Занятие "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Усачева Богдана Богдановна

                                        Занятие №12

                                « Зимующие птицы»

Цель: обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.

 

Задачи:

закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки, места обитания, питание; обогащать словарь по данной теме;

корригировать мышление, зрительное восприятие, внимание на основе выполнения заданий на закрепление;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: ноутбук, проектор, флешка с презентацией, раздаточный материал с заданиями, карточки с названиями птиц, кормушка, карточки с вороной и снегирями.

Ход урока

- Ребята, посмотрите, что изображено на рисунке?

- Кого вы видите на картине? (птиц)

- По каким признакам вы это определили? (У птицы есть 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост, голова, туловище.)

- А среди них каких птиц вы уже знаете? (Снегирь, синица…, сорока, ворона, воробей…)

- Каким словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

(О зимующих птицах)

- Правильно. Прочитайте тему нашего урока.

(Слайд)

- Зимующие птицы.

IV. Актуализация знаний.

- Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны - остаются зимовать)

- Что мы с вами знаем о синице?

(Синица – маленькая птица с жёлтой грудкой.)

- А что мы знаем о снегире?

( Снегирь получил название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами. )

  1. Основной момент.

- Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-чирик!» (воробей)

- Эта птица всем знакома-

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её (ворона).

- Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока

Белобокая (сорока)

-Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица-почтальон.

Пролетит любой маршрут. (голубь)

- Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

- Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (сова)

-Что это за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

- Красногрудый, чернокрылый

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Физминутка для глаз

(Ребята водят глазами за птицей.)

Работа с учебником, стр.60-61

Задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас. (устно)

Задание 2. Подумай и ответь на следующие вопросы полным ответом: (устно)

- Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?

- Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

- Что страшнее для птицы: голод или холод?

Физминутка

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

(Плавные покачивания поднятыми руками.)

Локти согнули,

Кисти встряхнули.

(Встряхивание кистей рук перед собой)

в стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

(Движения руками.)

VI. Закрепление.

-Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

- Для чего нужны кормушки?

- Чем питаются птицы?

- Чем птицы хватают корм?

- Зачем ещё птице нужен клюв?

(Клювом птица хватает добычу, защищается от врагов, долбит кору, роет землю или прощупывает землю, чистит пёрышки, строит гнёзда. У птицы 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост. Птица высиживает яйца, из которых потом появляются птенцы.)

- Что можно положить в кормушку?

(зерно, хлебные крошки, сало, крупы)- показ на подносе

- Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они ищут себе корм. Прилетают к нашим жилищам. Мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Игра на внимание «Летает - не летает»

- Ребята, сейчас я вам буду называть слова, если называемый предмет обозначает «птицу», вы должны махать крыльями, если нет, то тихо сидим.

- Машина, воробей, дерево, дом, синица, ворона, голубь, кровать, муха, ручка, стрекоза, медведь, дятел.

- Правильно, ребята? Молодцы!


 

Задание «Подбери действие»: (в паре)-

Артём, Дина, Диана, Аркадий

(Подобрать слова- действия к слову птица)- работа с карточками )

Трещит, чирикает, читает, воркует, разговаривает, прыгает, рисует, летает.

Игра на внимание «Четвёртый лишний»-

закрыть птиц фишками- (работа в паре) - Юлия, Азалия

- Какая птица лишняя в каждом ряду?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/11/25/k_5fbdc44da71a5/564396_2.png


 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/11/25/k_5fbdc44da71a5/564396_3.png


 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/11/25/k_5fbdc44da71a5/564396_4.png


 

Игра «Назови ласково» (если останется время)

Кормушка-кормушечка

Синица-синичка

Снегирь-снегирёчек

Воробей-воробушек

Клюв-клювик

Хвост-хвостик

VII. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

- Как называют птиц, которые не улетают на юг?

- Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Какая птица вам очень понравилась? Почему?

- Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

- Ребята, у вас на парте лежат карточки с изображением птиц. Если вам урок очень понравился и вы узнали много нового о зимующих птицах, то возьмите снегиря и поставьте на кормушку, если урок не понравился, то возьмите ворону и поставьте на кормушку.

  1. Итоги урока. Оценивание.

2б- раскрасить синицу; снегиря

3б- разгадать кроссворд

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Занятие №12

                                « Зимующие птицы»

Цель: обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.

Задачи:

закрепить и уточнить названия зимующих птиц, их характерные внешние признаки, места обитания, питание; обогащать словарь по данной теме;

корригировать мышление, зрительное восприятие, внимание на основе выполнения заданий на закрепление;

воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: ноутбук, проектор, флешка с презентацией, раздаточный материал с заданиями, карточки с названиями птиц, кормушка, карточки с вороной и снегирями.

Ход урока

- Ребята, посмотрите, что изображено на рисунке?

- Кого вы видите на картине? (птиц)

- По каким признакам вы это определили? (У птицы есть 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост, голова, туловище.)

- А среди них каких птиц вы уже знаете? (Снегирь, синица…, сорока, ворона, воробей…)

- Каким словом можно назвать этих птиц? (зимующие)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

(О зимующих птицах)

- Правильно. Прочитайте тему нашего урока.

(Слайд)

- Зимующие птицы.

IV. Актуализация знаний.

- Каких птиц мы называем зимующими?

(Зимующие птицы не улетают в тёплые страны - остаются зимовать)

- Что мы с вами знаем о синице?

(Синица – маленькая птица с жёлтой грудкой.)

- А что мы знаем о снегире?

( Снегирь получил название, потому что прилетает к нам с первым снегом. Питается семенами, ягодами. )

  1. Основной момент.

- Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-чирик!» (воробей)

- Эта птица всем знакома-

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её (ворона).

- Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет всё до срока

Белобокая (сорока)

-Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица-почтальон.

Пролетит любой маршрут. (голубь)

- Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Всё равно он будет мой. (дятел)

- Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (сова)

-Что это за птица, тонкоклюва, желтогруда? (синица)

- Красногрудый, чернокрылый

Любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Физминутка для глаз

(Ребята водят глазами за птицей.)

Работа с учебником, стр.60-61

Задание 1. Посмотрите на рисунок и скажите, какую из нарисованных птиц можно встретить сейчас. (устно)

Задание 2. Подумай и ответь на следующие вопросы полным ответом: (устно)

- Как называются птицы, оставшиеся на зиму в родных краях?

- Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

- Что страшнее для птицы: голод или холод?

Физминутка

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

(Плавные покачивания поднятыми руками.)

Локти согнули,

Кисти встряхнули.

(Встряхивание кистей рук перед собой)

в стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

(Движения руками.)

VI. Закрепление.

-Что за стол среди берёз,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

- Для чего нужны кормушки?

- Чем питаются птицы?

- Чем птицы хватают корм?

- Зачем ещё птице нужен клюв?

(Клювом птица хватает добычу, защищается от врагов, долбит кору, роет землю или прощупывает землю, чистит пёрышки, строит гнёзда. У птицы 2 ноги, 2 крыла, 1 хвост. Птица высиживает яйца, из которых потом появляются птенцы.)

- Что можно положить в кормушку?

(зерно, хлебные крошки, сало, крупы)- показ на подносе

- Молодцы! Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они ищут себе корм. Прилетают к нашим жилищам. Мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Игра на внимание «Летает - не летает»

- Ребята, сейчас я вам буду называть слова, если называемый предмет обозначает «птицу», вы должны махать крыльями, если нет, то тихо сидим.

- Машина, воробей, дерево, дом, синица, ворона, голубь, кровать, муха, ручка, стрекоза, медведь, дятел.

- Правильно, ребята? Молодцы!


Задание «Подбери действие»: (в паре)-

Артём, Дина, Диана, Аркадий

(Подобрать слова- действия к слову птица)- работа с карточками )

Трещит, чирикает, читает, воркует, разговаривает, прыгает, рисует, летает.

Игра на внимание «Четвёртый лишний»-

закрыть птиц фишками- (работа в паре) - Юлия, Азалия

- Какая птица лишняя в каждом ряду?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/11/25/k_5fbdc44da71a5/564396_2.png


https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/11/25/k_5fbdc44da71a5/564396_3.png


https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/11/25/k_5fbdc44da71a5/564396_4.png


Игра «Назови ласково» (если останется время)

Кормушка-кормушечка

Синица-синичка

Снегирь-снегирёчек

Воробей-воробушек

Клюв-клювик

Хвост-хвостик

VII. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

- Как называют птиц, которые не улетают на юг?

- Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Какая птица вам очень понравилась? Почему?

- Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

- Ребята, у вас на парте лежат карточки с изображением птиц. Если вам урок очень понравился и вы узнали много нового о зимующих птицах, то возьмите снегиря и поставьте на кормушку, если урок не понравился, то возьмите ворону и поставьте на кормушку.

  1. Итоги урока. Оценивание.

2б- раскрасить синицу; снегиря

3б- разгадать кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...