Отчет по самообразованию учителя начальных классов Межевикиной Е.В.
статья по окружающему миру (4 класс)

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в начальной школе. 

Правильный выбор и сочетание различных средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.

Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

В условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

Данная тема раскрывает важность комплексного использования средств наглядности на уроках «Окружающего мира» в начальное школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Межевикиной Елизаветы Вячеславовны, учителя начальных классов.

Тема: «Комплексное использование средств наглядности на уроках «Окружающего мира» в начальное школе.»

Цель исследования: изучение возможности использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность  понятия «наглядные средства  обучения» и принципы использования средств обучения на уроках Окружающий мир;
  2. Изучить классификацию  средств наглядности;
  3. Раскрыть особенности  использования ИКТ на уроках  окружающего мира;
  4. Выявить значение  комплексного использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира.

Были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ  психолого-педагогической и методической
    литературы по проблеме использования наглядных средств.
  2. Анализ и обобщение передового педагогического опыта, с целью решения проблемы использования наглядных и технических средств обучения в практике работы учителей.

Работа по данной теме была рассчитана на 1 год.

Проблема исследования:  заключается в том, что в условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

На уроках окружающего мира учитель использовал различные виды наглядности(традиционные и новейшие):

  1. естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы;
  2. экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;
  3. картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;
  4. объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;
  5. звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов;
  6. символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;
  7. смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, учитель продумал место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.  Учитель имел в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирал такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

Кроме того, средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Учитель показал всю важность обучения картографической грамоте, т.к. т.к. оно знакомит их с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в географической форме.

Помимо этого, учитель сконструировал систему творческих заданий, помогающих ребёнку успешнее усвоить изучаемый материал, чтобы школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности.

В заключении можно сказать, что наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках естествознания в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы. Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения говорили многие ученые и педагоги, он широко используется в обучении младших школьников и в наше время. Необходимо отметить обязательность комплексного использования наглядных средств обучения, т. к. оно обеспечивает полное интеллектуальное развитие младшего школьника, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бенин В. Л. Заметки о развитии педагогического образования / Человек в мире культуры. 2014. № 1. С. 46-52.
  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М., 2003.- с. 21.
  3. Буянов А. О., Луговской А. М. Методика развития учебной деятельности на уроках географии средствами демонстрационного эксперимента / Проблемы региональной экологии. 2014. № 3. С. 146-149.
  4. Гончарова Н. А. Наглядность на уроке географии / Научные труды SWorld. 2014. Т. 11. № 4. С. 73-77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Отчет о самообразовании учителя начальных классов 2021-2022 учебный год.

В данном материале представлен отчет о самообразовании учителя начальных классов по теме "Роль детской книги в развитии мелкой моторики и речи младших школьников"....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Для самообразования было выбрано «Использование ИКТ как средства повышения познавательной активности учащихся».В этом документе описан итог моей деятельность по самообразованию....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Данный файл содержит краткий отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме "Методы и приемы развития творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности"....

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Отчет по самообразованию учителя на тему: "Развитие логического мышления на уроках математики через решение задач на движение"...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

В данном материале представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как основа формирования читательской к...