Конспект открытого урока в 1 классе по окружающему миру: "Что нам осень подарила"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Что нам осень подарила". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Что нам осень подарила"27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что нам осень подарила»

Окружающий мир

1 «В» класс

УМК: «Начальная школа 21 век»

                                                                                                            Подготовила:

учитель начальных классов

                                                                                                   ГБОУ СОШ  №412

Раскина Марина Константиновна

29 сентября 2021г.

Петергоф

Тема урока: Что нам осень подарила

Тип урока: изучение нового материала

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с понятием культурные растения и местах их произрастания; уточнения понятий: плод, ягоды, бахчевые культуры; способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле, умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметныенаучатся определять понятия: культурные растения, плоды,  ягоды, бахчевые культуры, сад, огород, поле, лес», их значение для человека; классифицировать плоды на группы по местам их произрастания.

Метапредметные:

познавательныеобщеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; предметные – повторить и расширить сведения о плодах осени, местах их произрастания; логические – классифицировать объекты по разным признакам; знаково- символические – работать с таблицей;

регулятивныецелеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

коммуникативныевзаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностныенравственно-этическая ориентация– понимают красоту и природу родного края; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Оборудование: компьютер, презентация, проектор

учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» 1 класс

корзина с листьями, корзина с муляжами различных плодов, конверты с изображениями плодов для самостоятельной работы, кленовые листики и тучки, таблички с изображением различных плодов  для работы у доски, таблички с надписями: «лес», «сад», «огород», «ягоды», «бахча»

 мяч, музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Осенняя песня».

                                                                       

                                                          Ход урока:

I Организационный момент. Введение в тему урока

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки смотрят на меня –

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Повернулись, улыбнулись

И сказали: «В добрый путь!»

                                                                                                        (слайд 1)

- Ребята, закройте глазки и послушайте музыку.

             (Звучит музыка П.И. Чайковский «Осенняя песня»)

                                                                                                         (слайд 2)

- Что вы почувствовали, слушая музыку? Какой характер у этого произведения? Как вы думаете, о чем эта музыка?

Эту музыку написал великий композитор Петр Ильич Чайковский

и посвятил нашей прекрасной гостье.

                                    (выходит ученик с корзинкой листьев)    

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят…летят…летят.

- Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (осень)

                                                           (слайд 3)

- Как вы догадались? Какое явление природы описывает поэт Трутнева Евгения Федоровна?                               (листопад)

II Актуализация знаний

- Мы с вами сейчас попробуем стать поэтами и поиграем в поэтическую игру « Доскажи словечко»

                                                (слайд 4)

Листьям время… (опадать)

Птицам время… (улетать)

Грибникам… (искать грибы)

Ветру… (сильно завывать)

Солнцу… (стынуть)

Тучам… (литься)

Животным всем пора запасы  …… (заготовить)

А ребятам всем… (учиться)

- Скажите, пожалуйста, что мы с вами сейчас называли?  

                                                                           (признаки осени)

-  Посмотрите, осень принесла нам целую корзину разноцветных осенних листьев. Чем ещё может порадовать нас осень?                    

                          (выходит ученик с корзиной овощей)

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

 - Что такое урожай?

                                           (Урожай – это сбор плодов.)

                                                            (слайд 5)

III Изучение нового материала

  1. Работа с пословицами

– Прочитайте пословицы.            

Красна весна цветами, а осень – плодами.

Сентябрь холоден, да сыт.

                                                          (слайд 6)

  – Кто может рассказать, о чем они?

- Что такое плод? (Плод – это часть растения, который образуется из цветка, где развиваются семена.)  

- Как можно назвать тему нашего урока?

- Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Тема нашего урока: «Что нам осень подарила».

                                                (слайд 7)

И в садах, и в огороде

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

(слайд 8)

2. Рассказ учителя

– В стародавние времена первые люди на Земле питались семенами диких растений. Эти семена иногда попадали в почву и вырастали рядом с жилищем первобытного человека. Заметив это, люди стали специально высаживать растения и ухаживать за ними. Так появились культурные растения.

– Подумайте, о каких растениях идёт речь?

(Это те растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай…)                                    (слайд 9)

– Одни растения  сажают  в  поле,  их  называют…  полевыми  культурами. (Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха.)

– Другие растут в саду – это садовые деревья и кустарники. (Яблоня, груша, слива, черешня, вишня.)                         (слайд 10)

- Третьи растут на огороде, на грядках. ( Картофель, морковь, свёкла…)

                                                                               (слайд 11)

- Как вы думаете мы все группы перечислили или что-то забыли?

- Где ещё мы можем встретить дары осени?                 (в лесу)

                                                                                 (слайд 12)

- Чем порадует нас осенний лес?                          (ягоды, грибы, орехи, цветы)

3. Работа по календарю сбора ягод.

- Ребята, на доске представлен  календарь сбора ягод. Рассмотрите его, пожалуйста.

Ягоды отличаются от других плодов.

- Что такое ягода?   (Ягода – плод с сочной мякотью, у которой много семян.)

 - Какие ягоды здесь представлены? Назовите знакомые вам. Давайте рассмотрим, когда же собирают каждую ягоду?

- Какие же ягоды мы сможем собрать в лесу осенью?   (клюква, шиповник, рябина)

4. Постановка учебной задачи

    (на доске карточки с плодами осени, раскладываем предметы на группы)

- Посмотрите, что принесла нам осень. Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти плоды осени?                           (сад, огород, лес, бахча)

5. Работа с понятиями

– Перечислите, что вы отнесли к каждой группе.

Огород – картофель, свёкла, морковь  -  корнеплоды.

Сад – яблоко, груша, апельсин.

 Лес, ягоды - клюква, рябина, облепиха.

Бахча, ягоды – арбуз, дыня, тыква – бахчевые культуры.          

(Бахча – это поле, на котором выращиваются арбузы, дыни, тыквы)

6. Физкультминутка

- А сейчас поработаем немного на огороде. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,   раз – два, раз - два  (шагаем)

Огурцы с грядки сорвали, раз – два, раз - два  (приседания)

Выдергали всю морковку, раз – два, раз - два  (наклоны)

Срезали капусту ловко,   раз – два, раз - два   (повороты)

И в корзине от земли вам подарок принесли.    (руки вверх, потянулись)

                                                      

                                                       (слайд 13)

  7.  Игра «Знаете ли вы?»

(Ребята рассказывают интересные факты о плодах осени)

  1. Знаете ли вы, что чернослив - это……(сушеная слива)
  2. Знаете ли вы, что курага – это……….(сушеный абрикос)
  3. Знаете ли вы, что изюм – это …………(сушеный виноград)

Знаете ли вы, что….. 

  1. Зелёный горошек — первый овощ, который поместили в консервную банку.
  2. Цветная капуста – это побег с зачатками цветков. И если не срезать в нужное время или неправильно ухаживать за цветной капустой, то цветки созреют и расцветут.
  3. В брокколи очень много кальция. Кальций необходим для крепких зубов и костей. Если ежедневно употреблять капусту брокколи, то можно немного замедлить процесс старения.
  4. Изначально морковь в дикой природе была фиолетового цвета.  Оранжевой её уже сделали селекционеры. Селекционеры – это ученые, которые занимаются выведением новых видов растений.
  5. Дыня и арбуз – это ягоды. Некоторые японские фермеры выращивают квадратные арбузы. А самая крупная ягода - это тыква.

Ешьте овощи и фрукты!

Это лучшие продукты.

Вас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней!

(ребята рассказывают все вместе)

IV Закрепление изученного материала

8. Игра «Собираем урожай»

- Ребята, давайте поиграем в игру «Собираем урожай».

У вас на столах лежат конверты с плодами осени.        

                               (листочки с нарисованными плодами)

А) - Выберите один плод, который растет в саду. Раскрасьте этот плод нужным цветом.

В) - Выберите один плод, который растет на огороде. Раскрасьте этот плод нужным цветом.

С) – Найдите самую крупную ягоду и раскрасьте нужным цветом.

Когда вы будете готовы, поднимите руку. Ваши подарки мы будем складывать в эту корзину.

- Ребята, вот мы с вами и собрали большой  урожай.

- Скажите мне, пожалуйста, для чего люди выращивают и собирают урожай?

                                (дети отвечают)

   9.  Игра с мячом «Варим варенье из ягод и фруктов»

- Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона?              (варенье)

- А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)

- Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов и ягод.

                                       

Варенье из яблок ………….. яблочное варенье            

Из клубники…………………клубничное варенье         

Из персиков …………………персиковое варенье

Из абрикосов ………………..абрикосовое варенье

Из вишни ……………………вишнёвое варенье

Из груш ……………………..грушевое варенье

Варенье из слив……………..сливовое варенье

 V Подведение итогов урока

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Где люди собирают осенью урожай?

- Расскажите, что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

- О чем вам хотелось бы рассказать дома, чем поделиться?

VI Рефлексия

- У каждого из вас на столе есть листик клёна и тучка.

- Если вам понравилось работать на уроке, задания показались интересными и вы со всеми заданиями справились – поднимите листик клёна, а если вы думаете, что чуть-чуть еще надо постараться, пока ещё что-то не получается - поднимите тучку.

- Я вас благодарю за работу.

         Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с ИКТ по окружающему миру «Охрана животных»

Охрана животныхЦели урока: Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; учить бережно относиться к животным; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люд...

Открытый урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе с применением компьютерных технологий....

Открытый урок и презентация по окружающему миру 3 класс "Экономика и экология" ФГОС Школа России

Открытый урок содержит:разработку урока по окружающему миру 3 класс  ФГОС по программе  Школа России на тему "Экономика и экология"презентацию к уроку....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные  представления об экологии и ее роли в жи...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром на тему : «Сажаем лук вместе»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром на тему : «Сажаем  лук вместе»...

Открытый урок "Строение животных" по окружающему миру в 3 классе

Открытый урок "Строение животных" по окружающему миру в 3 классе...

Конспект открытого урока "Разнообразие животных" по окружающему миру в 3 классе .

Открытый  урок по окружающему миру в 3 кл по программе "Школа России", по учебнику А. А. Плешакова. Знакомство с разнообразием животных, их классификация и групповые признаки....