Технологическая карта урока
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс  "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Технологическая  карта  урока.

Образовательное учреждение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА»  ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Класс: 1а

УМК: «Начальная школа ХХI века»

Учитель: Коновалова Ирина  Александровна

Предмет: окружающий мир.

Тема:  «Наша страна - Россия». 

Тип урока: урок изучения  новых знаний.

 Планируемые результаты:

Цель урока: систематизировать знания о родной стране, о столице России – Москве; познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном.

Задачи урока:

- формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и гордости за свою страну, национальность; продолжать развивать навыки учебного сотрудничества.

  Предметные: знать название родной страны, её символику и название столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина, национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать информацию из источников; воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям народов разных национальностей.

Метапредметные: осознанно строить сообщения в устной форме, сравнивать, обобщать, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 

Познавательные: изучить объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.                                      

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью; отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять совместную деятельность в группах.                                     

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию; эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны, имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение основных моральных норм, развитие мотивов учебной деятельности и внутренней позиции учащегося.

Оборудование:

мультимедийный проектор, музыкальные колонки, компьютер, политическая карта России, изображения герба, флага России, аудиозапись гимна России «С чего начинается Родина» (В. Баснер, М. Матусовский),пословицы о Родине,  портрет В.В.Путина.  презентация, учебник  «Окружающий мир» 1 класс Н.Ф. Виноградова,  цветные карандаши, флажки для  раскрашивания из расчёта на каждого ребёнка в классе, жёлтые и зелёные листочки на каждого ребёнка, рисунок берёзы.

На доске (надписи): Россия, Российская Федерация, Москва, Президент РФ В.В. Путин, Россияне – граждане России

Методы обучения: проблемно-словесный, поисковый, творческий, наглядный, практический.

Виды деятельности: фронтальная  беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, творческие задания,

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, индивидуальная деятельность,  работа в парах.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Устное сообщение учителя.

Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Прочитайте пословицу

Как вы ее понимаете?        

Подготовка класса к работе.

Дружно за руки возьмемся

  И друг другу улыбнемся.

  Знаем мы - и ты, и я:

  Вместе – дружная семья!

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

Демонстрирует картины с изображением родной русской природы под фонограмму «С чего начинается Родина» (В. Баснер, М. Матусовский).

:   О чем эта песня?

  О чем мы будем сегодня говорить ?

Что такое Родина?

Родина - это дом, в котором мы живем, и русская береза, и песни соловья, и полянка в лесу, и река, протекающая рядом. Это место, где мы родились, где  живём со своими родителями, со своими друзьями.(слайд 2)

У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился и вырос.

-А мы с вами, что можем назвать малой родиной?

Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

- А как называется наша Родина?

- Страна, в которой мы живём – Россия.(Учитель показывает на карте)

Слушают песню

О Родине

О Родине

Ответы детей

Наш родной город – Энгельс. (слайд3)

Ответы детей

В. Гудимов
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?              
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

3. Актуализация опорных знаний и умений.
Постановка познавательной задачи.


   Физминутка

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?  

Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия.

-О чем мы будем сегодня говорить ?

Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке?

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

 Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление

Физминутка 2

             

6. Самостоятельная работа с проверкой.

7. Рефлексия  деятельности (итог урока).

Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете.  Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди.

 Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов.

 Много ли народов населяет нашу страну?

- По данным переписи населения, которая проходила в 2010 году,  население России составляет более  141 млн. человек. Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. 

Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие  народы и народности.  В нашей стране, несмотря на то, что ее населяют разные народы, как они должны относиться друг к другу?

 Как можно одним словом назвать жителей России?

Символика России.-

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн.

(Слайд 32) Флаг России.

 Какие цвета составляют флаг России? Ребята дома должны были узнать, что обозначает каждый цвет на флаге нашей страны.

(Слайд 33) Игра «Найди флаг»

- Найдите российский флаг.

- В чём его отличие от других флагов?

Задание: - Разделите территорию России на 3 части и закрасьте их в цвета Российского флага. (Слайд 34-35)

(Слайд 36) Герб России.

- Герб России  сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно рассматривать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей страны, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

Игра «Собери герб»

Слушайте стихотворение и повторяйте.

(Слайд 37) Гимн России.

- Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов  и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы.

Беседа «Президентские выборы»

- В каждом государстве есть главный город. Какой город является  столицей России? (Слайд 38)

Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется?

 Кто является президентом России?  (Слайд 40)

- В чём состоят полномочия президента? (Слайд 40)

- (Слайд 40) Можно ли обойтись без президента?

-Кто может стать президентом?

Может ли стать президентом женщина?

Кто выбирает президента? (Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)

- На какой срок выбирают президента?

- Какими качествами должен обладать человек, который претендует на пост президента?

- Вы строили дом, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и, разрушив его, постарается построить свой, на ваш взгляд не удобный и не красивый?

- На пост президента нужно выбрать такого человека, который не разрушит уже построенное ранее и создаст что-то новое и полезное.  

- Кто из вас быстрее построил свой дом? Другому было труднее. Ему приходилось самому проектировать здание, больше потребовалось времени для создания дома. В политике так же необходимо единство взглядов и действий. Президент должен работать  сообща со своей командой, учитывая интересы и потребности народа своей страны.

Задание. Подчеркните те качества, которыми должен обладать президент.

Тест «Знаешь ли ты Россию?» (Слайд 41)

– Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед Родиной?

- А какие испытания выпадали на долю нашей страны?

- Какое испытание можно назвать самым трудным, даже самым трагическим?

 (Слайд 42)

- Это не только гражданская война 1918 года, но и другие военные конфликты, в которых по разные стороны линии фронта находятся жители одного государства. Как вы думаете, что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?

 Фрагмент мультфильма “Князь Владимир” (1:12:16).

В заключение давайте послушаем стихотворение С. Синицина:

 

Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания, какие впечатления у вас остались от урока.

- Через несколько лет  вы повзрослеете, будете принимать участие в строительстве нашей страны, надеюсь, что  вы проявите столько же терпения, творчества и желания, сколько проявили при строительстве этих нарисованных домов и сделаете нашу страну сильной, красивой и независимой!

Работа с картой.

Ответы детей.

С уважением, пониманием, все делать сообща.

Мы – Россияне.

Сообщения детей.

Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, а из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

Детям предлагаются изображения флагов России и других государств (Франции, Словения, Люксембург, Польша и др.)

Выполнение задания. (Приложение 1)

Дети собирают герб из частей – пазлов. (работа в парах)

(Приложение 1,2)

Дети повторяют движения.

Прослушивание Государственного гимна России.

Москва

Президент

В.В. Путин

(Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.)

(Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет)

(Президента выбирают на 6 лет)

Выполнение задания. (Приложение 1)

Выполнение теста.

(Приложение 1)Взаимопроверка.

Нужно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться).

Дети называют.

Война.

Просмотр фрагмента.

Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь между детьми и родителями, между юношей и девушкой. Любовь к своей Родине!

Чтение наизусть учеником.

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе,
И родное оконце,
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.

Дети называют свои ощущения и чувства. (Дети рисуют солнышко, выразив свое настроение, чувства)

(Приложение 1)

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные  общеучебные:  умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель,  способность к организации, планированию творческой  деятельности.

Предметные:

 осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе;  умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

  Личностные:

  Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...