занятия: компьютерная презентация, предметные картинки животных, детёнышей животных, времени года «Осень».

   Ход урока:

1.Организационный момент. Настрой на работу.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и покажем, как мы учимся, работаем на уроке. На уроке «Мир природы и человека» будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить.

2Повторение. Актуализация знаний.

Задание: "Сейчас я прочитаю вам рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуйте догадаться, какие ".

  1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________.

Ребята послушайте стихотворение:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой.

Набегает холодок.

О чем говорится в стихотворении? (об осени)

Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?

- Ребята, а какая сейчас осень, т.е. сейчас начало, середина или конец осени?

Какие приметы осени мы наблюдали? Что вы еще знаете про осень? 

3. Основная часть занятия.

Ребята подумайте, являются ли опавшие листья мусором? Почему ты так считаешь?

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями не промерзнет, не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной.

Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега.

Значит, какой вывод можно сделать? Опавшие листья на земле – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

 

- Но с приходом осени изменяется  и жизнь зверей.

-Как мы  называем животных, которые живут в лесу? (Дикие животные)

. - Почему их называют дикими? (Дикие животные сами добывают себе еду).

-Тема нашего урока «Дикие животные и растения осенью», Давайте рассмотрим подробно, чем заняты животные осенью,  как животные готовятся к зиме.


Ребята, послушайте внимательно загадку, если отгадаете, узнаете про каких животных, будем говорить на уроке.

Загадка. Может быть, вы не поверите мне, 
Но я увидела грибы на сосне. 
Разве грибы на деревьях растут? 
Что-то совсем непонятное тут. 
Надеты на ветки маслята, опята. 
Кто их на зиму сушит, ребята? 
Правильно. Это 
белка. Что вы знаете про белку? Как белка готовится к зиме? Как называется жилище белки? 
Белка делает себе запасы на зиму. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. Жилище белки называется 
дупло. 

- Кто знает, какие запасы делает белка осенью (грибы, орехи, шишки)

 -  Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

- Где они растут? Орехи и шишки растут в лесу на деревьях, грибы - на земле)

- Правильно. Лес, природа их кормит. Надо беречь природу. Нельзя ветки ломать, цветы  рвать, шуметь в лесу.
К наступлению холодов белочка выстилает дупло сухой травой, вход в дупло закрывает травой, сворачивается калачиком, накрывается хвостом и дремлет. Просыпается только для того, чтобы поесть.
Цвет своей шёрстки белочка тоже меняет. Летом белочка была рыжая, а сейчас с приходом осени меняет шубку на серую.

- А как вы думаете, почему цвет шерстки стал другим? (ответы детей)

- Так белка от врагов прячется. Деревья зимой стоя голые и серые, и серый цвет белки меньше заметен среди таких деревьев?

- А теперь постарайтесь отгадать следующую загадку.

4. Физкультминутка

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз,

 Улыбайся и садись.

 Загадка. 

Рыжая головка

Хвост пушистый - краса,

А зовут ее ….лиса.

Вы знаете про лису? Какая она? Как лиса готовится к встрече зимы? Готовит лиса запасы на зиму? Как называется дом лисы?

Дом у лисы – нора. Там она может спрятаться от зимней стужи. 

Лиса тоже не готовит себе на зиму запасы еды. Они питаются мышами. Про неё говорят: «Лиса мышкует». Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат полевки-грызуны, похожие на мышей. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Лиса зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.
Загадка 

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной.

И, стоит среди травы –

 Уши больше головы.

 Правильно это заяц.

-Как заяц готовится к зиме? Делает заяц запасы на зиму? Есть у зайца жилище? Чем заяц в лесу питается? Почему заяц меняет шубку?

С наступлением холодов заяц меняет свою серую шубку на «белую», теплую. Замена серого цвета белым спасает зайца зимой от хищных зверей. Ведь у зайца много врагов: волк, лиса. Летом и осенью зайцу легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличие от белки заяц не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу. Питается заяц молодыми веточками, корой деревьев.

Загадка.

Словно елка

Весь в иголках. (еж)

- Правильно ребята, это еж. Что вы знаете про ежа? Как ёж готовится к зиме? Как называется жилище его? 

-Жилище его  называется норка. А свою норку к зиме он готовит так: выберет место, где листья сухие и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, соберет листья на свои колючки, подбежит к ямке под пнем, избавится от листьев и снова за ними побежал. Дом себе на зиму готовит.

- А чем же еж будет питаться зимой?  (ответы детей)

Ягод, грибов, зеленых растений нет, насекомые тоже попрятались. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

И так, ребята мы посмотрели, какие изменения произошли в жизни животных осенью. Осенью у животных много забот, они готовятся к зиме. Что мы можем сказать про медведя? Как белка готовится к зиме? Как приспосабливаются к наступлению холодов заяц и лиса? 

5. Заключительная часть занятия
Мы побывали в гостях у осени, вспомнили признаки осени, названия месяцев, отметили, какие изменения произошли в природе и как лесные жители подготовились к зиме. А теперь давайте проверим, как вы всё это запомнили.

Игра. С кем живут звери в своих жилищах?  Я называю взрослого зверя, а вы его детёныша.

а) Заяц – зайчонок

Медведь – медвежонок

Белка – бельчонок

Волк – волчонок

Ёж – ежонок

Лиса – лисёнок

б) – А теперь я называю одного детёныша, а вы как говорят, если их много.

Бельчонок – бельчата

Лисёнок – лисята

Медвежонок – медвежата

Волчонок – волчата

Зайчонок – зайчата

Ежонок – ежата

Летом животные растят детенышей, не мешать им, не трогать детей, не приносить домой. Осенью не мешать запасать корм, не разорять их жилище, не убивать, не беспокоить.

- Задание

Выполняется задание на доске:

Задание: выбрать из 3 животных (еж, белка, заяц) то, о котором говорится в вопросе:

1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?

2. Какое животное нагуливает летом и осенью жир?

3. Какое животное днем прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, побежит искать себе пищу?

-Игра. Я называю вам животных. Если это дикое животное, которое живет в лесу, вы топаете, если домашнее – то хлопаете (лиса, кошка, заяц, собака, лошадь, белка, ёж, корова, волк, медведь).

Молодцы! Справились с заданием.

6. Итог урока.        

Ребята, давайте подведем итог занятия. 

С какими животными мы сегодня познакомились?

 Где они живут?

Чем они питаются?

- Как летом и осенью надо охранять животных? 

Ребята, вы сегодня оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы.

Ребята вам понравилось наше занятие? Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеит его на веточку:

Красный листик - "мне было интересно",

Желтый листик - "я узнал много нового",

Зеленый листик - "мне было трудно все запомнить",

После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся "Деревом Познания".

7.Д.З. -Ребята, вы сегодня все работали хорошо. Задание на дом: разукрасить диких животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету: "Мир природы и человека" 1 класс "Домашние животные".

Конспект урока по предмету:  "Мир природы и человека"  1 класс "Домашние животные"....

Конспект урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Гигиена рук (мытье)"

Эта разработка окажет помощь учителям начальных классов в проведении уроков, связанных с охраной здоровья учащихся. Урок способствует коррекции мышления на основе упражнений в умозаключении, формирова...

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» для учащихся с ОВЗ 2 класса.

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» для учащихся с ОВЗ 2 класса.Тема: «Домашние животные».Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: расширить представлен...

Технологическая карта (конспект урока) по предмету "Мир природы и человека"

Вашему вниманию предлагается технологическая карта (конспект урока) по предмету "Мир природы и человека". Урок-игра подготовлен и проведён с учащимися 1-х классов, имеющими УО (ИН), вариант ...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для 3 класса школы 8 вида по теме "Март - первый весенний месяц".

Урок проводится в 3 классе коррекционной школы 8 вида.Цель урока:выявление признаков начала весны.Задачи:уточнить представления учащихся о характерных изменениях в природе в марте, познакомить с основ...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...