Конспект урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Гигиена рук (мытье)"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Столбова Людмила Николаевна

Эта разработка окажет помощь учителям начальных классов в проведении уроков, связанных с охраной здоровья учащихся. Урок способствует коррекции мышления на основе упражнений в умозаключении, формированию грамматического строя речи, навыков личной гигиены.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Конспект урока

по предмету Мир природы и человека

 во 2 классе:

Тема: «Гигиена рук (мытье)»                                     

                                              Подготовила: Столбова Людмила Николаевна -

                                                                       учитель начальных классов

                                                                       высшей квалификационной категории  

Тип урока: комбинированный.

Цель: расширить и уточнить представления детей об охране здоровья.

Задачи: - развитие связной и фразовой речи;

- коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении;

- формирование навыка речевой коммуникации в реальной ситуации;

- формирование грамматического строя речи;

- коррекция внимания и памяти, зрительного восприятия, мышления;

- воспитание мотивации к учению, коммуникативной культуры учащихся;

- формирование навыков личной гигиены.

Здоровьесберегающие задачи:

- закрепление навыка правильной посадки;

- развитие мелкой моторики;

- формирование правильного отношения к своему здоровью;

- формирование навыков мытья рук.

Оборудование: ИКТ; таз, полотенце, мыльница, мыло, лейка с водой, ножницы; кроссворд; пословица «Здоровье  всего дороже»; предметные картинки с изображением Мойдодыра, Мальвины, Буратино; художественные книги К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»; буквы на магнитной основе; разрезная азбука; цветные круги.

                                                         Ход урока:

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

- Ребята, какой сейчас у нас будет урок? (развитие речи)

- На нашем уроке  присутствуют гости, улыбнитесь и поприветствуйте их.

(-Здравствуйте!)

-При встрече люди обычно говорят друг другу это хорошее доброе слово – здравствуйте, желая друг другу здоровья.

Актуализация знаний учащихся.

- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

 ( -«Здоровье - всего дороже»).

(- Здоровье нужно беречь, укреплять, охранять, потому что его не купишь ни за какие деньги. Здоровый человек – счастливый человек!).

2. Сообщение темы и цели урока:

- Тема нашего урока – «Охрана здоровья. Уход за руками».

- Сегодня на уроке вы научитесь охранять своё здоровье: правильно мыть руки.

- К нам пришёл сам Мойдодыр, он приготовил для нас загадку. Отгадав её, вы узнаете, без чего нам не обойтись на уроке.

Загадка:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится!

 (-Мыло).

-Правильно. А пока покажем Мойдодыру, как мы уже научились чистить зубы.

3. Артикуляционная гимнастика и дыхательное упражнение:

1) «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

2) «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

3) При выдохе  произнесите пословицу «Здоровье - всего дороже».

4. Повторение:

 1) Беседа-диалог:

- Какое сейчас время года?

(- Весна). Слайд № 1.

- Назовите весенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

- Как нужно одеваться весной?

(- Нужно одеваться по погоде, чтобы не заболеть). Слайд №2.

2) Повторение пройденного материала.

- Назови основные части тела человека. Слайд № 3. 

- Поднимите правую руку (левую).

3) Выложи из букв разрезной азбуки слова «руки», «мыть».

Покажите цветом гласные – красным, согласные – синим (в слове «руки» первая буква гласная или согласная? 2-я?).

5. Работа по теме урока (15 мин.)

1) - В путь – дорогу собирайся,

За здоровьем отправляйся!

- Ребята, Мойдодыр хочет задать вам вопросы:

- Как умывается кошка?

 (- Она вылизывает себя языком). Слайд № 4.

- Зачем она это делает?

(- Чтобы быть чистой).

- А как другие животные ухаживают за собой?

(- Слон из хобота обливает себя водой). Слайд № 5.

(- Обезьяны  чистят друг друга). Слайд № 6.

(- Не выносят  грязи и беспорядка барсуки. Весной и осенью они убирают и ремонтируют свои подземные дома). Слайд № 7.

(- Бурые медведи  часто купают своих медвежат, держа их за шкирку. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются). Слайд № 8.

- Вспомним  сказку «Мойдодыр».

(Чтение отрывка стихотворения: «Рано утром на рассвете умываются утята…»).

- Зачем животные купаются и чистят своё тело? А зачем моется человек?

Почему плохо быть грязнулей?

(- Никто не хочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются болезни желудка, кишечника.)

- Где больше всего скапливается грязь на теле человека?

(- На руках).

- Как вы заботитесь о чистоте тела? (Ответы учащихся).

Оздоровительная минутка.

(На доску вывешивается картинка с изображением Мальвины).

- Послушайте, чему учит Мальвина Буратино:

- Раз в неделю мойся основательно.

- Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

- Каждый день мой ноги и руки перед сном.

- Обязательной мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте, похода в магазин.

2) - Послушайте «Сказку о микробах». (Учитель читает сказку).

Сказка.

Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было  приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе  кто-то оставил невымытые тарелки. Крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи!». И стало микробам раздолье.  И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!»

- Подумайте, что в этой сказке правильно, а что вымысел? Что помогает нам победить микробы?

(- Вода и мыло. С водой надо дружить. Вода – доктор, она смывает микробы).

- Как вы думаете, повар, перед тем, как готовить  пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

- Что-то нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце).

- Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

- Когда следует мыть руки? Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении этого вопроса к доске или на стену прикрепляется большой лист бумаги  и отмечается фломастером каждый шаг).

3) План.

1. Сильно намочите руки.

2. Пользуйтесь мылом.

3. Намыливайте руки с обеих сторон.

4. Намыливайте руки между пальцами.

5. Полощите руки чистой водой.

6. Вытирайте руки насухо полотенцем.

4) Заучивание слов наизусть.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы!

5) Работа с учебником (с. 92).

- Расскажи по картинке, что случилось с мальчиком в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»?

(Учащиеся составляют рассказ по картинке).

Физкультминутка:

 Я здоровье сберегу

Сам себе я помогу.

Солнце, воздух и вода -

Наши лучшие друзья.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно!

Вместе – раз, это брасс,

Все как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой.

И отправились домой.

7. Практическая работа  - мытьё рук.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», учитель готовит атрибутику для мытья рук).

(Один учащийся читает план действий, другой  выполняет).

Дидактическая игра: «Мыльные пузырьки».

(Учащиеся называют цвет мыла, полотенца, мыльницы, таза, лейки).

Цель: учить учащихся хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей.

Ход игры:

- Мы подойдём к тазу, намочим руки, начнём пользоваться мылом.

- Сделаем себе красивые белые перчатки. (Круговыми движениями) и т.д.

Потешка № 1: (Руки моет первый ученик).

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!»

Потешка № 2: (Руки  моет второй  ученик).

Умывается сама

Машенька Егорова».

Потешка № 3: (Руки моет третий ученик).

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Вода, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, понемножку.

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

(Потешки закрепляются в ГПД).

(Ладошки складываются, и надувается в щелку мыльный пузырь).

8. Закрепление нового материала.

1. - Какие вы знаете сказки о чистоте? («Мойдодыр», «Федорино горе», «Приключения Буратино» и т.д.) (Выставка книг).

2. - Какие советы Мальвины вы запомнили?

3. Дидактическая игра: «Кроссворд».

- Мойдодыр предлагает вам, ребята, разгадать кроссворд. (Кроссворд прилагается).

9. Итога урока.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!

- Для какой цели нужно мыть пуки перед едой и по мере загрязнения? (Чтобы не заболеть, для охраны своего здоровья).

(На доске вывешивается плакат с надписью «Запомни: надо мыть руки перед едой»).

(Мойдодыр дарит подарки учащимся: по брусочку мыла, учащиеся исполняют «Умывальную песенку»).

Приложение.

«Умывальная песенка»

1. Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Как дома в нашей ванной.

2. Водичка серебристая

Ты как сюда попала?

Через луга росистые

Я в школу к вам бежала.

3. Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?

Чтоб все вы были чистые,

Чтоб все у вас сверкало!

                                                          Кроссворд.

1

2

3

4

По горизонтали:

1. Домик для мыла. (Мыльница).

2. Детям мы кроим одежду,

Стрижём  ногти на пальчиках,

Подстригаем волосы

Девочкам и мальчикам. (Ножницы).

3. Говорит дорожка – два вышитых конца:

«Помылься хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня!». (Полотенце).

4. Жажду утоляет, землю поливает, деток умывает. (Вода).

По вертикали:

1. Получается слово – мыло.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету: "Мир природы и человека" 1 класс "Домашние животные".

Конспект урока по предмету:  "Мир природы и человека"  1 класс "Домашние животные"....

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» для учащихся с ОВЗ 2 класса.

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» для учащихся с ОВЗ 2 класса.Тема: «Домашние животные».Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: расширить представлен...

Технологическая карта (конспект урока) по предмету "Мир природы и человека"

Вашему вниманию предлагается технологическая карта (конспект урока) по предмету "Мир природы и человека". Урок-игра подготовлен и проведён с учащимися 1-х классов, имеющими УО (ИН), вариант ...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" для 3 класса школы 8 вида по теме "Март - первый весенний месяц".

Урок проводится в 3 классе коррекционной школы 8 вида.Цель урока:выявление признаков начала весны.Задачи:уточнить представления учащихся о характерных изменениях в природе в марте, познакомить с основ...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Дикие животные осенью"

Цель: продолжить работу по формированию целостной картины природных изменений осенью на примере осенних изменений в жизни животных. Тип урока:  комбинированный. Задачи: Образовательная: - Формир...