Конспект урока Окружающий мир "Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока Окружающий мир 4 класс "Наш край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

УМК «Школа России», 4 класс

Тема: «Поверхность нашего края»

Учитель начальных классов: Мишарина Юлия Сергеевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Жигаловская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.Г. Малкова»

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.
  • Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.
  • Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, мультимедио проектор, компьютер, презентация к уроку, физическая  карта России, атласы, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

-Начнём урок с одного замечательного стихотворения, послушайте его внимательно.

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

-Как вы думаете, почему в целом свете нет родней страны? 


Работа в группе.

-Сейчас некоторые учащиеся будут работать в группе. (4 учащихся)  
-Я вам даю карточку и атлас, в карточке пропущены некоторые понятия, вам нужно работая  с картой в атласе заполнить ее.

 2. Проверка знаний и умений

- Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на  физической карте России?  (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)

- Покажите на карте равнины и плоскогорье России. 
(Один ученик выходит и показывает на карте)

- Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Среднесибирском плоскогорье)
(Один ученик выходит и показывает)

 -Перечислите цвета, с помощью которым определяем рельеф земли. (зеленый, коричневый, желтый.)
-Что показано на карте темно коричневым цветом? (горы) Светло-коричневым? (плоскогорье) Желтым? (возвышенности)
-Что зеленым? (
равнины)

-Ребята, откройте  атлас, который лежит у вас на партах на стр. 18
-На карте изображено Среднесибирское плоскогорье.

-Рассмотрите на карте от чего зависит смена оттенка цвета. (от высоты местности)
-В атласе в правом верхнем углу есть шкала глубин и высот.

-Самый светлый оттенок голубого цвета- это самые неглубокие места, чем оттенок становиться темнее, тем глубже, там же с горами, чем оттенок светлее, тем горы ниже или возвышенности, чем темнее, тем выше.

-По карте с помощью цветов и шкалы высот определите форму рельефа Среднесибирского плоскогорья. (На Среднесибирском плоскогорье преобладают возвышенные пространства с плоской поверхностью и крутыми склонами, напоминая горную местность.)
-Найдите на карте место, где живем мы.
А у нас какой рельеф?
-Часто возвышенности, которые окружают наш поселок называют горами, на самом деле это холмы.

(Рассадка детей)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

 -Какая цель может быть поставлена? (Изучить поверхность нашего края)
-У нас на уроке еще есть проблемный вопрос, на который нам нужно будет ответить в конце урока.
«Нужно ли сохранять поверхность земли?»

3.Освоение новых знаний и способов действия.

-Пока мы с вами работали с картой, некоторые из ребят работали в группе, выполняли задания, которое я им дала в начале урока. Задание было таким, заполнить таблицу, в таблицы пропущены некоторые понятия, ребята работая с картой, должны были вписать эти пропущенные понятия.
-А мы сейчас с вами проверим, справились ли ребята с заданием.
(
Проверка через документ камеру) 

Цвет

Название

Форма рельефа

Стороны горизонта

Ербогачёнская
равнина

Равнина

Темно-коричневый

Горы

Юг

Голубой

Впадина, заполненная водой

Овраг

-Посмотрите, ребята, какая строчка нашей таблица осталось не заполненной?
-Почему  вы ее не заполнили?

-На партах у вас лежат таблички с некоторыми понятиями, прочитайте их.

Понятия

В начале урока

В конце урока

Овраг

Балки

Карьер

Терриконы

-Поставьте рядом с каждым понятием + если вы знаете, что это такое и как оно образуется, - если вы не знаете, на начало урока, + вы ставите если  точно знаете это понятие.
-Кто-нибудь поставил + рядом с каким-либо понятием?

-Чтобы подробнее познакомится с данными понятиями, мы поработаем с учебником, откройте стр. 139
- На знакомство с текстом я даю вам две минуты.
- Как он образуется овраг? (
начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы, потоки талой дождевой воды размывает ее, поэтому овраг постепенно увеличивается, при этом он губит большие участки плодородной почвы)
Слайд Обозначение оврага на карте.

Демонстрация макета оврага.
-Посмотрите на последовательность распространения оврага, правильная ли расположен макет?

-Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.) Слайд
-Что такое балка? (
овраг зарастает деревьями и кустарниками, перестает увеличиваться и превращается в балку) Слайд

-Мы познакомились понятием овраг и балка, со следующим понятием нас познакомит, Илья.
-Не меньший вред нашей природе приносит  карьеры.

-Что такое карьер?  (это огромная рана на поверхности земли.  Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые.  После окончания разработок карьер остался заброшенным.) Слайд
-Как можно его использовать? (
Засыпать карьер и  на  этом   месте  утроить  поле  или  посадить  лес;  можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу )

-У нас в районе кто-нибудь видел карьеры?
-А правильно ли сделали люди, оставив его в таком состоянии?

-И последнее понятие, это терриконы
-С данным понятием нас познакомит Полина.
-Как они образовались? (
Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых) Слайд
-Чем опасны?
 (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.) 

-Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.  Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)

4.Итог урока
-Посмотрим на карточки и подведем итог нашего урока. На табличках мы ставили с вами на начало урока + если нам знакомо это понятие, - если нет, сейчас вы поставите эти же знаки, но  уже в столбец где написано на конец урока, + если знаете, - если нет, знак? если у вас остались вопросы.
(
Сдают карточки учителю)

-Какую цель мы поставили в начале урока?
-Рассмотрите внимательно фотографии (
пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы).

 Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)

-Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха.
-А теперь настало время ответить на наш проблемный вопрос «Нужно ли сохранять поверхность земли?» (Ответы детей)

-Оказывается, что поверхность земли тоже нужно беречь.
Домашнее задание.

Стр. 139-144
Найти доп. Материалы о понятиях с которыми мы познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Конспект урока окружающего мира "Твой родной край"

Данный урок разработан для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

конспект урок окружающего мира в малокомплектной школы. Тема "Грибы" - 2 класс, "Наш край"- 4 класс

Данный урок проведён в малокомплектной школе. Урок "Грибы" по УМК "Перспектива", урок "Мой край" по УМК "Школа России". Автор учебников - А А Плешаков....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе: «ОХРАНА ВОДОЁМОВ НАШЕГО КРАЯ»

формировать представления о водоёмах нашего края;познакомить со значением водоёмов и их значением;воспитывать экологически грамотного, социально активного школьника, бережно относящегося к природе;обо...

КОНСПЕКТ УРОКА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС НА ТЕМУ "НАШ КРАЙ НА КАРТЕ РОДИНЫ" УМК "ШКОЛА РОССИИ"

КОНСПЕКТ УРОКА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС НА ТЕМУ "НАШ КРАЙ НА КАРТЕ РОДИНЫ" УМК "ШКОЛА РОССИИ"...