Кто такие насекомые?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Наталья Анатольевна Гавриленко

.Создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_nasekomye.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

16.10.2020 год.               Урок окружающего мира 1 класс

Тема: Кто такие насекомые?

Цель

1.Создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое».

2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

3.Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Вид урока

Открытие нового знания

Универсальные учебные действия

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения; уважительно относиться к иному мнению.

Методы и формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Учебно-методическое обеспечение урока

Учебник; презентация; «СВЕТОФОР» для оценки своих достижений; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста; карточки «Кто не является насекомым?»; коллекции насекомых; ромашка и бабочки для осуществления рефлексии.

С Ц Е Н А Р И Й          У Р О К А

Этап урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Стихотворный настрой

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 
Подтянитесь, улыбнитесь 
И тихонько все садитесь. 
Будем отвечать, трудиться, 
Ведь заданья нелегки. 
Нам, друзья, нельзя лениться, 
Так как мы – ученики. 

приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные

Коммуникативные

II. Актуализация знаний.

Цель: Подготовить

детей к работе.

Фронтальная работа.

- Как всегда  спешит с вами встретиться Муравьишка Вопросик .Он приготовил для вас задания и сложил их в конверт. Это не просто задания…это

Игра  «Закончи  предложения»

1.Лиственными называются ….

2. Хвоинки –это……

3. Как различить ель и сосну?

4.Сосновый лес называется…..

Игра «Узнай дерево».

- Что происходит осенью с лиственными растениями?

- А с хвойными?

- Если я называю лиственное дерево, то вы поднимаете кружок жёлтого цвета, если называю хвойное дерево – зелёного.

Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница.

- Так какие деревья мы называем лиственные?

- А хвойные?

Работают с сигнальными карточками.

Познавательные

Регулятивные

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Определение задач урока.

Фронтальная работа.

- А сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие.

Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке, именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

Аудиозапись пчёл на лугу.
- Кто же они? Догадались?

 – Как одним словом можно назвать этих животных?

- какая тема?

– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?

 – Назовите цель урока.

Слушают.

Отвечают.

Насекомые.

Узнать, каких животных мы называем насекомыми.

Личностные

Регулятивные

IV. Изучение нового материала.

Цель: Создать условий для постановки проблемного вопроса.

Фронтальная

- Наш герой Муравьишка  немного загрустил, потому что однажды ему сказали, что он насекомое. А он не знает кто такие насекомые. И правда ли что он насекомое. Ребята, а как вы думаете кто Муравьишка? Насекомое или нет?

- Постараемся помочь нашему герою разобраться в этом вопросе.

Отвечают.

Коммуникативные.

Физкультминутка

Цель: Снять напряжение.

Коллективная

- В своих путешествиях наш герой часто встречал удивительных животных, которые стали ему друзьями. Муравьишка их фотографировал и нам передал эти фотографии.

-Посмотрите, какие они разные, красивые, неповторимые! А вы их узнали?

Физминутка «Бабочка»

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

IV. Изучение нового материала.

Цель: Создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое».

Поиск ответов на проблемный вопрос

Работа по учебнику с.32.

–Назовите строение тела бабочки.

– Сравните эти части у стрекозы и божьей коровки.

Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются картинки с признаками.

 – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?

 Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).

 Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют. Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:

 – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;

 – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;

 – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;

 – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.

 Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.

 – Но только ли у насекомых есть крылья?

 – Значит, данный признак нельзя считать главным.

Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?

 Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.

 – Только ли у насекомых есть усики?

 – Значит, и этот признак нельзя считать главным.

Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

– Значит, и этот признак нельзя считать главным.

Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют шесть ног».

– Ваши предположения, зачем насекомым лапки?

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:

 – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;

 – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;

 – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;

 – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?

 – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?

Наличием трёх пар ног.

Рассматривают строение бабочки

Ищут ответ на проблемный вопрос

Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения

Физкультминутка

Цель: Снять напряжение.

Коллективная

Поднимайте плечики

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, Прыг-скок!

Стоп! Присели!

Травушку покушали,

Песенку послушали.

Музыкальная физминутка.

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: Закрепить знания о насекомых.

Работа в группах

Практическая работа

Игра «Найди лишнее»

- У вас на столах лежат иллюстрации. Рассмотри их и назови лишнее. Кто не является насекомым? Почему? 

Моделирование.

- А чем питаются насекомые?

- У меня в руках губка и шприц. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

- Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.

Работа в тетради с. 22.

─ Какого цвета кузнечик?

─ Подумайте, а почему кузнечик зеленый?

─ А вот насекомые шмель, оса, пчела имеют ярко-желтую окраску с черными полосками. Как вы думаете, почему?        

- Докрасьте рисунок? Какой цвет выберешь?

Работают по карточке.

Угадывают насекомое по звуку.

Предполагают.

Закрашивают.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.  Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Используют наглядный материал для решения учебной задачи.

VII. Включение в систему знаний

Цель: Обобщение знаний.

Фронтальная работа

– А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.

 Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».

 А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».

 Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?

Условные знаки.

 – А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают?

«Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых»

«Не уничтожай насекомых»

«Не разоряй муравейники»

Слушают.

Продолжают сказку.

Делают вывод.

Объясняют знаки.

Осуществляют анализ объектов.

VI. Рефлексивно-оценочный

Цель Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка.

Обобщающая беседа

─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну.

─ С кем мы познакомились на уроке?

─ Как их называют одним словом?

─ Выполнили мы учебные задачи урока?

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.

ФИОЛЕТОВАЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.

 КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.

– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения.

Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....