урок "Наш край"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Самарская Татьяна Ивановна

технологическая карта урока по окружающемй миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya-karta-uroka-okruzhayuschij-mir-4-klass.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   метапредметного урока по окружающему миру  4 класс

                                                             учитель Самарская Т.И.

Тема урока

Наш край

Тип урока

Изучение нового материала  

Цель

Познакомить с географическим положением нашего края, с  особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Задачи

1. Расширить знания детей о Родном крае, в котором они живут: водоёмы, растительный и животный мир, полезные ископаемые, достопримечательности края, города.

2. Развивать умение в поиске необходимой информации и анализа полученной информации.

3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Наш край».

4. Содействовать развитию нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.

Планируемый результат

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Познакомить с группами особенностей и привлекательностью нашего края. Научить работать
с интерактивными источниками информации- картой, с моделями изучаемых объектов, с источником информации из интернета.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учащихся.

Коммуникативные:  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

договариваться с людьми: выполняя различные роли, работая в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения;

формирование умения определять своё отношение к миру.

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Методы и формы работы

Объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский метод, формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах,  проблемный метод обучения.

Оборудование урока

путеводитель «От земли до неба», энциклопедии, учебник, атласы, карты-  Политико – административная карта России, физическая карта Республики Татарстан, карта Кайбицкого района, мультимедийный проектор, презентация, компьютер

Место проведения урока

Класс

Основные понятия

Российская Федерация,  Республика Татарстан, полезные ископаемые, города, заповедники, достопримечательности края.

Педагогические технологии

Здоровьесберегающие, личностно-ориентированная технология, организация сотрудничества в малых группах, технология продуктивного обучения, проблемные технологии, технология критического мышления, ИКТ.

                                                                                         Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Технология

1

Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.

В добрый день, добрый час! Я рада видеть вас! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Улыбнулись друг другу

Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного.

Технология личностно-ориентированного обучения

2

Актуализаци я знаний. Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

Подготовка учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации.

- загадка

Ты держишь целый мир в руках -
Моря и океаны,
Тайгу, вершины гор в снегах,
Все города и страны  (карта)

В каждой группе учащихся своя карта они рассматривают её и  говорят то, о чём она может рассказать

1 группа с.58 – физическая карта –

С помощью окраски показаны формы рельефа: низменности, возвышенности, плоскогорья, горы. Показаны водные объекты: моря, омывающие Россию );

2 группа с.72 – карта природных зон  - территория с характерным климатом, почвой, растениями и животным миром

Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «физическая карта», «рельеф», «природные зоны», «климат», использовать их в активном словаре; — уметь «прочитать» карту и обосновывать своё мнение.

Технология проблемного обучения

3

Самоопределение к деятельности, мотивация к учебной деятельности.

Цель: учить детей формулировать тему и цель урока, находить информацию в словаре.

 .(Звучит запись песни "Наш край")

- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?  

- Да, совершенно верно. Мы сегодня еще  раз поговорим о нашем крае. Какова цель урока?

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (ответы детей)

- Что означает слово край? (в словаря Ожегова)

-

—  Какие определения для нас подходят?

- Что вы называете родным краем?  

-Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке. 

В начале урока Вы рассказывали о картах. Ещё раз проговорим о том, какие же карты знаем?

(Потому что говорить сегодня будем о нашем крае)

Работа со словарем

(Находят информацию самостоя тельно и рассказывают друг другу)

- Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)

 (Второе и третье.)

(там где родился,пошёл в школу, бегал с друзьями на речку, в лес,

 край где родился, живёшь)

- Дети называют. (можно открыть на учи ру. Разнообразие карт)

https://uchi.ru/b2g/ctp/subject/world/lesson/313 

Регулятивные умения:

— понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Технология интегрированного обучения

4

Учебно-познавательная деятельность Цель – формировани е у учащихся представлени й о родном крае

А) Работа по админитсративной карте России

-Давайте познакомимся с  картой России (учебник с.136-137). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

-Сколько республик, краёв, автономных округов в составе

нашей страны? (85)

-Найдите самые крупные, республики, края, автономные

округа, где они находятся (Западно- сибирской равнине и

Средне- сибирском плоскогорье)

-Что можете сказать о Восточно- Европейской равнине

(густонаселена)

Учащиеся выискивают информацию в учебнике, находят карту в учебнике, рассматривают её, затем рассказывают

- (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Предметные умения:

- учить читать карту по условным знакам;

—определять его местоположение на карте;

 Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

Технология проблемного обучения.

Б) Работа по карте РТ

В) Карта Кайбицкого района

— Найдите на карте территорию, где мы живем. https://uchi.ru/b2g/ctp/subject/world/lesson/313 

-  Какой город является главным на нашей территории?

-  Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край?

Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями?

В какой природной зоне мы живем?

Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.

Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской ,или Русской , равнины, у слияния великих рек  Европы Волги  и Камы. Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль ,Удмуртия,и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.

Большая часть республики находится в зоне лесов и лесостепей. Здесь холодные  зимы и умеренно- теплое лето.  Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.

Учащиеся работают в группах.

(слайд 2)


5

Физкультминутка

Цель: изменить деятельность детей, ослабить утомление.

Утром стрекоза проснулась

Подтянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась

Два- изящно покружилась,

Три- нагнуласьи присела

На четыре – полетела.

Здоровьесберегающие технологии. Продуктивные технологии.

6

Закрепление знаний.

Цель: уметь работать с картой находить свой край на карте, находить нужную информацию из разных источников.

А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края.

- Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите село, в котором мы живем.

Чем богат наш край?

-Ребята, что дает наш край стране?

Доп. Информация:

-В каком районе мы живём?

(Кайбицкий  район )

- На какой территории находится район?

(Район находится на территории Восточно - Европейской равнины)

- Найдите и назовите по карте наших соседей.

(Граничит с Зеленодольским, Верхнеуслонским, Апастовским районами и республикой Чувашия)

На партах учебники, энциклопедии – дети осуществляют поиск информации.

Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона). Климат моего края.

–1 группа

Особенности природы. Животный мир края - 2 группа

Особенности экономики. (промышленность) – 3 группа-

 

Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные: работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

- Личностные: проявлять целостный взгляд

на мир в единстве

его народов,

культур и религий.

Коммуникативные:

 - вступать в

учебный диалог с

учителем.

Проблемные технологии. Работа в группах.

Закрепление знаний.

Цель: уметь

представить

самостоятельно

добытую

информацию

А теперь проверим знания, которые получили на уроке. Предлагаю вам подготовить рассказ «Что расскажу иностранцам о моем крае». А помогут вам в этом карточки-помогайки.

Готовят рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае».Каждая группа представляет свою информацию.

Познавательные: 

осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений.

Предметные:

— рассказывать о природе родного края и Личностные:

- желание приобретать новые знания и умения; Коммуникативные:

- правильно формулировать собственные мысли.

7

Рефлексивно-оценочный этап

Цель: дать оценку учебным действиям;

соотнесение

поставленных

задач с

достигнутым

результатом

-Какую цель урока мы ставили?

Что мы называем родным краем?

О чём нам может рассказать административная карта России?

- Что новое открыли для себя?

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

 

Анализ. Самооценка детей.

Оценочный лист

Оценка деятельности

1)Группа работала активно

2)Все соблюдали культуру общения

«Отличная работа! Молодцы!» - зелёный кружок

«Хорошая работа!» - жёлтый кружок

«Не очень получилось»- красный кружок

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний –

отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; осуществляют поиск средств достижения поставленных задач;

учиться

делать самооценку своей

деятельности на уроке

Технология личностно- ориентированного обучения.

                                                             Самоанализ урока

Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.

Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

Цель: Познакомить с географическим положение нашего края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Расширить знания детей о Родном крае, в котором они живут: водоёмы, растительный и животный мир, полезные ископаемые, достопримечательности края, города.

2. Развивать умение в поиске необходимой информации и анализа полученной информации.

3. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Наш край».

4. Содействовать развитию нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.

Тип урока: изучение нового материала  

Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу. На уроке чередуются различные виды деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах)

Урок начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.

Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу.

Опираясь на ранее приобретённые знания была проведена актуализация знаний. Переходу к новой теме способствовала одна из форм игровых технологий – загадка. При помощи наводящих вопросов я старалась добиться того, чтобы дети сформулировали тему и цель урока.

Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами. Я предлагала ученикам рассказать о нашем крае, его географических особенностях, растительном и животном мире, климате.

Я применяла ИКТ для повышения мотивации учащихся, для развития внимания учащихся и познавательной деятельности.

На уроке были реализованы принцип наглядности (использование презентации, словарь, книги, разные карты ), принцип научности ( давала дополнительный материал, дети оперировали научными понятиями, работали с учебником  для получения новых знаний).

Здесь еще один момент - межпредметная связь (окружающий мир – русский язык, литературное чтение). Ученики работали  со словарём.

Старалась подобрать физминутку так, чтобы она соответствовала теме урока.

В течение урока преподносился дополнительный научный материал, который вызывал интерес. Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима, смена видов деятельности. 

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достигла.


Скачано с www.znanio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...