Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса 2022-2023 учебный год по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir3v_kl_2022-2023_barysheva_s.m.docx91.35 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», предметная область « Обществознание и естествознание» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту    Плешакова  А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для  3 класса  В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2013.

Документы, на основании которых составлена рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.08.2020 № 442;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный  приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • Устав  МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ»;
  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ»;
  • Учебный план МАОУ «СОШ №38 г.Улан-Удэ».

   Главная цель изучения - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

-- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

-- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

-- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

-- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

-- создание   условий для формирования и развития у школьников:

-- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

-- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

-- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;

-- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).

Место курса « Окружающий мир » в учебном плане

В 3 классе на уроки окружающего мира отводится  68 ч (2ч в неделю, 34 учебные недели )

Примечания:

Данная рабочая программа предполагает предоставлять возможность учителю варьировать количество часов, отведённых на изучение тем и разделов, изменять порядок их следования, а также корректировать темы уроков путём объединения близких по содержанию, в зависимости от степени подготовленности конкретного класса либо других объективных причин, организовывать в соответствии с техническими возможностями проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов; При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Используемый УМК, включает электронные ресурсы, а так же дополнительные информационные ресурсы.

Образовательные Интернет-ресурсы

Классы

Видеоконференци на платформах « Учи.ру» , « Я –класс», ZOOM

1-4

http://www.openclass.ru/ - Сайт "Открытый класс"

1-4

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам

1-4

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль "Открытый урок"

1-4

http://edcommunity.ru/ - Polymedia. Решения для образования.

1-4

http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

1-4

Энциклопедия «Вместе познаем мир» http://vneuroka.ru/okrmir.php

1-4

Энциклопедия "Природа науки. 200 законов мироздания" http://www.elementy.ru/trefil/ Яндекс.Словари http://slovari.yandex.ru

1-4

При реализации программы по окружающему миру использует электронные средства обучения на уроках при соблюдении установленных СП 2.4.3648–20 требований:

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке (п. 2.10.2): для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут;  для компьютера (ноутбука, планшета) – для детей 1, 2-х классов – 20 минут, 3, 4-х классов – 25 минут.

Продолжительность непрерывного использования экрана для учеников 1-4-х классов составляет 10 минут (п. 2.10.2).

С целью профилактики нарушений зрения обязательно проводится гимнастика для глаз при использовании электронных средств обучения – на уроке и перемене, а также при использовании книжных учебных изданий – во время перемен при участии педагога (пп. 2.10.2, 2.10.3

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

-- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

-- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

--  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатов начального образования, таких как:

-- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

-- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

-- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

-- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты

  В результате  изучения  курса «Окружающий мир»  обучающиеся 3класса  получат возможность расширить, систематизировать и углубить   исходные представления  о природных и социальных   объектах и явлениях как  компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

   Они приобретут  опыт эмоционально  окрашенного личностного отношения  к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных  наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

    Обучающиеся  получат  возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

    Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые   причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

     В результате  изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила  здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы  адекватного природо - и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

       Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Проекты исследований включают в себя:

№ урока

Тема проекта

№7

№ 21

Богатства, отданные людям.

Разнообразие природы родного края

№ 32

№40

№60            

Школа кулинаров

Кто нас защищает

 Музей путешествий

В  рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды работ и контроля: экскурсии, практические работы, тесты, проверочные работы.   

    Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.

Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

∙ поиск ошибки;

∙ выбор ответа;

∙ продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.

Содержание тем учебного предмета, курса

Как устроен мир? (7 часов)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – «ступеньки познания человеком окружающего мира».

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (19 часов)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 часов)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 часов)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.

Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.

Опасные животные: клещи, змеи и др.

Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика? (12 часов)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (12 часов)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности,  вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

       Рабочая программа, разработана с учетом Программы воспитания,

призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность  обучающихся к саморазвитию; мотивацию познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества

личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Тематическое планирование учебного предмета   

п/п

Тема

Модуль

воспитательной

программы

«Школьный урок»

Количество

часов

Количество

контрольных,

работ, проектов

1

Как устроен мир

Интеллектуальные интернет – конкурсы

(«Учи.Ру, «Инфоурок». « Я-Класс»)

Урок открытых мыслей

7

Проект-1

2

Эта удивительная природа

«Маленькие тайны большой природы» Мини-конференция»

Урок экологии

19

Проект-1

Практич/\р-7

Пров/р- 1

Тест-1

3

Мы и наше здоровье

Викторины и квесты на  образовательной платформе Learnis Путешествие на поезде «Здоровье» (викторина)

10

Практич/\р-2

Пров/р- 1

4

Наша безопасность

Мы идем по городу (путешествие по ПДД)

Киноуроки в начальной школе.

8

Проект-1

Практич/\р-1

Пров/р- 1

Тест-2

5

Чему учит экономика

Урок фин. грамотности «Доходы семьи. Как люди зарабатывают»

День Земли. Экологический урок

12

Проект-1

Практич/\р-3

6

Путешествие по городам и странам

Закон для нас. Закон внутри нас. (тематическая беседа).

Музейное занятие

Киноуроки в начальной школе.

12

Проект-1

Тест-1

Итого

68

Проект-5

Практич/\р-13

Пров/р- 3

Тест-4

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Колво часов

Характеристика

основных видов деятельности

Д/з

Как устроен мир – 7 ч.

1

Природа

1

 - доказывать,  пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, что природа многообразна;  формулировать цели биологии и изучения её; классифицировать объекты живой природы на царства; доказывать, что без природы невозможна жизнь людей; анализировать схему значения природы для человека; различать опасные и полезные микроорганизмы;- оценивать результаты своей работы на уроке.

 с.6- 9 выполнить задание  на выбор

2

Человек.

1

- находить общность человека и живых существ и отличия его от животных; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; оценивать богатство  внутреннего мира человека и его поступков;. Объяснять значения слов:

«психология», «восприятие», «память» «мышление», «воображение».

10-12, с.12 задание 1,2

3

Общество

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать понятие о человечестве; характеризовать место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира;  характеризовать функции государства   Объяснять значения слов: «семья», «народ»,

«государство», «общество».

 с.13-16 задания № 4

4

Российская Федерация

1

Научатся находить на карте различные субъекты РФ; узнают о них. Познакомятся с политико-административной картой России;

с.17-23 задание 2

5

О чем расскажет план.

1

Научатся находить на плане различные объекты. Познакомятся с планом школы.

С.24-27

6

Что такое экология?  Проект « Богатства , отданные людям»

1

-определить цель проекта;

-распределять обязанности по проекту в группах;- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью; подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды),

  с.28-29

 задание 1,2

7

Обобщение знаний по теме  « Как устроен мир»

1

Учатся оценивать свои достижения

С.32-33

Эта удивительная природа – 19 ч.

8

Звездное небо- великая книга при роды

1

Объяснять значения слов: «тело», «небесное тело», , знать название планет солнечной системы.

Различать их, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений

С40-43

9

Тела, вещества, частицы.

Из чего состоит всё?  Практическая работа № 1

«Тела, вещества, частицы»

1

. - характеризовать понятия «тело», «вещество», «частица»;

- приводить примеры тел (естественных и искусственных), веществ, частиц;

- приводить примеры цветков и соцветий;

- различать естественные и искусственные тела;

- разграничивать понятия «тела» и «вещества»;

- различать молекулярное строение твердых, жидких и газообразных веществ;

 с.44-47

задание для домашней работы

10

Разнообразие веществ.

Практическая работа № 2

«Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

- характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты;

- в ходе практической работы выявлять наличие крахмала в продуктах питания;

- отличать кислоты от других веществ, различать сахар и соль по вкусу;

- описывать изучаемые вещества по плану;

- оценивать свои достижения на уроке

 с.48-51

 задания 1,2

11

Воздух и его охрана.

Практическая работа № 3

«Свойства воздуха»

1

Объяснять         значение         слова «кислород».  

Различать цель опыта, ход опыта, вывод.  

. исследовать и характеризовать свойства воздуха в ходе практической работы;

- формулировать выводы из учебного эксперимента;

- предлагать меры по охране чистоты воздуха;

- интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

 с.52-55

задания для дом. работы

12

Вода.  

Практическая работа № 4 «Свойства воды»

1

Объяснять         значение         слова «фильтр».  

Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. - исследовать и характеризовать свойства воды в ходе практической работы;

- формулировать выводы из учебного эксперимента;

- моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами воды при нагревании и уменьшение – при охлаждении

 с.56-59

задание для домашней работы

13

Превращения и круговорот воды.  

Практическая работа № 5

«Круговорот воды в природе»

1

Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот» .Различать три состояния воды.

 наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадение дождя;

- моделировать кругооборот воды в природе

 с.60-61

 задание для домашней работы

14

Берегите воду!

1

Анализировать         схему         в учебнике, сопоставлять полученные         сведения         с информацией из текста.  Понимать, что надо охранять и беречь воду. моделировать в виде схемы источники загрязнения воды;

- обсуждать меры по экономии воды;

- интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды;  

  с.63-67

 задание для домашней работы

15

Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы»

1

Объяснять         значение         слова «перегной».  

На         основе         схемы моделировать связи почвы и растений.  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- исследовать свойства почвы в ходе учебного эксперимента;

- обсуждать вопрос о взаимосвязи  живого и неживого в структуре почвы;

- выявлять роль дождевых червей в структурировании почвы;

- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;

характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

с .68-71

 задания 1-3

16

Разнообразие растений

1

Объяснять         значение         слова «ботаника».  

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать предложенный список растений по группам;

- определять с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе;

- рассказывать о разнообразии растений  

Приводить примеры растений разных групп и видов.

 с.72-76

 задания 1,2

17

Солнце, растения и мы с вами

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

  с.77-79

 задания 1,2

18

Размножение и развитие растений.  

Практическая работа № 7

«Размножение и развитие растений»

1

Объяснять         значение         слова «опыление».

характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;

- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени

  с.80-83

 задания 1-3

19

Охрана растений. Проверочная работа

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

 с.84-87

задания 1-2

20

Разнообразие животных

1

Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие».

. понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

-приводить примеры животных разных групп;

- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе;

- работать с электронным приложением к учебнику;

- формулировать выводы по изученному материалу

 с.88-93

 задания 1,4

21

Кто что ест  

Проект «Разнообразие природы родного края"

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и

поискового характера

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать и приводить примеры животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

- оценивать свои достижения на уроке;

 с.94-97 задание 1

22

Размножение и развитие животных

1

Объяснять         значения         слов: «личинка», «куколка», «малёк»,         «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

 понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать животных разных групп по способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных разных групп;

- рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;

- работать с терминологическим словариком;

  с.98-102

 задания 1-3

23

Охрана животных

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

- с помощью атласа-определителя определять животных, занесенных в Красную книгу России;

- обсуждать меры по охране животных;

- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;

- с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее

 

 с.103-106, задания 2-3

24

В царстве грибов

1

Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы».  

С помощью иллюстраций учебника и атласа-

определителя         различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.  

Называть         правила         сбора грибов.

 с.107-111, задания 1,3

25

Великий круговорот жизни.

Тест № 1

1

Рассказывать о круговороте веществ на Земле.  

Называть основные звенья круговорота         веществ: производители, потребители, разрушители. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;

- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

- моделировать круговорот веществ в природе;

- рассказывать о круговороте веществ на Земле

 114-115

 по схеме или модели рассказать о круговороте веществ на земле  

26

Обобщение знаний по теме « Эта удивительная природа»

1

Оперировать терминами по пройденному разделу, применять полученные знания на практике

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

с .116-120

Мы и наше здоровье – 10 ч.

27

Организм человека

1

Объяснять значение выражения «система органов».  

Называть и показывать на модели органы человека

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;

- анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника;.

 с.122-124

 задания 1-2

28

Органы чувств

1

Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа

самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по данному плану (работа в группе);

- опознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

- формулировать правила гигиены органов чувств;

 с.125-128

задания 1-3

29

Надёжная защита организма.  

Практическая работа № 8

«Знакомство с внешним строением кожи»

1

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог»,

«обмораживание».

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- изучить в ходе практической работы свойства кожи;

- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по их назначению;

- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

- подготовить рассказ об уходе за кожей;

.

 129-131

задания 1-2

30

Опора тела и движение

1

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы»,

«опорно-двигательная система»,         «осанка».

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать роль скелета и мышц для опоры тела и движения;

- характеризовать роль правильной осанки для здоровья организма;

 с.132-134

задания 1-2

31

Наше питание.  

Проект «Школа кулинаров»

1

Объяснять значения понятий: «белки»,         «жиры», «углеводы»,«пищеварительная система».

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать наличие питательных веществ в продуктах питания;

- моделировать строение пищеварительного тракта;

- моделировать схему движения пищи по пищеварительному тракту, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

- обсуждать правила рационального питания;

- составлять меню здорового питания;

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

 с.135-137

задания 1-2

32

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса»

1

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная         система

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;

- моделировать строение дыхательной системы;

- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

- моделировать строение кровеносной системы;

- обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;

- учиться находить пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту в ходе практической работы;

 с.138-140

 задание 1-2

33

Умей предупреждать болезни

Объяснять значения понятий: «закаливание»,

        «инфекционные         болезни»,«аллергия».

  - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать факторы закаливания;

- формулировать правила закаливания;

- составлять памятку по закаливанию;

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

- работать с терминологическим словариком

с.141-142

задание 1,2

34

Здоровый образ жизни.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать

С .143-145

35

Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье»

 Проверочная работа.

1

выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность - неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

 с.148-153

36

Презентация проектов

«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного фая»,

«Школа кулинаров»

1

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Наша безопасность -8 ч.

37

Огонь, вода и газ

1

Объяснять         значение         слова «диспетчер».  

понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей

С.4-6  р.т. №4

38

Чтобы путь был счастливым.

Тест № 2

1

готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте;

- формулировать правила безопасного поведения;

- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

- выполнять тесты с выбором ответа о правильном – неправильном поведении на улице и в транспорте;

 С.7-11  задание 1

39

Дорожные знаки. Тест № 3

1

        Объяснять         значение         слова «сервис».  

Называть дорожные знаки:

предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса.

- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

- выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков

 С.12-15

 р.т. №4

40

Опасные места

1

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

- моделировать опасные места в своем дворе в виде схемы;

- составлять памятку по избеганию опасности;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке

 С . 16-19, р.т. №3

41

Природа и наша безопасность.  

Проверочная работа

1

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

характеризовать опасности природного характера;

- находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

- отличать гадюку от ужа;

 с .20-24 сообщение о ядовитых растениях и грибах

42

Экологическая безопасность.

Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды»

1

        Объяснять         значения         слов:«экологическая

безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать по схеме цепь загрязнения;

- приводить примеры цепей загрязнения;

- моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

Называть правила экологической безопасности.

 С.25-29 р.т. №6

43

Проект «Кто нас защищает?»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта;

- определить цель и этапы работы;

- распределить обязанности;

 - подбирать открытки, делать слайды;

- презентовать проект

 С  . 30-31

44

Обобщение по разделу « Наша безопасность»

Адекватно         оценивать         и анализировать свои знания/незнания.

С . 34-38

Чему учит экономика -12 ч.

45

Для чего нужна экономика?

1

- понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить;

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

- приводить примеры товаров и услуг;

- формулировать роль труда в создании товаров и услуг;

- разграничивать товары и услуги;

- работать с терминологическим словариком;

- прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

Понимать,         что удовлетворение

потребностей людей - главная задача экономики.

 С.40-42

 задание 2

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики

1

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд»..

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике;

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

- прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров;

- раскрывать роль науки в экономическом развитии;

- подчеркивать роль профессий родителей в экономике;

 С.43-45

задание 2.

47

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11

«Полезные ископаемые

1

Объяснять         значения         слов: «месторождение», «геолог».

- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

- выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

- характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки);

- с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые.  Раскрывать         основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила         охраны         полезных ископаемых.

 С.46-50, р.т. №7,8

48

Растениеводство.

Практическая работа № 12

«Знакомство с культурными растениями»

1

. Объяснять         значения         слов:

«отрасль»,«растениеводство».

. - в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

- обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

- различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы;

- определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

- характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

- выявлять связь растениеводства и промышленности;

С.51-53

 р.т. №5,6

49

Животноводство

1

Объяснять         значение         слова «животноводство».  

        Называть         домашних сельскохозяйственных животных   классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов;

-выявлять взаимосвязь растениеводства,  животноводства и промышленности;

- работать с терминологическим словариком;

- исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке

 С.54-57 задание 2

50

Какая бывает промышленность?

1

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность»,«электроэнергетика»,

«металлургия»,«машиностроение», «химическая

промышленность»,         «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

- соотносить продукцию и отрасли промышленности;

- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

- характеризовать труд работников отраслей промышленности;  

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу

 С . 58-61

 задание 3

51

Проект «Экономика родного края»

1

 Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

 Готовить проект

52

Что такое деньги?

Практическая работа № 13

«Знакомство с различными монетами» 

1

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль»,

«заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа);

- обсуждать, от чего зависит цена товара;

- характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях;

- моделировать ситуации  бартера и купли-продажи;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы по изученному материалу;

- оценивать свои достижения на уроке.

 С . 62-65

 задание 3

53

Государственный бюджет

1

. Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

- определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

С . 66-68

54

Семейный бюджет

1

 Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия».

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;

- моделировать семейный бюджет

С . 69-71

задание 2

55

Экономика и экология.  

1

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. Объяснять значения         слов: «танкер»,         «экологическая катастрофа», «экологический прогноз».         

характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации;

- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

- обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

- моделировать экологические прогнозы

 С. 72-75

Задание 2,3

56

Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика?»

1

Адекватно         оценивать         и анализировать         свои знания/незнания.

 С.78-79

Путешествие по городам и странам -12 ч.

57-59

Золотое кольцо России

3

Объяснять         значение         слова «финифть».  

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России;

- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

- опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;        

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

 

С. 86-95

Задание 3

60

Проект «Музей путешествий»

1

Определять цель проекта, , создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал;

- выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их;

- подготовить сообщения (экскурсии по музею);

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

 Подготовить проект

61

Наши ближайшие соседи

1

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

С . 96-99  

Задание 2

62

На севере Европы

1

Объяснять значения понятий:

«Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк»,

«гейзер».  

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы;

- выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений;

- работать  с терминологическим словариком;

- соотносить флаги стран с их принадлежностью государству;

-опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей;

- составлять вопросы к викторине по скандинавским странам;.

С 102-111

Задание 3

63

Что такое Бенилюкс?

1

Объяснять         значение         слова «дамба».  

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте;

- соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями;

- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику;

- используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам;

С 112-118

Задание 1

64

В центре Европы

1

Объяснять         значение         слова «фиакр».  

 понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте;

- соотносить достопримечательности и страну, где они находятся;

- опознавать достопримечательности по фотографиям;

С 119-124

Задание 3

65

По Франции и Великобритании  

1

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу.  

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями;

- описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям;

- составлять вопросы для викторины

С 125-133

Задание 2

66

На юге Европы

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте;

- соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями;

- составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

- описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

С 134-139

Задание 1

67

Всемирное наследие Тест № 5

1

. - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

- обсуждать цели международного туризма;

- работать с картой;

- соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся

С 140-145

С 148-149

68

Обобщение знаний по теме «  Путешествие по городам и странам»

1

Адекватно         оценивать         и анализировать         свои знания/незнания.

                                                                                                                      Приложение 2

Критерии оценивания по окружающему миру

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

           Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:

Ошибки:

• неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;

• нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;

• неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;

• неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;

• незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

• неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.

Недочёты:

• преобладание при описании объекта несущественных признаков;

• неточности в определении назначения прибора, его использование;

• неточности при нахождении объектов на карте.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...