Рабочая программа. Окружающий мир. Домашнее обучение
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Опалева Светлана Семёновна

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_okr_mir_3kl._1variant.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

МБОУ Гнездовская СШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

_____________Ниценкова Т.Н..

Протокол № 1 от «___».08.2022

_________________Осипова Е.А.

31.08.2022

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мир природы и человека»

для 3  класса начального общего образования
на 2022-2023  учебный год

                                                           Составитель:Опалева Светлана Семёновна,

 учитель начальных классов

Новые Батеки, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  по предмету «Мир природы и человека»  для 3 класса  составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599) с учетом рекомендаций ТПМПК.
  3. Примерная рабочая обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
  5. СП 2.2364 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  6. СанПин 1.2.3658 -21 «Гигиенические нормативы и  требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  7. АОП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МБОУ Гнездовской СШ (1вариант)
  8. Учебного плана МБОУ Гнездовская СШ.
  9. Положения о рабочей программе МБОУ Гнездовской СШ.

На изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе отводится по 0,5 часа в неделю. Курс рассчитан на 17  часов (34 учебные недели). 

 Кол-во часов по УП на 2022\23 уч. год:

Занятия с учителем

Самообразование

Итого

Кол-во часов по УП

 17

51

68

Кол-во часов в неделю

0,5

1,5

2

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования

естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших

классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых

детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно

углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи

между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс «Мир природы и человека»

должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как

«Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему

знаний.

Общая характеристика учебного предмета

Цель программы обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные,

следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями

природы; формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание»

и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

-уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать

новые знания об основных ее элементах;

- расширить представления взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;

- выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ,

отмечать фенологические данные;

-сформировать знания учащихся о природе своего края;

-сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности

человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционные задачи:

-развитие зрительной памяти и зрительного восприятия;

-развитие способности обобщать и делать выводы при наблюдениях;

-развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать запоминания и

припоминания при закреплении материала;

-коррекция восприятия времени, пространственного восприятия;

-формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;

-устранение недоразвития словаря через толкование новых незнакомых слов;

-развитие коммуникативной функции речи;

-совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа;

-обучение приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка

материала, анализу изученного) при изучении предметов и явлений окружающей

действительности;

-развитие логического мышления на всех этапах урока;

-активизирование познавательной деятельности развивающими вопросами,

нестандартными заданиями во время беседы;

-развитие наблюдательности, способности понимания главного в воспринимаемом

учебном материале.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения данного учебного предмета, согласно ФГОС,

включают освоенные обучающимися знания и умения, полученные на уроках и

готовность их применения.

Достаточный уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи,плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространённых в данной местности;

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и

образ жизни;

- соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений,животных, человека;

- определять по сезонным изменениям время года;

- определять направления ветра.

Минимальный уровень

правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2—3 растения, наиболее распространённых в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;

- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;

- соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод;

- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений,

животных, человека

Личностные

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,

занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и

социальной частей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные

-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и

выходить из-за парты и т. д.);

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать

оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо

знакомых предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном

материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей

действительности;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое

изображение, таблицу

Коммуникативные

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

-сотрудничать с взрослыми в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с

людьми;

Содержание программы учебного предмета

Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.

Основные виды деятельности: Формировать представление о временах года. Познакомить с названиями месяцев. Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях осенью, зимой, весной, летом. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки. Учатся различать объекты живой и неживой природы.

Неживая природа

Основные виды деятельности: Сформировать первоначальное представление о неживой природе: о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и человека. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность.

Живая природа

Основные виды деятельности: Организовать наблюдения за животными и растениями включить детей в природоохранительную деятельность. Различать домашних и диких животных. Приводят примеры различных домашних животных, показывают как изменения погоды влияют на жизнь животных. Называют животных леса. Характеризуют их отличительные черты. Различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут. Ухаживать за комнатными растениями. Выполнять элементарные гигиенические правила. Учить сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей.

Человек

Основные виды деятельности: Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом . Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь

Тематическое планирование 17ч.

п/п

Темы раздела

Целевые ориентиры

результатов воспитания

Кол-во часов

1

Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе.

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

6

2

Неживая природа

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

3

3

Живая природа

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

4

4

Человек

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

4

Всего за год

17

Календарно-тематическое планирование  17 ч


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Часы по самообразованию

Темы по

самообразованию

1.

Времена года. Осень.

1

1,5

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток

2.

Животные и

птицы осенью

1

1,5

Экскурсия в природу.

3

Растения осенью

1

1,5

Экскурсия. Листопад, увядание трав

4

Долгота дня  зимой. Времена года . Календарь  

1

1,5

Экскурсия.

5

  Растения  и животные зимой..

1

1,5

Экскурсия.

Занятия людей зимой.

6

Время года. Весна.       Растения   и животные весной.

1

1,5

Знакомство с названиями весенних месяцев Занятия людей весной.

7

Время года. Лето.   Растения   и  животные летом.

1

1,5

Знакомство с названиями летних месяцев Занятия людей летом.

8

Солнце в разные времена года.

Сутки

1

1,5

Восход и заход солнца.Наблюдения.

9

Воздух. Термометр. Ветер

1

1,5

Правила поведения во время урагана

10

Части растений. Жизнь растений. Комнатные растения.

1

1,5

Уход за комнатными растениями.

11

Овощи. Сад. Фрукты.    Фрукты в питании человека

1

1,5

Огород. Овощи в питании человека.

12

Дикие и домашние животные.  

1

1,5

Правила ухода за домашними животными

13

Птицы.

1

1,5

Певчие птицы

14

Человек.   Сердце. Кровь. Пульс человека

1

1,5

Окружающая среда и здоровье человека

15

Питание человека.

1

1,5

Правила питания

16

Профилактика отравлений.

1

1,5

Первая помощь

17

Промежуточная аттестация.

    1

1,5

Безопасное поведение

Критерии оценивания.

При проверке знаний, умений и навыков учитываются:

- понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;

- логичность построения ответа;

- знание терминологии (по изучаемой теме);

- практическое применение полученных знаний и умений.

«5» - учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;

- строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;

- правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;

- самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно.

«4» - учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;

- нуждается в помощи при построении сложных предложений;

- требует помощи в логическом построении предложения, диалога;

«3» - учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;

- употребляет при пересказе простые предложения;

- нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний;

- дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;

- не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности.

«2» - учащийся не овладел учебным материалом. Допускается словесное оценивание «Не справился».

Литература

Учебно – методический комплект (УМК):

1.Учебник "Мир природы и человека» 3 класс авторы: Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Москва "Просвещение", в 2 ч, 2019г.

2.Матвеева Н.Б., Попова М.А  рабочая тетрадь «Мир природы и человека. 2 класс» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) – М.: Просвещение, 2019.

 

Дополнительная литература:

1. Ткаченко Т. А. Совершенствование связной речи. Логопедическая тетрадь.- Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2006

2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс (домашнее обучение) УМК "Перспективная НШ" окружающий мир

Рабочая программа  составлена по программе УМК"Перспективная НШ" 2 класс (домашнее обучение) 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, домашнее обучение Класс 1

Данная программа предназначена для домашнего обучения по математике в 1 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике, домашнее обучение 3 класс

Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру, домашнее обучение 3 класс

Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...

Рабочая программа 4 класс Домашнее обучение 1 полугодие

Рабочая программа 4 класс Домашнее обучение 1 полугодие...

Рабочая программа. Русский язык . Домашнее обучение

Рабочая программа по русскому языку . 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение....