Из чего состоит всё
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

- познакомить с понятием «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.

- узнать отличительные черты каждого из них;

- научиться приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

Планируемые результаты:

-предметные: - знакомиться с твёрдыми телами, жидкостями, и газами, их наиболее характерными представителями;

- различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,

- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

-личностные:  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива» 3 класс, 1 часть; рабочие тетради (печатная) ; стакан с водой, спички, палочки, сахар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_chego_sostoit_vsyo.docx47.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Из чего состоит все».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: 

- познакомить с понятием «тела»; познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.

- узнать отличительные черты каждого из них;

- научиться приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

Планируемые результаты:

-предметные: - знакомиться с твёрдыми телами, жидкостями, и газами, их наиболее характерными представителями; 

- различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы,

- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

-личностные:  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- осознавать необходимость бережного отношения к природной среде, проявлять интерес к созданию новых веществ.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспектива» 3 класс, 1 часть; рабочие тетради (печатная) ; стакан с водой, спички, палочки, сахар.

Этапы урока

(методы)

Время

(мин)

СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность ученика

УУД

I. Организация начала занятия

Словесный:

Приветствие учащихся

2 мин

Здравствуйте ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть.

Надеюсь, у вас сегодня хорошее настроение и вы готовы к работе.

Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока.

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок

Л.самоопределение

Л.смыслообразование

П.- целеполагание

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками

II. Постановка учебной задачи

Словесный:

-беседа;

Практический:

-классифицировать слова

-опрос;

- анализ определения;

- постановка целей урока;

Практический:

-работа со словами;

- работа в тетрадях;

Практический: работа с загадками;

-работа в группах;

2 мин

2 мин

2 мин

3 мин

5 мин

Работа с понятиями

Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод  (это мебель)

2)Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости)

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда)

- Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела)

- Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов)

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы)

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны)

- Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. (Из чего состоят все предметы?)

На этот вопрос нам предстоит ответить.

- Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?

Работа с определением

- В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно –то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас».

Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать.

 - познакомимся понятие «тела»; познакомимся с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел.

- узнаем отличительные черты каждого из них;

- научимся приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы.

Работа со слайдом

- Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

-Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

-Рассмотрите схему.

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр 36.

Как вы поняли задание? Что вы выбрали? Почему? А теперь самостоятельно выполните номер 2. Расскажите, что вы написали.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

Работа в группах

-Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова – отгадки.

1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (
Вода)

2. Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (
Зеркало)

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...(
Солнце)

4. Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (
Ложка)

5. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом. (
Заяц)

 - Какие тела называем природными, а какие искусственными?

Сравнивать понятия

Делать выводы

Рассуждать, отвечать на вопросы

Формулировать тему и цели урока

Анализировать понятие, запоминать

Анализировать слова, отвечать на вопросы

Ставить цели урока

Выполнять задание в рабочей тетради

Работать с учебником, искать ответы на вопросы.

Отгадывать загадки

Делать выводы

Рассуждать, отвечать на вопрос

Рассматривать иллюстрации

П.-

 осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р.- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

К. -понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное мнение;

К.- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

III. Динамическая пауза

Словесный:

-опрос;

Словесный:

- чтение учебника;

Словесный:

- рассказ учащихся

Практический:

- работа с иллюстрациями;

Словесный:

-дополнение материала учителем

Практический:

-проведение опыта;

- объяснение определения;

- делать вывод на основе опыта;

Практический:

-классификация слов;

Словесный:

-беседа;

Практический:

-опыт;

Словесный:

- объяснение определения;

Практический:

-опыт с водой;

Практический:

- опыт со спичкой;

Словесный:

-выявлять признаки и делать вывод;

Практический:

-работа в рабочих тетрадях

3

мин

2 мин

5 мин

3 мин

1 мин

3 мин

2 мин

Динамическая пауза (видеоматериал)

Работа с учебником

Прочитайте  параграф на странице 52-53 и расскажите , что такое вещество?

Может ли тело состоять из нескольких веществ? Приведите пример.

Дополнение материала

-Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ  кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела.

- Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт.

Опыт с водой и сахаром

- У меня есть кусочек сахара и стакан с водой.

Мне нужен один помощник. Опустим сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим?

- Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара.

- Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц.

- Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами.

Работа со словами на слайде.

– Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы.

Вода, камень, железо, дым, пар, сок.

– По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок  – жидкие, дым и пар – газообразные.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях.

– Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам.

– В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах.

Опыт с палочками

 Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод.

Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная.

Проведение опыта с водой.

– Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды?

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем)

Опыт со спичкой.

– Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым?

 Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. 

Газы не сохраняют форму и объем.

Работа в тетрадях.

– Давайте попробуем нарисовать молекулы в рабочей тетради на стр. 36 номер 3, которые находятся в твердом веществе, жидкости и газе. Молекулу обозначим кружочком.

– Рассмотрите рисунки (на с. 50-51). Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких, газообразных.

А теперь выполните в парах задание 4 в рабочих тетрадях и вместе проверим.

Выполнять физ.минутку

Анализировать материал

Наблюдать за опытом, делать вывод

Высказывать мнение

Делать вывод на основе проведенного опыта

Анализировать, запоминать определение

Анализировать понятия, делать вывод

Классифицировать понятия

Выполнять проверку

Работать в парах, выполнять задание

Делать вывод на основе проведенного опыта

Наблюдать за опытом

Рассуждать, отвечать на вопрос

Наблюдать за опытом

Делать вывод

Выполнять задание в тетрадях

Анализировать иллюстрации, высказывать свое мнение

П.- Работа в малых группах сотрудничества.

К.- использование критериев для

обоснования своего суждения

К.-достижение договоренностей и

согласование

общего решения

Л.- осознание ответственности за

общее дело

Р.- определять цель выполнения заданий на уроке;

К.– учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве

разных позиций ;

П.– выполнение действий по

алгоритму

П.-осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

Л.-адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности

П.-определение основной и

второстепенной информации

К.-выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

IV. Итог урока

Словесный:

-опрос;

V. Рефлексия -объяснять выполнение рефлексии

2 мин

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

-Какое открытие для себя сделали?

-Что еще хотели бы узнать?

Какие умения мы сегодня использовали на уроке?

-Давайте оценим, как вы работали на уроке. Выясним, что получилось.

На листочках нарисуйте смайлик соответствующий вашему настроению.

- Всем спасибо за активность и  внимание на уроке!

Анализировать  вопросы, отвечать

Выполнять рефлексию

К.- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

Л.- проявлять уважение к другим людям, самодостоинство;

Л.-адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности

Домашнее задание Словесный:

- задавать д/з

1 мин

Записываем домашнее задание.

Записывать домашнее задание

Л.- нравственно-этическое оценивание

усваиваемого

содержания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Из чего состоят предметы

Тема «Из чего состоят все предметы»               ...

внеклассное мероприятие по теме "Из чего состоит наша пища"

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у младших школьников основ здорового образа жизни через культуру правильного питания....

"Из чего состоят предметы?"

Презентация к уроку окр. мира во 1 классе. УМК "Школа 2100..."...

"Испокон века книга растит человека": Библиотечный урок на тему: "Из чего состоит книга, структура книги" для учащихся 2-3 классов

Цель библиотечного урока познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию. Урок построен в форме беседы с эле...