Конспекты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (3, 4 класс)

Дегтярева Анастасия Игоревна

Уважаемые гости,

   представляю Вашему вниманию

   разработанные мной учебные материалы.

     Буду рада, если они Вам пригодятся!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 18.10.2022

Школа: МОУ АСОШ №104

Класс:

Урок: 3

Время: 9:45-10:25  Кабинет: 210

Студент: Дегтярева Анастасия Игоревна

Группа: 41

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Из чего состоит всё»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирования знаний о природных и искусственных телах и веществах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Сформировать представление о телах природных и искусственных;

2.Познакомить с понятием «вещество», показать разнообразие веществ.

Предметные:

1. Познакомить с понятиями «тело», «вещество», с тремя состояниями веществ;

2. Группировать природные объекты по их отличительным признакам.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление;

2. Закреплять навыки самостоятельной работы.

Личностные:

1. Осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

2. Осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Воспитательные:

1. Уметь проводить самооценку;

2. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

УМК: УМК «Перспектива», учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А, М.Ю.Новицкая.3 кл, 1 ч, рабочая тетрадь Плешаков А.А, М.Ю.Новицкая 3 кл, 1 ч, презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2  мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Игоревна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Присаживайтесь.

Самые активные ребята получат жетоны. Поэтому пожелаю всем хорошей работы на уроке.

-Теперь продолжаем наш урок.

Показывают свою готовность.

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

УУПД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: опрос, беседа.

1. Повторение пройденного материала

-Что означают греческие слова «экос» и «логос»?

- Как отражался образ единого мира- дома в народном творчестве?

- Из каких ярусов состоит мир согласно из древних преданий?

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

"экос" ("ойкос") в переводе с греческого языка означает дом, жилище.

"логос" в переводе с греческого языка означает - знание.

В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов.

Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды.

В среднем ярусе живут животные и люди. 

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

Назови предметы общим словом – понятием:

1)Стол, табуретка, шкаф, комод

2)Стакан, банка, графин, тарелка 

3)Ложки, чайник, нож, кастрюля

- Что объединяет эти три группы предметов? 

- Из чего человек делает вещи? 

- Откуда человек берет материалы для изготовления предметов?

- Сделайте вывод на основании ваших высказываний. 

- Давайте попробуем на основании проведённой работы попробуем сформулировать тему урока в виде вопроса. 

Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете?

 Но у этого слова есть и другое значение, оно –то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас».

Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать. 

 

это мебель

ёмкости для жидкости

это посуда

Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела

Из разных материалов

Это природные материалы

Все предметы из чего-то сделаны

Из чего состоят все предметы?

1 ученик зачитывает определение

В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах».

Познакомимся с понятием «Тело» их состоянием и отличительными чертами.

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1.-Работа в парах

На партах листы с текстом. Перед каждым предложением видим тире. Значит, что это за текст?

Прочитайте по ролям.

Что нового узнали?

2. –Работа с учебником

Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?

- Что относится к живой природе, а что к неживой?

-Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами.

3. Составление схемы

Составьте схему.

Тела- природные и искусственные

Дети читают текст самостоятельно

Диалог.

Высказывания учащихся

Составляют, записывают схему, приводят примеры

Лупа-инструмент или прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых глазом.

У каждой группы на столе коллекция минералов

1 группа – кварц

2 группа – слюда

3 группа – полевой шпат

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, видео

4.Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр 36.

Как вы поняли задание? Что вы выбрали? Почему? А теперь самостоятельно выполните номер 2. Расскажите, что вы написали.

- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов.

- Назовите тела, которые относятся ко второй группе.

Просмотр видеофрагмента

Что узнали? Какие вещества бывают? Приведите примеры.

5. Практическая работа. (Работа в группах)

На первый вопрос мы ответили- узнали, что такое тело, какие бывают тела. А на второй вопрос?

Попробуем сами догадаться. На каждую группу коробка с предметом.

Поиграем в игру «Что это? Из чего это? 

В коробке лежат предметы. Каждый Игрок достает предмет называет-Что это и говорит из чего это сделано?

В конце игры каждая группа должна попробовать ответить на вопрос - Из чего всё состоит?

Все природные и искусственные тела состоят из веществ.

На доске вывешивается табличка – вещества

Веществами называют то, из чего состоят тела.

твердые, газообразные, жидкие.

Представление результатов практической работы.

Стакан – из стекла

Мяч – из резины

Ножницы из стали и пластмассы

шоколадка – из какао-бобов

варежка –из шерсти

печенье из муки, масла и …

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

Практическая работа «Свойства воды»

Возьмем стакан с водой и опустим в него ложку.

Видна ли ложка?

О каком свойстве это говорит?

Понюхаем воду в стакане. Никакого запаха не ощущаем.

Сделаем вывод?

Попробуем воду. Никакого вкуса не ощущаем.

О чем это говорит?

Насыпем в один стака немного соли, а вдругой измельченный мел. Помешаем.

Что произошло?

О чем это говорит?

 Давайте попробуем выполнить задание в рабочей тетради на стр. 36 номер 3, напишите примеры твердых тел, жидкостей и газов. 

да

Вода прозрачная, бесцветная

Вода не имеет запаха.

Вода не имеет вкуса

Соль растворилась, мел не растворился.

Вода может растворять многие вещества, но не все

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация, рабочая тетрадь

Динамическая пауза

Укрепление и поддержка здоровья

Ф Практический :выполнение упражнений

видео

Выполнение упражнений.

видео

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

 Выполнение тестовой работы по вариантам

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

тест

Проверка выполнения теста по эталону.

Обменяйтесь работами в парах. Возьмите карандаш и проверьте ответы.

Самопроверка по эталону.

Самооценка (1 балл за правильный ответ 1-5 задания, 6,7- 2 балла, 8- 3 балла)

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

печ. тетр. стр.37 №4 узнай по описанию обсуди в паре с соседом и напиши правильные ответы.

Вставь пропущенные слова в предложения:

  1. Все, что нас окружает, называется....
  2. Тела состоят из …
  3. Тела бывают…  и ….
  4. Вещества состоят из ...
  5. Вещества могут быть… , жидкие,…
  6. Частица сохраняет свойства …

Ответы детей на вопросы учителя.

Вода

Соль

Сахар

Природный газ

пластмассы

телами

веществ

естественные искусственные

частиц

твердые газообразные

вещества

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация,

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

 

У  с.50-53; ответить на вопросы

в конце темы

Выполнить задание 5 на стр.37 РТ

 Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

Выскажите своё мнение об уроке:

Мне было интересно узнать о ………

Я обязательно найду дополнительную информацию о………….

Я поделюсь новыми знаниями с …….

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Записывают домашнее задание.

Ответы детей 

Из чего состоит всё

Познакомиться с понятием «Тело» их состоянием и отличительными чертами.

да

УУРД: выработать  учебную  мотивацию,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация:



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 11.05.2022

Школа: МАОУ «СОШ № 152 г. Челябинска»

Класс:

Урок: 2

Время: 8:50-9:30

Кабинет: 220

Студент: Дегтярёва Анастасия

Группа: 31

Учитель: Силантьева Татьяна Валерьевна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока «Природа и наша безопасность»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать понятия «опасности в неживой и живой природе»
  2. Формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека
  3. Расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности, воображение и фантазию
  2. Развивать умение работать в группе, в команде
  3. Развивать оперативную память, произвольное внимание и мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать терпение, усидчивость
  2. Воспитывать уверенность в себе
  3. воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру школьников.

Оборудование: презентация, Учебник «Окружающий мир» 3 класс А.А. Плешаков , 2 часть, (УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемы результаты(П,М,Л)

Дидактические

и интерактивные

средства

  1. Этап самоопределения к деятельности(15 сек)

психологический настрой на урок

словесный

-Приветствие

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Игоревна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Ответное приветствие

М: личностное включение в учебную деятельность

Презентация

Слайд 1

  1. Актуализация знаний и мотивация(1-2 мин)

актуализация знаний через пробное учебное действие.

Словесный, побуждающий диалог

-Давайте вспомним, с какими опасными местами в квартире, доме и ближайших окрестностях вы познакомились на прошлом уроке.

-Назовите опасные места в квартире и доме. В ближайших окрестностях.

-Я уверенна, вы знаете, как правильно вести себя в этих местах.

-А на сегодняшнем уроке, мы продолжим знакомиться с опасностями, которые могут нам встретиться.

отвечают на вопросы,

Окна, балконы

Да

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Слайды 2-5

  1. Постановка учебной задачи(1-2 мин)

поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Словесный Проблемный вопрос

-Определить тему нашего урока помогут загадки:

1.Раскалённая стрела

Дуб свалила у села.

2.Лежит верёвка

Шипит плутовка

Брать её опасно-

Укусит. Ясно?

3. А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки.

-Как можно, одним словом назвать эти предметы? (К чему мы их можем отнести?)

- О каких опасностях пойдёт речь на уроке?

Подберите антоним к слову опасность.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-«Природа и наша безопасность»- так звучит тема нашего урока.

-Что бы вы хотели узнать по этой теме?(на экране появляются цели).

– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.    

молния

змея

мухомор

опасности, к природе

Об опасностях в природе

Безопасность

-«Природа и наша безопасность»

узнаем какие опасности может нести человеку природа;

познакомимся с правилами безопасного поведения в природе

П: Самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Слайд 6

  1. Открытие нового знания (Педпоказ)

(10-12 мин)

открытие нового через учебное действие.

Наглядный

Словесный Эвристическая беседа Практический упражнение

 «Гроза»

- Многие явления неживой  природы опасны для здоровья и жизни человека.

Как вы думаете, что это за явления?

-Молодцы, вы все правильно сказали.

Какое время года скоро начнется?

-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит летом?

-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния?

Молния – это электрическая искра. В считанные секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух мгновенно раскаляется. Звук от него мы называем громом. Если искра слабая, то и взрыв очень слабый, едва слышный.

Гром -  это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния  - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

- Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.

Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.

-Как уберечься от удара молнии?

Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.

-Какие же правила нужно соблюдать?

- Верно! Никогда не забывайте об этих правилах!

 Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему?

- Только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.

– Давайте запомним, что лучше не собирать ягоды, которые не знаешь. А такие растения, как белена, волчье лыко, вороний глаз, и другие, мы не будем путать с другими и не будем их рвать и даже прикасаться к ним. Их нужно запомнить!

- То, о чем мы поговорим дальше, вы узнаете отгадав загадку

- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

  Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть – нет головы. 

 Вы все бывали в лесу и, думаю, многие собирали грибы вместе со взрослыми.

– Это очень увлекательное занятие, но, к сожалению, иногда, съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почему это происходит? 

– Все ли грибы можно употреблять в пищу?

– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб.

- Прочитайте правила в учебнике и запомните их.

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.

- Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.

Дополнительные сведения вы найдете в учебнике на с.28.

Беседа после чтения

-Какая змея распространена в нашей стране?

-Ее отличительный признак?

-В каком случае она может укусить?

-Что же делать, если змея всё-таки укусила? 

 

К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.

Лето

гроза

молния

Учащиеся читают самостоятельно текст.

-Нельзя купаться во время грозы;

Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

Грибы.

Грибы бывают ядовитые.

Нет

-Это змея.

Гадюка обыкновенная.

Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.

Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Нужно немедленно обратиться в больницу.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе

П: структурирование знания

П: анализ и доказательство признаков, нахождения взаимосвязей в предметах

Л: проявление активности в общей работе

Слайды 7-13

  1. Первичное закрепление во внешней речи(1 мин)

усвоение учащимися нового знания через способы действия.

словесный

-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила? На стр. 28-29 прочитайте их.

-Что вы узнали нового?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Слайд 14

  Физминутка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Выполнение упражнений

Слайд 15

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25 мин)

закрепление пробного учебного действия по новой теме.

практический Индивидуальная практическая работа

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 16. Выполните задание 1.

- Что вы записали?

- Следующее задание № 2 вариант 2 самостоятельно, а затем проверим.

Работают в рабочей тетради

Деревом

Металлических предметов

Металлическими предметами

Купаться

Л: проявление понимания цели задания  выбор способов выполнения

  1. Включение в систему знаний(1 мин)

формирование системы знаний об окружающей действительности.

Словесный Обобщающий диалог

Давайте вспомним чем мы занимались на уроке.

Какая была тема урока?

Какая цель урока?

Всё ли получилось?

Природа и наша безопасность

Познакомиться с правилами безопасного поведения в природе

да

П: обобщение и структурирование знаний в речи

  1. Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников.

Словесный Анализ

-Подводя итог нашего, урока продолжите фразу.

«Я узнал»…

«Я повторил»…

«Я запомнил»…

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник стр. 25-29 читать, раб. тетр. №2 в.1, №3, №6.

- Спасибо за урок, можете отдыхать!

В каких случаях человеку приходится защищаться от природы

Правила поведения в квартире, доме и его окрестностях 

Какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами

да

П: доказательство качества выполнения задания

Слайд 16



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК)

Дата: 15.04.22

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 4-5

Урок: 1

Время:8:00-8:45

Кабинет: 302

Студент: Дегтярева Анастасия

Группа: 31

Учитель: Маркина Светлана Владимировна 

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Памятники Москвы покорителям космоса»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: формирование знаний о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Расширять знания учащихся о космосе;
  2. Знать соотечественников, которым установлены памятники в Москве за покорение космоса;
  3. Знать, где на территории Москвы, расположены эти памятники.

Развивающие:

  1. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  2. Развивать логическое мышление для установления причинно-следственных связей между явлениями;
  3. Формировать коммуникативные способности и умение вести диалог.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. Воспитывать уважение к героям-космонавтам, их труду и отваге;
  3. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование:  Учебник «Окружающий мир» 4 класс О.Н. Федотова, 2 часть, (УМК «Перспективная начальная школа»); учебная презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне

                                                        Ф.р.

                                                      Метод: словесный

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте перед началом нашего урока улыбнёмся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением. Можете садиться.

Готовят рабочее место.

Приветствуют учителя.

Садятся на свои места.

К: планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

М: личностное включение в учебную деятельность

Презентация, слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф.р.

Методы: Словесный: беседа, ответы на вопросы.

Наглядный:

слайды

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадку.

Пространство без воздуха с точками света,

Там мчится с хвостом своим длинным комета,

Мерцают галактики, кружат планеты,

Летят к дальним звездам наши ракеты.

Верно! Сегодня мы с вами отправимся в космос.

- Сейчас я покажу вам фотографии известных личностей. Ваша задача – назвать имена этих людей и их профессию.


Правильно!

Давайте рассмотрим несколько объектов нашего города.

-Вы узнаёте эти объекты? Назовите их.

-Как же назвать все эти объекты, одним словом.

- Знаете ли вы, что людям, которые внесли большой вклад в культуру, принято ставить памятники?  Как выдумаете, достойны ли люди, о которых мы только что говорили памятников?

Отвечают на вопросы учителя.

Космос

- Юрий Алексеевич Гагарин. Первый космонавт.

- Валентина Владимировна Терешкова. Первая женщина космонавт.

- Алексей Архипович Леонов. Космонавт, первый вышедший в открытый космос.

- Сергей Павлович Королёв. Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем.

Дети называют памятники

Памятники

- Да

К: высказывание

предположений

П: осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания

Л: формирование основ российской гражданской идентичности

Презентация слайды 2-5

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Методы:

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Формулирует вместе с детьми тему урока

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Правильно. Тема нашего урока

«Памятники Москвы покорителям космоса».

- Какая будет цель урока?

 Формулируют тему и цель урока.

- Памятники Москвы покорителям космоса.

- Узнать о том, какие памятники покорителям космоса расположены в Москве.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 

Л: развитие мотивов учебной деятельности

Презентация

слайды 6-7

"Открытие" детьми нового знания
 (14 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф.р.

Методы:

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Учитель организует работу с учебником.

- Кто-то из вас был в Москве? Видели ли вы памятники космонавтам?

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

Что это за памятник?

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент. А после вы ответите на вопросы.(видеофрагмент о полете Ю. Гагарина)

О ком и о чем видеофрагмент?

Когда был совершен полет?

Сколько длился полет?

Вы верно все запомнили. Давайте продолжим.

Давайте откроем учебники на странице 104 и узнаем о нём больше. Прочитайте, что написано о первом памятнике на этой странице и один абзац на следующей странице. Что вы можете рассказать  о нём?

- Верно. Этот памятник расположен в Гагаринском районе Москвы, который расположен на юго-западе Москвы. Высота памятника — 42,5 метра, общая масса — 12 тонн. У подножия монумента находится копия спускаемого аппарата корабля «Восток», на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос.

- Посмотрите на экран. Здесь изображён второй памятник. Как он называется? Дочитайте страницу 105 и расскажите о нём.

- Монумент установлен в Мещанском районе на севере Москвы. Сама скульптура установлена на постамент, на котором выгравированы надписи: «Создателям первого спутника Земли. 1957».

- Сейчас мы с вами увидим последний памятник на сегодня. Как думаете, как он называется? Прочитайте о нём страницы 106 и 107 и расскажите о нём.

- Монумент расположен в Останкинском районе на северо-востоке города. Его центральная часть – второй по высоте памятник в России. На аллее космонавтов  установлены бюсты космонавтов и пионеров ракетостроения: Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Владимира Комарова, Сергея Королёва, Мстислава Келдыша, Валентина Глушко.

Ребята, а вы знали, что в нашем городе тоже есть космонавт?

Сейчас я вам немного расскажу о нем.

Максим Викторович Сураев  родился 24 мая 1972 года в Челябинске. Но детство Максим провел в Шадринске в Курганской области. Сураев рос в семье военных, поэтому семье приходилось часто переезжать. Отец Максима в прошлом был военным летчиком. Еще в юном возрасте мальчик мечтал продолжить династию. Однако никто тогда не мог предположить, что Максим будет космонавтом.

В школу Максим пошел в городе Ногинске. По окончании учебы Сураев был зачислен в ряды курсантов Качинского высшего военного училища летчиков имени Мясникова. Завершив обучение, молодой офицер стал обладателем диплома летчика-бортинженера.

Впоследствии Сураев с красным дипломом окончил Академию имени Жуковского.

С декабря 1997 года Максим Викторович входит в состав отряда космонавтов России.

В 2009 году Сураев начал проходить подготовку уже в составе основного экипажа Международной космической станции.

На МКС международный экипаж, в составе которого находился Максим Викторович, стартовал 30 сентября 2009 года. Интересно, что Сураев стал первым космонавтом-блогером: во время полета он с орбиты вел сетевой дневник. По мнению экспертов, блог Сураева можно считать самым веселым и интересным среди всех других «космических» дневников. 

На родную Землю Сураев вернулся 18 марта 2010 года, успешно приземлившись в Казахстане.

В последующие годы Сураев стал активно заниматься общественно-политической деятельностью. В 2016 году Сураев вошел в состав  «Единой России». В том же году космонавт стал членом Госдумы. В связи с этим Сураев был освобожден от выполнения обязанностей космонавта-испытателя и уволен из отряда космонавтов.

Максим Викторович женат. Вместе с женой Анной он воспитывает двух дочерей.

Максим Сураев – 104-ый российский космонавт и Герой Российской Федерации. Это звание он получил в октябре 2010 года за героизм и мужество, проявленные во время осуществления полета в космос.

Узнают новое с помощью учебника.

- Была, но не видела.

- Не был.

- Памятник.

- Памятник Ю.А. Гагарину.

Смотрят видеофрагмент.

Отвечают на вопросы.

О полете Ю. Гагарина в космос.

12 апреля 1961 года

108 минут

Сделан из титана. Формой напоминает ракету. Один из самых высоких памятников в столице.

- Монумент «Спутник». Посвящён выведению первого искусственного спутника на орбиту Земли.

- Монумент «Покорителям космоса». Ракета – центральный элемент монумента. Аллея героев-космонавтов дополняет монумент бюстами известных космонавтов и учёных.

Да, нет

К: выражение своих

мыслей с

достаточной

полнотой и

точностью

П: построение

речевого

высказывания по

образцу; выполнение

действий по

алгоритму; структурирование знания.

Л: наличие мотивации к бережному отношению материальным и духовным ценностям

Презентация,

слайды 8-16

видеофрагмент,

учебник

Динамическая пауза

(2 мин)

Выполнение детьми динамической паузы

Ф.р.

Методы:

Практический:

Выполнение упражнений.

- Ребята, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз, два – стоит ракета. Ноги вместе, руки вверху над головой - «домиком».

Три, четыре – скоро взлёт.    Прыжок на месте: руки – в стороны, ноги – на ширине плеч.

Раз, два – хлопок в ладоши.  Два хлопка в ладоши.

А потом на каждый счёт.       Четыре хлопка в ладоши.

Раз, два, три, четыре   

Мы на месте походили. Ходьба на месте маршем.

Повторяют движения.

П: выполнение

действия по

алгоритму

Презентация, слайд 17

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

П.р.

Методы:

Практические: выполнение упражнения

Учитель даёт задание на запоминание памятников.

- Проверим, как вы запомнили памятники, я покажу вам фрагменты этих памятников. В парах вы обсуждаете, к какому памятнику, какой фрагмент относится.

 Выполняют задание в парах.

- Монумент «Спутник».

- Монумент «Покорителям космоса».

- Монумент «Покорителям космоса» - Аллея Героев-космонавтов.

- Памятник Ю.А. Гагарину.

П: построение

речевого

высказывания

Презентация,

Слайды 18-19

Самостоятельная работа с самопроверкой
(3 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И.р.

Методы:

Практический:

Практические: выполнение самостоятельной работы

Учитель организует самостоятельную работу на оценку.

- Выполните самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

Выберите правильный ответ. Обведите в кружок.

  1. День космонавтики отмечается 12 апреля 1961 года?
  1. Да
  2. Нет
  1. Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт …
  1. Королев
  2. Гагарин
  1. Имя первой женщины космонавта?
  1. Валентина Терешкова
  2. Елена Кондакова
  1. Фамилия авиаконструктора, который спроектировал первые ракеты?
  1. Королев
  2. Комаров
  1. Кто первым вышел из корабля в открытый космос?
  1. Алексей Леонов
  2. Герман Титов

- Поменяйтесь с соседом листочками и проверьте друг друга. Сколько вы поставили плюсов, такую и ставьте оценку.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работы своих товарищей и проводят взаимопроверку.

Правильные ответы:

1.а

2.b

3.a

4.a

5.a

Без ошибок- 5

1 ошибка-4

2 ошибки-3

3 и более-2

П: выполнение действий по алгоритму.

Р: контроль, коррекция, оценка

Презентация,

Слайд 20

тест

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г.р.

Ф.р

Методы: словесный –беседа

Практические: решение кроссворда

Учитель организует работу в группах над кроссвордом.

- Разгадайте кроссворд. Сделайте это в группах по 4 человека. 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/03/pamyatniki_moskvy_pokoritelyam_kosmosa.doc_image1.jpg

1.  На орбиту был выведен первый в мире искусственный           Земли.

2.Памятник первому космонавту Вселенной?

3.Первая женщина в мире, совершившая космический полёт?

4.Центральная часть монумента «.........космоса»?

5.Первый человек в мире, вышедший в открытый космос?

6.Как называется город – столица России?

7.Наш дом- планета…..?        

8.Какую планету называют красной?

Разгадывают кроссворд.

- 1. Спутник; 2. Гагарин; 3. Терешкова; 4. Покорителям; 5. Леонов; 6. Москва; 7. Земля; 8. Марс.

 Р:осуществление итогового контроля

Презентация, слайд 21

кроссворд

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р.

Методы: Словесный:

обобщающая

беседа

Учитель организует рефлексию по материалу урока.

- Вспомните, какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Вспомните, кому установлены памятники?

- Где они расположены?

- Сегодня мы говорили о памятниках Москвы.

Вспомните, есть ли у нас в городе памятники или места, которые напоминают нам о подвигах наших космонавтов?

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразу. Сегодня я узнал…

Домашнее задание: учебник, с.104-107

Повторяют материал, изученный на уроке.

- Памятники Москвы покорителям космоса.

- Узнать о том, какие памятники покорителям космоса расположены в Москве.

- Юрию Гагарину, Валентине Терешковой, Владимиру Комарову, Сергею Королёву, Мстиславу Келдышу, Валентину Глушко, Константину Циолковскому.

- На севере, северо-востоке и юго-западе Москвы.

Да, названия улиц, парки, торговые комплексы

- Сегодня я узнал о памятниках Москвы покорителям космоса.

Записывают домашнее задание.

П: контроль и

оценка процесса и результатов

Л: самооценка

деятельности

 Презентация,

Слайд 22



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...