Кто такие насекомые?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
.Создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
16.10.2020 год. Урок окружающего мира 1 класс
Тема: Кто такие насекомые?
Цель | 1.Создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое». 2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру. 3.Воспитывать мотивацию к учебной деятельности. | |||||
Вид урока | Открытие нового знания | |||||
Универсальные учебные действия | Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; выдвигать гипотезы и их обосновывать. Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения; уважительно относиться к иному мнению. | |||||
Методы и формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах. | |||||
Учебно-методическое обеспечение урока | Учебник; презентация; «СВЕТОФОР» для оценки своих достижений; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста; карточки «Кто не является насекомым?»; коллекции насекомых; ромашка и бабочки для осуществления рефлексии. | |||||
С Ц Е Н А Р И Й У Р О К А | ||||||
Этап урока | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
I.Организационный момент Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Стихотворный настрой | Прозвенел уже звонок. | приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные Коммуникативные | ||
II. Актуализация знаний. Цель: Подготовить детей к работе. | Фронтальная работа. | - Как всегда спешит с вами встретиться Муравьишка Вопросик .Он приготовил для вас задания и сложил их в конверт. Это не просто задания…это Игра «Закончи предложения» 1.Лиственными называются …. 2. Хвоинки –это…… 3. Как различить ель и сосну? 4.Сосновый лес называется….. Игра «Узнай дерево». - Что происходит осенью с лиственными растениями? - А с хвойными? - Если я называю лиственное дерево, то вы поднимаете кружок жёлтого цвета, если называю хвойное дерево – зелёного. Берёза, дуб, ель, сосна, клён, осина, лиственница. - Так какие деревья мы называем лиственные? - А хвойные? | Работают с сигнальными карточками. | Познавательные Регулятивные | ||
III. Постановка учебной задачи. Цель: Определение задач урока. | Фронтальная работа. | - А сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие. Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке, именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Аудиозапись пчёл на лугу. – Как одним словом можно назвать этих животных? - какая тема? – А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое? – Назовите цель урока. | Слушают. Отвечают. Насекомые. Узнать, каких животных мы называем насекомыми. | Личностные Регулятивные | ||
IV. Изучение нового материала. Цель: Создать условий для постановки проблемного вопроса. | Фронтальная | - Наш герой Муравьишка немного загрустил, потому что однажды ему сказали, что он насекомое. А он не знает кто такие насекомые. И правда ли что он насекомое. Ребята, а как вы думаете кто Муравьишка? Насекомое или нет? - Постараемся помочь нашему герою разобраться в этом вопросе. | Отвечают. | Коммуникативные. | ||
Физкультминутка Цель: Снять напряжение. | Коллективная | - В своих путешествиях наш герой часто встречал удивительных животных, которые стали ему друзьями. Муравьишка их фотографировал и нам передал эти фотографии. -Посмотрите, какие они разные, красивые, неповторимые! А вы их узнали? Физминутка «Бабочка» | Выполняют движения согласно тексту | Осуществляют профилактику утомления | ||
IV. Изучение нового материала. Цель: Создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое». | Поиск ответов на проблемный вопрос | Работа по учебнику с.32. –Назовите строение тела бабочки. – Сравните эти части у стрекозы и божьей коровки. Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются картинки с признаками. – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют. Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например: – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду; – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду; – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара. – Но только ли у насекомых есть крылья? – Значит, данный признак нельзя считать главным. Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». – Ваши предположения, зачем насекомым усики? Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют шесть ног». – Ваши предположения, зачем насекомым лапки? – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву; – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага. – Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? Наличием трёх пар ног. | Рассматривают строение бабочки Ищут ответ на проблемный вопрос | Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения | ||
Физкультминутка Цель: Снять напряжение. | Коллективная | Поднимайте плечики Прыгайте кузнечики Прыг-скок, Прыг-скок! Стоп! Присели! Травушку покушали, Песенку послушали. Музыкальная физминутка. | Выполняют движения согласно тексту | Осуществляют профилактику утомления | ||
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: Закрепить знания о насекомых. | Работа в группах Практическая работа | Игра «Найди лишнее» - У вас на столах лежат иллюстрации. Рассмотри их и назови лишнее. Кто не является насекомым? Почему? Моделирование. - А чем питаются насекомые? - У меня в руках губка и шприц. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых? - Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. - Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка. Работа в тетради с. 22. ─ Какого цвета кузнечик? ─ Подумайте, а почему кузнечик зеленый? ─ А вот насекомые шмель, оса, пчела имеют ярко-желтую окраску с черными полосками. Как вы думаете, почему? - Докрасьте рисунок? Какой цвет выберешь? | Работают по карточке. Угадывают насекомое по звуку. Предполагают. Закрашивают. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. | ||
VII. Включение в систему знаний Цель: Обобщение знаний. | Фронтальная работа | – А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она? Сказка «Спор животных» Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми». Решили тогда животные … – Продолжите сказку. Что решили животные? Вывод: «Насекомые все нужны». – Как человек должен относиться к насекомым? Условные знаки. – А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых» «Не уничтожай насекомых» «Не разоряй муравейники» | Слушают. Продолжают сказку. Делают вывод. Объясняют знаки. | Осуществляют анализ объектов. | ||
VI. Рефлексивно-оценочный Цель Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка. | Обобщающая беседа | ─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. ─ С кем мы познакомились на уроке? ─ Как их называют одним словом? ─ Выполнили мы учебные задачи урока? – Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек: ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых. ФИОЛЕТОВАЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю. КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. – Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. | Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок. | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-97903-1376746714.jpg)
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55745.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172821-1357407373.jpg)
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/25/picture-137266-1537873387.jpg)
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-229058-1366173057.jpg)
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....