Урок окружающего мира "Путешествие по России", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Карпова Лилия Викторовна

Данный урок проводится в 4 классе по программе А.Плешакова, где созданы условия для ознакомления с народами, населяющими Россию, их обычаями,занятиями.Знакомят с историей знаменитых городов России, их достопримечательностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rossii.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие по России.

 Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Создать условия для ознакомления с народами, населяющими Россию, и их обычаями, занятиями, с историей знаменитых городов России, достопримечательностями; способствовать формированию целостной картины мира; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Задачи:

Образовательные: Обеспечить в ходе урока освоение основных понятий по данной теме, формирование навыков самостоятельно поиска необходимой информации, умения работать с различными источниками информации, выделять нужные материалы.

Развивающие: Развитие интеллектуальных качеств, познавательных способностей и интереса, развитие умения рассуждать логично, излагать свои мысли четко.

Воспитательные задачи: Воспитание таких личностных качеств как коллективизм, патриотизм, чувства гордости за свою страну.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают  традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая работа.

Оборудование: Компьютер, иллюстрации с изображением достопримечательностей России, интерактивная физическая карта народов  России,  карточки с заданиями. Выставка к уроку.

Ход урока:

  1. Орг.момент:

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок

Прежде, чем начать работу, мы должны настроиться. Я предлагаю Вам посмотреть видеоролик.

  1. Актуализация знаний:

- О какой стране пойдет речь сегодня на уроке?

- Вы обратили моменты на красоты нашей Родины?

- Что вы знаете о России?

Ответы детей:

 - другое название нашей страны «Российская Федерация»

 - Российскую федерацию образуют 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа. Основной закон страны – Конституция. Главой нашего государства является Президент В.В.Путин. Символами нашего государства являются Государственный герб, флаг и гимн России. Столицей России является город Москва.

     3.  Самоопределение к деятельности:

- А теперь нам предстоит узнать, чем мы будем заниматься на этом уроке. Для этого надо разгадать кроссворд. (раздается матрешка с кроссвордом)

-  Какое же слово у вас получилось в выделенных клетках?

-  Вы обратили внимание, что форма листа у нас необычная?

-  Как вы думаете почему? (матрешка – символ России)

- Прочитайте тему урока, записанную на доске.

-  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

4. Открытие нового знания:

1. Работа с физической картой России.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Итак, мы  отправляемся в путешествие по нашей необъятной стране.

России – это огромная страна – площадь  - 17 125 191 км²

Расстояние от Калининграда до Владивостока - 10386 км. 

Чтобы добраться от Калининграда до Владивостока:
Пешком -81 день
На велосипеде - 16 дней
На пассажирском  поезде вам потребуется 129 ч.  

На самолете это расстояние можно преодолеть за 11 час. 16 минут.

2. Работа с интерактивной картой «Народы России».

- более 160  разных народов населяют нашу страну. Это русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, карелы, удмурты, марийцы и многие другие. И все мы россияне!

Ученик работает с интерактивной картой народов России.

 Организация групповой работы:

Учитель: Россия большая страна.  И вся ее территория разделена на природные регионы. Каждый из них имеет свое название. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.

 Начнем мы свое путешествие с  Дальнего Востока и Сибири.

- Вы будете работать группами. У вас на столах лежат маршрутные листы с указанием задания. Маршрут № 1 – «Путешествие на Дальний Восток России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–182 учебника).

Маршрут № 2 – «Путешествие по просторам  Сибири России» (группа учащихся изучает материал на с. 183–185 учебника).

Маршрут №3 – «Путешествие по ХМАО-Югре»( группа работает с дополнительным материалом)

- Изучите материал по плану:  

1. Какие народы населяют.

2. Занятия и обычаи населения.

3. Знаменитые города.

4. Достопримечательности.

Изложите информацию о каждом регионе  на листах. Можно использовать дополнительную литературу, рисунки, фотографии. От каждой команды есть по одному представителю, который готовил презентацию по своей теме.

Физминутка:

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: растения и животные изучаемого материка или природной зоны; названия гор и равнин, внутренних и окраинных морей, реки России бассейнов Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов и т.д.

Попросить учащихся встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта.

  1. Выступление групп по новой теме.
  2. Подведение итогов урока:

-  Какую цель мы поставили в начале  урока?

-  Что нового вы узнали из нашего путешествия?

- В каких городах вы хотели бы побывать после нашего урока?

«Наша Родина»

И красива, и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

Г. Ладонщиков

5. Рефлексия:

Светофор.

 - Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора». Зеленый цвет – все понятно, желтый цвет – есть затруднения, красный – много непонятного осталось после урока.

6. Домашнее задание:

Работа с контурными картами. На контурной карте отметить города Дальнего Востока и Сибири. Рассказать о городе, который понравился больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"

Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)

Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:-       сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических...

разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....