Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Органы чувств", 3 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Органы чувств", 3 класс, УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Программа: УМК  «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Органы чувств

Класс: 3 «Г»

Учитель: Пилюгина Ирина Владимировна

Дата проведения: 21.12.2017.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Ресурсы урока: учебник, часть 1, рабочая тетрадь, часть 1( А.А. Плешаков.), аудио запись(песня),стаканчики с водой, игрушки, чеснок для опытов, карточки для работы в группе.

Задачи:

  • Мотивировать учащихся к изучению раздела «Мы и наше здоровье»;
  • Познакомить учащихся с науками , изучающими организм человека: анатомией, физиологией, гигиеной;
  • Формировать представление об органах и системах органов человека.
  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

Цели урока (с ориентацией на ученика):

  • Упорядочить опыт учащихся.
  • Сформировать понятие «органы чувств».
  • Показать роль и специфику разных органов чувств.
  • Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

Педагогические технологии : проблемное, коллективное, групповое обучение, здоровьесберегающие.

Проблема: бережное отношение к своему организму

Планируемые результаты

(четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Предметные:

Знать системы органов человека (их части и назначение);

Иметь представление о науках, изучающих организм человека, их взаимосвязи;

Уметь показывать расположение органов на теле человека

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

Оценивать достижения на уроке;

Умение работать в паре;

Участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы;

Формулировать определения понятий

Личностные:

Понимать значимость безопасного, здорового образа жизни;

Владеть начальными навыками адаптации в мире;

Определять личностный смысл учения

Коммуникативные: 

уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика, учителя, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь, уметь договариваться при работе в группе.

Личностные :

проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные :

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные :

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

строить монологическую речь в устной форме.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Организационный момент:  приветствие, подготовка к уроку

Предлагает разминку по данной тебе: называет начало предложения, ученики хором должны его дополнить.

Предлагает разгадать загадки, отгадки вывешивает на доску. Спрашивает, что связывает данные слова на доске.

 

Дополняют предложенные предложения.

Определяют, что общего между данными словами, объясняют свои ответы.

Организация познавательной деятельности

Организует работу в группах с предложенными заданиями.

Организует работу с текстом учебника (с.126-129), предлагает подготовить рассказ по плану.

Организует дискуссию по проблеме «нужно ли беречь органы чувств»

Предлагает ,самостоятельно выполнить задание в рабочей тетради(с.74 №2 (1) )

Работают в группах. Отвечают на вопросы по заданиям, делают выводы.

Работают в группе, читают один из текстов, готовят рассказ по предложенному плану. Представляют результаты работы.

Активно отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют задание. Обмен тетрадями.

Подведение итогов

Спрашивает, что узнали на уроке, над какими умениями работали, какие выводы для себя сделали в результате работы над темой.

Помогает определить домашнее задание (с.74 №3)

Оценивают степень достижения учебной задачи.

Определяют личный смысл изучения темы.

Определяют домашнее задание.

Рефлексия

Как вы работали на этом уроке? Применяет метод «Светофор»

Ученики относят свои карточки к тому цвету светофора, который подходит им по результатам урока.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

1 этап:

Организационный момент

( 1 мин)

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

 -Давайте мы поздороваемся  с нашими гостями. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.

- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья.

- «Здравствуйте!»  - говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Давайте с вами проверим, всё ли вы подготовили к уроку. (Учебник, тетрадь, пенал.)

Приветствуют гостей

Приветствие.

Коллективная

2 этап

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания ( 2 мин)

3 этап

Изучение нового материала. Формулирование темы и целей  урока.

(5 мин.)

 4 этап.

Открытие детьми нового знания

( 25 мин)

Физминутка для глаз (1мин)

5 этап Физ.кминутка

( 1 мин)

Продолжение работы по теме урока

Работа в группах.

6 этап.

Закрепление

(5 мин)

7 этап

Рефлексия. Подведение итогов урока.

(2мин)

8 этап

Домашнее задание

(1 мин)

9. Итог урока

- Какой раздел мы начали с вами изучать? (мы и наше здоровье)

-Какую тему прошли на прошлом уроке? (Организм человека)

- Из чего он состоит?

-А что такое «системы органов»? (Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов)

-Какие системы органов вы знаете? Какие органы в них входят?

 -А мы с вами продолжаем путешествие по организму

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

- Что общего у этих частей? (это органы)

Можем ли мы их назвать одним словом?

 (Органы чувств)

«Органы чувств» это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и  узнаем для чего они нам нужны

- Как их называют и почему, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

(варианты детей)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы –группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу. 

-Показали свою готовность.

1. Исследование органа зрения.

-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?  (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод.  Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- Проведите исследование  своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод      

    - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор.  При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

- Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего?    (Орган зрения)    

С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

  2. Исследование органа слуха.

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).

Какой вывод можно сделать?  (Уши нужны, чтобы слышать)

Учитель включает аудио музыки.

-Какая музыка прозвучала? Что помогло вам это почувствовать, услышать?

(Нам помогли в этом уши)

-  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего?   (Орган слуха)

- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(На доске появляется запись  « орган слуха»).  

Игра «Угадай голос».

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт.

-Подойдите ко мне представители от каждой группы.

- Лаборанты, возьмите по стаканчику.

 (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

- Можем ли мы определить , что внутри, не снимая крышечки.  (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос)

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

А умение человека различать запахи получило название  «обоняние».

Дайте научное определение.    

Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

3. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?   (Затруднение в ответе)

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус.  Дети определяют воду по вкусу.

Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык.

-Дайте научное определение этому органу. Язык-это орган вкуса.

(Появляется запись «орган вкуса» .)

Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

Физминутка

4.Исследование органа осязания

                           Игра «Волшебный мешочек »

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы: мяч, клубок ниток, яблоко.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке , и не смогли отгадать предмет.

 (При помощи кожи).

Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

-А теперь давайте мы поработаем в группах.

-У каждого из вас есть конверт с заданием и инструкция по выполнению этого задания.

У каждой группы задание исследовать разные органы чувств( глаза, уши, кожу, язык, нос)

1 группа: орган зрения-глаза

2 группа- орган слуха-уши

3 группа-орган  осязания-кожа

4 группа-орган обоняния- нос

5 группа-орган вкуса-язык

-Выступают представители групп и представляют свои мини-исследования

-Молодцы ребята, вы все справились с заданием.

-Откройте тетради на с. 74 Выполните задания №.2.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?  

    (Органы чувств)

-Назовите их.  

-Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Вы довольны своей работой?

- Кому было сегодня легко,

Что было вам  тяжело?

- Что бы вы рассказали дома из сегодняшнего урока?

–Что узнали нового?

-Выставление оценок

-Вы большие молодцы, спасибо вам, мне очень понравилось проводить с вами исследование.

Объяснение домашнего задания. Дома вам предстоит, еще раз закрепить свои знания по сегодняшней теме выполнив задание №3 на с.74 в рабочей тетради.

 Д/з : 1. учебник с. 126-129 пересказ

   2. Узнайте, какие профессии связаны с органами чувств. Нарисуйте их.

3.  Сделать небольшое сообщение об одном из органов чувств

- Посмотрите что у меня в руках? (мандарин).

-Какой орган включается? (Орган зрения)

-Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания).

-Почистим мандарин. (Орган обоняния).

-Съедим. (Орган вкуса).

-Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

Активно отвечают на поставленные вопросы

Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

-У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук

Активно отвечают на поставленные вопросы

Работа со словарем

.

Повторяют правила работы в группе.

Обучающиеся показывают свою готовность, берутся за руки и поднимают руки вверх.

Закрывают глаза (затрудняются с ответом)

Делают вывод вместе с учителем.

Активно отвечают на поставленные вопросы

   

Готовятся к следующему заданию.

Закрывают уши, пытаются услышать фразу.

Делают вывод.

Слушают музыку, делают вывод.

Ответ детей

Лаборанты берут стаканчики, пытаются определить, что внутри

Лаборанты подносят стаканы к своим группам, дети по запаху определяют содержимое. Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху,  кофе, мыло

Дают научное определение

Готовятся к следующему заданию

Лаборанты берут стаканы и пытаются на запах, взгляд и слух определить вкус воды. Затрудняются ответить

Делают вывод

Выполняют физминутку

На ощупь пытаются определить предметы в мешочке . Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.

Проделывают тоже , но без рукавички

Делают вывод

Работают в группах

Выполняют задания:

1. Нарисовать условное обозначение органа(глаз, ухо, кожа и т.д…)

2. Выбрать правила гигиены для этого органа

3.Выбрать и  загадать загадку об этом органе чувств

Выполняют задание

Обмен тетрадями

Дети отвечают, высказывая свое мнение

Записывают домашнее задание.

Ответы на вопросы

Объяснительно- иллюстрационный

Исследование

Игра

Объяснительно- иллюстрационный

Игровой метод

Репродуктивный

Фронтальная, Коллективная

Фронтальная, Коллективная

Фронтальная

Групповая

Групповая

Групповая деятельность

Групповая

 

Парная

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Домашние опасности" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Домашние опасности»Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление об опасных ситуациях дома;развитие мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развитие речи;развит...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов» 4 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о Древней Руси; познакомить с достопримечательностями Древнего Киева и Великого НовгородаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с достопримечательностями Др...

Технологическая карта урока окружающий мир; "Опасные незнакомцы" 2 класс; УМК "Школа России"

Цель урока: создание условий по формированию умений ориентироваться в опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьмиЗадачи урокаДидактические:1. Обеспечить осознание и усвоение правил поведения п...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наше питание", 4 класс (УМК "Школа России, А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Наше питание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о правильном питании, о питатель...